Основные принципы и особенности осуществления признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации и признание российских документов об образовании за рубежом

Ключевым моментом при реализации международных образовательных обменов и приеме на обучение иностранных граждан является признание их квалификации, осуществляемое посредством экспертизы и оценки представленных ими документов об образовании.

В процессе осуществления международной академической мобильности наиболее универсальной является проблема соответствия каждого конкретного иностранного кандидата на обучение (стажировку или работу) тем требованиям, которые предъявляются для такого рода деятельности в другой стране. Речь идет прежде всего об академических требованиях, т.е. о соответствии предшествующей академической подготовки, полученной в одной стране, требованиям нового этапа обучения (или иной деятельности) в другой стране. Если в предшествующие периоды установление указанного соответствия осуществлялось на основе концепции эквивалентности, то в настоящее время для этого используется принцип признания.

Сама практика академической мобильности, масштабы и формы которой неуклонно расширяются, показала, что проведение количественных сопоставлений уровней подготовки, изначально предполагаемое в качестве условия установления эквивалентности, является процедурой не только сложной, но и далеко не бесспорной. Практика показала, и это самое главное, что при решении вопроса о сопоставлении уровней национальных и иностранных дипломов решающую роль играют не те или иные количественные параметры ( от которых, конечно, нельзя отказаться полностью), а также не подлежащие формализованному выражению факторы, как престиж данной системы образования и рейтинг конкретного высшего учебного заведения.

В мировой практике признание иностранных академических квалификаций, т.е. дипломов, свидетельств и других документов об образовании, полученных за рубежом, осуществляется на основе специально разработанных для этой цели юридических процедур.

Содержательные принципы и основные организационные механизмы этих процедур, как правило, прописаны в соответствующих нормативных и правовых актах и положениях каждой отдельно взятой страны. Так, в частности, в Российской Федерации полномочия по признанию иностранных квалификаций об образовании законодательно закреплены за Министерством образования, а конкретные процедуры признания осуществляются согласно нормативным положениям, устанавливаемым Министерством.

Поскольку в процессе признания всегда затрагиваются интересы другой страны, то проблема признания фактически является международной. Для более эффективного ее разрешения заинтересованные страны, между которыми происходит интенсивный обмен студентами, нередко заключают между собой правительственные соглашения о взаимном признании документов об образовании. Основу этих соглашений составляют статьи, в которых перечисляются конкретные взаимно признаваемые дипломы, свидетельства, ученые степени или звания двух стран.

Ключевое место в этих соглашениях всегда занимает статья о взаимном признании документов о полном среднем образовании, дающих право доступа к высшему образованию. Наличие межгосударственного соглашения о признании сводит проблему признания к относительно простой административной процедуре.

В случае России реальной правовой базой для осуществления признания служат межгосударственные двусторонние соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий. Россия как правопреемница СССР унаследовала 54 таких соглашения. Практически все они были заключены с развивающимися и бывшими социалистическими странами, из которых в СССР традиционно направлялись крупные контингенты студентов В настоящее время имеется 70 подобных соглашений, которые формально считаются действующими.

Вместе с тем имеется значительное число стран, в том числе, большинство стран Западной Европы, с которыми соглашения о признании отсутствуют. Это объясняется не только объективными трудностями, которые приходится преодолевать экспертам и политикам, участвующим в разработке данных соглашений, но также и тем фактом, что в силу сложившихся традиций ряд стран вообще не заключают подобных соглашений, т.к. осуществление признания в них относится к компетенции высших учебных заведений, обладающих в этом вопросе полной автономией. Так обстоит дело, например, в США, Великобритании.

В связи с изменившейся международной ситуацией и перспективами расширения сотрудничества России в области образования и подготовки специалистов с западными странами приоритетной стала проблема сравнительного изучения систем образования стран Запада и России и разработка соглашений о взаимном признании и эквивалентности учебных курсов, ученых степеней и званий с этими странами. До недавнего времени такие соглашения, носившие ограниченный характер, имелись только с Финляндией, Испанией и Грецией.

