В практических целях рекомендуется выделять несколько уровней становления понимания речи у детей с речевым недоразвитием.
Нулевой: ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения.
Ситуативный: ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром, знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела
Работая с детьми по развитию понимания речи, можно творчески использовать все задания из раздела "Обследование понимания речи"
у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.
Номинативный: ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках (идет, сидит, читает и т.п.). Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей (чем? кому? с кем? и т.п.).
Предикативный: ребенок знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках, различает значения нескольких первообразных предлогов (положи на коробку, в коробку, окало коробки). Не различает грамматических форм слов.
Расчлененный: ребенок различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (морфами) — флексиями, приставками, суффиксами (стол — столы, улетел — прилетел).
Но прежде чем приступить к обследованию детской речи, необходимо собрать речевой анамнез.
Вопросы для беседы с родителями
Условия воспитания. Где воспитывался ребенок (дома с матерью, бабушкой, в дошкольном учреждении с дневным или круглосуточным пребыванием). Каково речевое окружение: двуязычная среда, недостатки речи в семье. Получал ли логопедическую помощь, если да, то какую и в течение какого времени, каковы были результаты. Имели ли место тяжелые соматические заболевания в период раннего речевого развития. Не находился ли длительно в больницах.
Поведение. Общается ли с детьми своего возраста, младше себя, старше себя или предпочитает находиться (играть) в одиночестве. Спокойный, беспокойный, контактный, конфликтный, ласковый. Имеются ли различия в поведении дома и вне семьи (в дошкольном учреждении, с детьми на улице, с чужими).
Игры и интересы. Какие игрушки любит .и как их использует: неосмысленно манипулирует попавшимися под руку игрушками, предметами; использует игрушки по назначению; организует сюжетную игру. Как относится к своим игрушкам: игрушка быстро надоедает, ребенок ломает их, проявляет интерес только к новым игрушкам или предпочитает одну, любимую игрушку. Как играет: молча или сопровождает свои игровые действия различными звукосочетаниями (не обязательно словами!). Желательно записать продуцированные звукосочетания, если они имеют место во время обследования ребенка, который занят игрой.
Моторное развитие. Ловкий, неловкий, обслуживает себя или нет. Умеет ли сам застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать и завязывать шнурки. Какой рукой ест, хватает, держит карандаш. Самостоятельно ест или ребенка кормят. Хорошо ли жует пищу или "давит" ее. Как глотает, часто ли поперхивается.
Наблюдения воспитателей. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то узнать у родителей, какие замечания в его адрес имелись со стороны воспитателей. Как справляется с программным материалом по всем видам деятельности, что особенно трудно дается (развитие речи, счет, рисование и т.п.). Если есть характеристика из дошкольного учреждения, то внимательно с ней ознакомиться.
Раннее речевое развитие. Когда стал узнавать близких, когда стал реагировать на звук, на свое имя. Когда и как протекал период лепета (активно, неактивно, однообразно, звуки лепета были самые разнообразные). Когда стал понимать обращенные просьбы (до года, после года): "иди ко мне", "поцелуй маму", "сделай ладушки" и т.п. Что понимает из речи взрослых в настоящее время. Переспрашивает ли и как часто. Какие и когда появились первые осмысленные слова. Обратить внимание, были ли это целые слова мама, папа, ба-ба или только части их — "ма", "па", "ба". Имело ли место смешение лиц, окружающих ребенка (маму называл "баба", слово "ма" относил ко многим женщинам). Когда стали появляться новые слова. Когда стал активно повторять слова за взрослыми. Какие и когда появились первые словосочетания. Как шло развитие речи после появления первых фраз (очень медленно, медленно, динамично, бурно). Когда родители заметили отставание в развитии речи.
Что в настоящее время беспокоит родителей (полное отсутствие речи, говорит только несколько слов, сильно искажает слова, мало говорит, автономность речи, аграмматизм, косноязычие и т.д.).
Задание 1.Выяснить, понимает ли ребенок целостные словосочетания, которые он мог много раз слышать.
Выяснив из беседы с родителями, какие обороты речи ребенок много раз слышал, логопед предлагает ему проделать действия, например: поцеловать маму, обнять папу, пожалеть бабушку, поиграть в ладушки, закрыть глаза, помахать ручкой, взять маму за руку и идти домой.
Задание 2.Выяснить, какие названия игрушек знакомы ребенку.
Логопед предлагает ребенку показать расставленные перед ним игрушки (без учета цвета и величины), например: "Покажи зайчика, "Покажи машину", "Покажи собачку". Задания можно сформулировать иначе: "Возьми коровку", " Возьми лошадку", "Возьми мишку".
Или предложить ребенку поочередно подать игрушки, расставленные на столе: "Дай мне куклу", "Дай мне пирамиду", "Дай мне козлика", "Дай мне пароход", "Дай мне рыбку" и т.д.
Задание 3.Выяснить, знает ли ребенок названия предметов, которыми пользуется в быту.
Задание 4.Выяснить, может ли ребенок показать части своего тела и части тела куклы, игрушечных животных.
Задание 5. Установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках. Одновременно показывают ребенку не более 4-5 картинок.
Задание 6.Установить, названия каких действий знакомы ребенку.
а) Логопед раскладывает перед ребенком сюжетные картинки (3-4), на которых одно и то же лицо (например, девочка или мальчик) совершает различные действия. Сначала логопед дает возможность ребенку рассмотреть картинки, а затем задает ему вопрос таким образом, чтобы можно было выявить, названия каких действий знакомы ребенку, а каких незнакомы, исключая в вопросах подсказывающие слова, т. е. названия знакомых предметов.
