Дисциплина в образовании. Способы и средства обеспечения дисциплины в образовании

Феномен образования. Воспитание и обучение как подсистемы образования

(Семинар – 2 часа)

Задачи:

- раскрыть сущность образования и особенности его педагогической интерпретации;

- обеспечить студенту представление о многозначности образования ;

- сопоставить различные интерпретации образования: культурологическую, этнологическую, социологическую, экономическую, политическую, антропологическую, психологическую, педагогическую;

Раскрыть сущность и особенности воспитания и обучения как подсистем целостного процесса образования человека.

Опорные понятия: образование, воспитание, обучение, педагогический процесс.

Вопросы для обсуждения: и понимание, что педагогика, изучающая пути и способы целенаправленной организации развития человека, рассматривает образование, прежде всего с точки зрения создания условий для развития человека, позволяющих управлять этим процессом в интересах общества, государства, отдельных групп людей, самого образовываемого;

1.Дайте развернутое определение образованию, в котором будут отражены важнейшие черты этого феномена. Проанализируйте различные определения образования. Охарактеризуйте образование как деятельность, цель, результат, процесс, отношение, институт.

2. Соотнесите понятия образование, обучение, воспитание. Дайте определение двум последним. Что объединяет все три понятия? Что является специфическим для каждого из них?

3. Как вы понимаете утверждение, что человек сам несет в себе свой собственный образ. В чем значение этого тезиса для педагогики?

4.Какие особенности человека позволяют выделить в процессе образования подсистемы воспитания и обучения?

5. Сформулируйте базовые универсальные цели обучения. Какими средствами они могут быть достигнуты?

Сформулируйте базовые цели воспитания. Какими средствами они могут быть достигнуты?

6. Каким образом может достигаться единство воспитания и обучения в реальной педагогической практике? Каким образом в вашем вузе осуществляется учебная и воспитательная деятельность? Существует ли их единство?

Практические задания:

1.На основе изучения текстов А.В Мудрика «Воспитание в системе образования: характеристика понятия» (2001), А.М.Сидоркина «Методы воспитания»(1993) , Б.З.Вульфова и В.Д Иванова «Основы педагогики» (2000),атакже А.Дистервега «Воспитывающее обучение – обучающее воспитание» (1841) ответьте на вопросы:

- Какова структура педагогического процесса?

- При соблюдении каких условий воспитание будет обучать, а обучение воспитывать?

- Каковы место и роль самообразования и самовоспитания в становлении человека?

Литература.

Корнетов Г.Б. Воспитание и обучение как две подсистемы целостного процесса образования // Завуч. 2002.№3

Краевский В.В.Воспитание или образование? // Педагогика,2001. №3.

Лернер И.Я. Об обучении и воспитании. М.,1988.

Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) в 2 кн./ Под ред И.А.Зимней. М.,2001.

Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.,2000.

Дисциплина в образовании. Способы и средства обеспечения дисциплины в образовании

(семинар- 2 часа)

Задачи:

-сформировать понимание целей, возможностей и границ использования дисциплины в образовании;

- обеспечить понимание различных подходов и способов обеспечения дисциплины в образовании, об их педагогических последствиях и путях реализации

Опорное понятие: дисциплина в образовании.

В истории педагогики существуют разные подходы к интерпретации феномена дисциплины.

ПозицияЯ.А.Коменского( 17 век):

«Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех и ненависть» (Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы// избр.пед.соч.: В 2т.; Пер.с лат. М.,1982.Т.2. С.161-162). Для Коменского дисциплина – «узы», связывающие работу, подлежащую исполнению, и действующих лиц.

Позиция Джона Дьюи (1859-1952):

«…дисциплинаозначает власть над своими возможностями, управление имеющимися ресурсами для осуществления предпринятой деятельности. Понять, что надо сделать, а затем приняться за это, не откладывая дела в долгий ящик, используя необходимые средства - вот что значит быть дисциплинированным» (Дьюи Д.Демократия и образование /Пер. с англ. М., 2000. С.124.)

Позиция С.И.Гессена:

«Дисциплина возможна через нечто иное, чем она сама – через свободу как высшее просвечивающее в ней начало» (Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,1995. С.67.) По его мнению, дисциплина, обладающая высшей целью, которой служат и властные и подвластные, обращается к собственной воле и разуму подвластных, оставляет место для личной инициативы, предоставляет выбор средств и путей самостоятельному суждению дисциплинируемых, предполагает их ответственность.

ПозицияА.Нилла: «Возникает кощунственный вопрос: а почему, собственно, ребенок должен слушаться? Я на него отвечаю так: он должен слушаться, чтобы удовлетворить стремление взрослого к власти, зачем же ещё?... Поскольку социальное одобрение – это то, чего хочет каждый, ребенок сам научается вести себя хорошо, и никакой особенной внешней дисциплины не требуется?» (Нилл А.Саммерхилл – воспитание свободой// Пер. с англ. М.,2000. С.124,127.)

Вопросы к семинару:

- На основе сравнительного анализа различных подходов к пониманию места, роли и значения дисциплины в образовании человека сформулируйте и обоснуйте собственное понимание дисциплины в педагогике. Используйте выше обозначенные позиции, а также текст приложения 1, где показаны подходы И.Г.Гербарта,А.Дистервега, К.Роджерса.

- На основе текста приложения 2 проанализируйте позицию С.Л, Соловейчика относительно дисциплины. Считаете ли вы эффективными и результативными его способы достижения дисциплины, а также других ученых?

-Каким образом обеспечивалась дисциплина в школе, где Вы учились и каким образом это делается в вузе, где вы учитесь?

- Какие проблемы удается решить, а какие нет? Что вы предлагаете для их решения?

Литература:

Наши рекомендации