Виды источников уголовно-исполнительного права. Система уголовно-исполнительного законодательства.

В теории права общепринята трактовка той или иной отрасли законодательства в узком и широком смысле. В узком смысле под отраслью законодательства понимается совокупность законов, которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к предмету его регулирования. Соответственно, под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Согласно п. “о” ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится уголовно-исполнительное законодательство. Положение, сформулированное Конституцией Российской Федерации, означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, находится в федеральной компетенции. Поэтому в систему уголовно-исполнительного законодательства должны входить не Основы законодательства, регулирующие исполнение наказания, а Уголовно-исполнительный кодекс. Это вытекает из разграничения компетенций Российской Федерации и ее субъектов, предусмотренных в ст.ст.71,72 Конституции Российской Федерации.

Виды источников уголовно-исполнительного права:

1. Конституция Российской Федерации (принятая 12 декабря 1993 года) – основной, фундаментальный источник уголовно-исполнительного права. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Все иные правовые акты не должны противоречить Конституции, и если такое противоречие есть, оно должно быть устранено, то есть правовые акты должны быть приведены в точное соответствие Конституции РФ.

Положение о прямом действии Конституции имеет непосредственное отношение к уголовно-исполнительному праву. Так, Конституция Российской Федерации определяет правовой статус личности, ее права и обязанности, гарантирует защиту прав и свобод личности. Охрана прав и свобод личности является приоритетной задачей, ибо личность и ее права являются высшей ценностью в правовом государстве. Права и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в такой степени, в какой это необходимо для защиты конституционного строя государства, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, например, не имеют права избираться и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Целый ряд конституционных норм имеет самое непосредственное отношение к уголовно-исполнительному праву. Так, Конституция Российской Федерации запрещает принудительный труд. Это положении Конституции имеет прямое отношение к организации труда осужденных в местах лишения свободы.

Такое же отношение к исполнению уголовных наказаний имеет положение Конституции РФ о праве на образование, гарантированности, общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего специального образования, об обязательности общего основного образования.

Право на отдых, пенсионное обеспечение, медецинскую помощь, на возмещение вреда, гарантия свободы совести, свободы вероисповедания, закрепленные в Конституции Российской Федерации, также имеют прямое отношение к исполнению уголовных наказаний, к правовому положению осужденных, особенно осужденных к лишению свободы на определенный срок и пожизненно.

Согласно Конституции уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Принятие законов, регулирующих исполнение уголовных наказаний являются исключительной компитенцией Федерального собрания Российской Федерации.

2. Акты палат Федерального собрания и Указы Президента Российской Федерации.

Нормы права, имеющие отношение к уголовно-исполнительному праву имеются в законах и постановлениях Федерального собрания Российской Федерации и Указах Президента Российской Федерации, например, Постановление Государственной думы РФ об амнистии .

Нормы, относящиеся к организации труда осужденных, содержаться в Законе “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, Закона “О собственности в РСФСР”, в Указах Президента , касающихся оплаты труда осужденных( Указ Президента от 30 ноября 1991 года внес изменения в оплату труда осужденных, а Указ от 6 августа 1992 года распространил действие Указа от 30 ноября 1991г. на осужденных, оставленных для работы по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов Министерства безопасности Российской Федерации.

Важное значение для процесса исполнения уголовных наказаний имеют Указы Президента о помиловании в отношении индивидуально определенных лиц.

Следует отметить, что Указы Президента не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

3. Уголовно-исполнительное законодательство состоит из Уголовно-исполнительного кодекса и других федеральных законов Российской Федерации. Уголовно-исполнительным законодательством устанавливается:

  • общие положения ипринципы исполнения наказания и других мер уголовно-исполнительного воздействия на осужденных, предусмотренных Уголовным Кодексом РФ;
  • порядок и условия исполнения и отбывания наказания и применение средств исправления осужденных;
  • порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание;
  • участие органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и граждан в исправлении осужденных;
  • порядок освобождения от наказания и оказание помощи освобожденным.

К этой группе источников уголовно-исполнительного права относится Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Закон “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”.

Основным источником является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принятый 18 декабря 1996 года, регулирующий исполнение всех видов уголовных наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, возникающие в процессе и по поводу исполнения наказаний.

Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает принятие иных федеральных законов, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказаний. Например, в ст. 182, 183 УИК предусматривается принятие законов о социальной помощи освобожденным от наказаний и контроле за ними.

Наши рекомендации