Однако, 12 мая 2003г. произошло событие, которое может иметь далеко идущие последствия для решения проблем признания российских квалификаций в западных странах. В этот день в Санкт-Петербурге министр образования РФ В.М.Филиппов и Посол Франции в России Клод Бланшмезон подписали по поручению своих правительств двустороннее соглашение о признании диплома российского кандидата наук и диплома французского доктора в качестве документов, подтверждающих «наличие компетенций одного уровня». Это означает настоящий прорыв в признании за рубежом российских документов о послевузовском образовании, поскольку создан прецедент признания между Россией и одной из ведущих стран Западной Европы. Нет сомнения, что подписание данного соглашения позволит в перспективе снять основные проблемы, касающиеся объективного признания российской степени кандидата наук в любых странах.

Данный факт, тем не менее, касается только послевузовского образования, где признание российских квалификаций осуществлялось относительно просто по сравнению с дипломами других уровней. В этой связи следует рассчитывать на перспективу быстрого заключения подобных всеобъемлющих соглашений с ведущими западными странами, тем более что в некоторых из них, например, в США, решение вопроса о признании иностранных дипломов полностью относится к компетенции вузов. В этой обстановке перевод международных связей российской высшей школы на качественно новый уровень не может быть достигнут без активной и целеустремленной деятельности высших учебных заведений.

В ситуации, когда отсутствуют двусторонние соглашения о признании, на помощь приходят многосторонние международные соглашения, так называемые конвенции об академическом признании, которые объединяют, как правило, страны отдельных регионов. В настоящее время наиболее полной и проработанной из подобных региональных конвенций является разработанная ЮНЕСКО и Советом Европы и подписанная в 1997 году в Лиссабоне Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. В начале 2000 года эта Конвенция вступила в силу и вскоре в соответствии с Федеральным Законом от 4 мая 2000 года № 65-ФЗ к ней присоединилась Российская Федерация. Таким образом, на данный период и на ближайшую перспективу Лиссабонская Конвенция представляет собой для нашей страны главную международно-правовую основу осуществления признания.

Необходимо, однако, четко понимать, что Лиссабонская Конвенция, в отличие от двусторонних соглашений о признании, не является юридическим актом прямого действия, т.к. в ней не содержатся сопоставления конкретных дипломов и свидетельств. Конвенция содержит только определения важнейших терминов и понятий, используемых при решении вопросов признания, и рекомендации по процедурам и механизмам признания. В этой связи надо отдавать отчет в необоснованности появляющихся в некоторых публикациях и сообщениях СМИ утверждений, что в результате присоединения нашей страны к Лиссабонской Конвенции автоматически решаются проблемы признания российских академических квалификаций за рубежом. Можно лишь обоснованно утверждать, что в связи с введением многоуровневой структуры высшего образования в РФ и при условии действенного использования Россией возможностей, открывающихся с вступлением в силу Лиссабонской Конвенции, перспективы международного признания российских вузовских дипломов представляется в целом как значительно более благоприятные по сравнению с дореформенной ситуацией. Однако, автоматических подвижек здесь ожидать не следует.

Естественно, что признание российских документов об образовании представляет наибольшие трудности в тех странах, с которыми у нас нет двустороннего соглашения. К сожалению, систематизированная достоверная информация по данному вопросу отсутствует, так как значительное число молодых людей из России в настоящее время поступает в высшие учебные заведения США и стран Западной Европы самостоятельно, вне официальных программ, осуществляемых по линии Министерства образования.

По имеющимся частичным данным можно сделать вывод, что определенные проблемы возникают в процессе признания российских школьных аттестатов, в первую очередь, в западноевропейских странах. Никаких претензий при этом к содержанию или уровню подготовки обычно не выдвигается, так как неоднократно проводившиеся сопоставимые результаты международных олимпиад школьников анализы показывают, что российская школьная подготовка не только не уступает по основным параметрам подготовки в школах других стран, но зачастую ее превосходит. Это прекрасно известно иностранным экспертам. Поэтому обычно они апеллируют к реально существующему различию в сроках обучения, настаивая на том, что 11-летнее обучение в школах России, даже при его большой содержательной насыщенности и интенсивности, не может произвести обучающее и воспитательное воздействие, соизмеримое с воздействием, производимым за 12-13-летний период школьного обучения, имеющий место во всех развитых странах. Именно из-за этого различия в сроках выпускники наших школ испытывают проблемы при попытках непосредственного поступления на 1 курс вузов Франции, Великобритании, Голландии, Бельгии и некоторых других стран. Обычно таким выпускникам предлагается пройти дополнительную (как правило, платную) подготовку, сдать соответствующие экзамены или тесты. Поскольку знание языков стран пребывания является обязательным условием поступления в вуз любой страны, требование дополнительной подготовки по определенным предметам всегда сочетается с требованием сдачи экзамен или теста на знание языка.

Отметим, что в США наши аттестаты признаются относительно лучше. Что касается дипломов вузов, то меньше всего проблем имеют наши математики, физики, программисты и представители других естественнонаучных специальностей, а также филологи и специалисты в области искусства. Значительно сложнее приходится юристам и экономистам, и, по-видимому, наибольшие трудности встают перед нашими выпускниками с дипломом врача, особенно, если речь идет о профессиональном признании.

При решении вопроса о признании иностранных дипломов необходимо ответить не на один, а на несколько важных вопросов, поэтому критерии оценки дипломов иностранных граждан разделяются на группы соответственно содержанию вопросов, на которые приходится отвечать экспертам при рассмотрении каждого конкретного диплома.

Среди этих вопросов на первом месте всегда стоит вопрос о том, является ли представленный документ (или его заверенная копия) подлинным и имеющим официальный статус.

Следующая проблема, которую обычно решают эксперты, заключается в том, чтобы установить, является ли указанная в иностранном дипломе квалификация официально признанной в стране происхождения или, другими словами, соответствует ли эта квалификация завершению программы, аккредитованной компетентным органов в данной стране

Следующий вопрос, ответ на который необходим для принятия решения о признании:является ли вуз, выдавший диплом официально аккредитованным у себя в стране, т.е., обладает ли он правом выдавать подобные дипломы

И наконец, вопрос четвертый, который ставится, если на первые три вопроса эксперты дали положительный ответ: на каком уровне (в сравнении с уровнями российских дипломов) можно признать рассматриваемый иностранный диплом.

Критерии ответа на него могут быть различными в зависимости от того, существует ли между данной страной и Россией соглашение о взаимном признании дипломов или нет.

В случае, если подобное соглашение существует, и в нем есть статья, устанавливающая соответствие между рассматриваемым иностранным дипломом и одним из российских, диплом признается в соответствии с соглашением об эквивалентности.

Весьма распространенной случай при приеме на обучение в вузы России иностранных граждан, уже обладающих дипломами высшего образования своей или третьей страны. Подобное соглашение отсутствует или в нем отсутствует статья, в которой упоминался бы рассматриваемый диплом.

Если речь идет о наиболее распространенных типах иностранных дипломов (бакалавр США, лиценциат или мэтриз Франции и эквивалентные им дипломы других стран), то для них уже имеются достаточно обоснованные правила сравнения с уровнями российской высшей школы, и необходимо квалифицированно применять эти правила.

Рассматриваемый иностранный диплом не соответствует (по крайней мере, при первичном ознакомлении с ним) известным типам мировых дипломов.

В этом случае для принятия обоснованного решения необходимо проводить сопоставление в несколько этапов. Этап первый – обоснованно сопоставить рассматриваемый диплом с другим дипломом данной страны, уровень которого в России уже оценен. Этап второй – окончательная оценка рассматриваемого диплома. Если указанный подход не дает результата, то необходимо попытаться сопоставить рассматриваемый диплом с дипломом третьей страны (предпочтительно, бывшей метрополии), система образования которой близка к данной стране, и далее вынести опосредованное заключение по уровню.

Во всех подобных случаях допустима и даже желательна дополнительная проверка квалификации кандидата в форме собеседования, теста и т.п., а также могут быть сформулированы дополнительные требования к кандидату (изучить определенные курсы и сдать по ним экзамен и т.п.)

Наши рекомендации