"Покажи, где девочка кушает. А где девочка идет?"; "Покажи, где девочка сидит. А где читает?"; или: "Покажи, какая девочка читает. А какая девочка спит?". Можно спросить так: "Покажи, кто здесь шьет. Кто здесь рисует?"; "Кто здесь стирает? А кто лежит?".
б) Вопросы ставятся к названиям действий, выраженным возвратными глаголами: "Кто здесь одевается?"; "Покажи, кто здесь причесывается. А кто умывается? А кто обувается?"; "Покажи, кто катается".
в) Поставить вопросы к смежным картинкам, где изображены действия, сходные (близкие) по ситуации. Перед ребенком кладут две, а затем четыре картинки, которые заменяются следующей парой. "Покажи, кто здесь умывается. А кто вытирается?"; "Покажи, кто стирает. А кто купается?"; "Покажи, какой мальчик (девочка) пишет, а какой рисует"; "Покажи, кто прыгает, а кто бежит".
Задание 7.Установить (при помощи вопросов к сюжетным картинкам: что? кого? где? куда? на чем? чем? кому? с кем? с чем? и т.д.), сложилось ли у ребенка понимание направленности действия, объекта действия, понимание места действия или для кого оно совершается и т.п.
Сначала логопед предлагает рассмотреть внимательно картинки, а затем к одной из них ставит несколько вопросов, отмечая, какие вопросы вызывают затруднения в понимании.
К картинке "Девочка сидит за столом" (девочка держит ложку в руке, на столе хлеб, тарелка с супом) можно поставить следующие вопросы: "Чем кушает девочка? Что она кушает? С чем кушает девочка суп? На чем девочка сидит?"
К картинке "Мальчик вытирается полотенцем": "Покажи, чем он вытирает уши. Что вытирает мальчик? Куда он потом повесит полотенце?"
К картинке "Мальчик рисует цветок": "Покажи, что рисует мальчик. А теперь покажи, чем он рисует. А где у него лежат краски? Посмотри внимательно и угадай, куда мальчик повесит свою картину".
Задание 8.Установить, понимает ли ребенок просьбы, вопросы, если они связаны с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных для ребенка местах.
Предлоги даются в словосочетаниях с названиями хорошо знакомых предметов и названиями хорошо знакомых действий, например: "Давай уберем игрушки со стола и поставим их в шкаф. Теперь подойди к окну. Посмотри в окно. Кто там на улице? Достань кису из шкафа и поставь ее на стол. Садись за стол. Сел? А ножки убери (спрячь) под стол. Вот так. Удобно? Положи ручки на стол".
Или: "Подойди к шкафу. Возьми игрушку из шкафа. Положи игрушку на стол" и т.д.
Задание 9.Установить, узнает ли ребенок предметы по их назначению.
Перед ребенком кладут картинки с изображением знакомых предметов, например детских ботинок, расчески, чашки, детской лопатки, и просят показать: "Из чего ты пьешь молоко? Что ты надеваешь на ножки? Что нужно маме, чтобы расчесать тебе волосы? Что тебе нужно, чтобы копать песок?"
Картинки заменяются другими знакомыми предметными картинками, например, мыло, ложка, очки, пальто, ключ, зубная щетка. "Что ты возьмешь, если будешь купаться? Дай мне то, чем ты будешь есть. Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Что ты наденешь, если пойдешь гулять? Если дверь заперта, чем ты ее откроешь? Что ты возьмешь, чтобы чистить зубы?"
Предметные картинки снова заменяются другими: иголка с ниткой, ножницы, шапка, варежки. "Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что тебе нужно, чтобы разрезать бумагу? Что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять? Если ручки замерзнут, что ты наденешь на них?"
Задание 10.Предложить ребенку запомнить и выполнить два-три действия, сформулированных в одной просьбе: "Налей в стакан воды и дай бабушке (маме). Возьми у меня карандаши и убери их в шкаф. Вот смотри: зайчик и кукла. Зайчика ты отнеси маме, а куклу положи спать. (Рядом одеяло, подушка или детская кровать). Открой дверь, подай стул, возьми мяч".
То же самое можно предложить проделать с предметными картинками: "Дай маме домик, а лопату спрячь в стол, кошку же оставь на столе. Мячик дай мне, зайчика возьми себе, а рыбку положи маме в сумку".
Задание 11.Установить, какие названия признаков предметов знакомы ребенку.
а) Задаются вопросы относительно принадлежности отдельных предметов, хорошо знакомых ребенку (например, об одежде, сумке, носовом платке и т.д.). Логопед кладет на стол свой платок, а рядом кладет платок ребенка. Спрашивает: "Покажи, где мой платок, а где твой. Где твоя шапка, а где моя? Где твои варежки, а где мои?"
б) Логопед предлагает сравнить отдельно предметные картинки и показать, где нарисован большой медведь, а где маленький, где большая собака, а где маленькая. Таким же образом выясняется, знает ли ребенок такие словесные обозначения признаков, как: длинный — короткий (карандаш), толстый — тонкий (карандаш), или: толстая — тонкая (веревка), узкая — широкая — (лента), высокий — низкий (стол, забор).
в) Логопед предлагает ребенку сравнить два предмета по величине: "Какой кубик больше? Какой кубик меньше? Какая палочка длиннее, а какая короче? Какая веревка толще, а какая тоньше?" И т.д.
Задание 12.Установить, как ребенок понимает элементарные временные отношения: давно—недавно, вчера— сегодня.
Для этого необходимо сначала выяснить у родителей, какое наиболее яркое событие в жизни ребенка было вчера и что было сегодня. Можно спросить о каких-либо покупках.
Выявление понимания грамматических форм слов1
1См. подробнее: Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е Левиной. М., 1968. С. 51-54.
Задание 13.Установить, различает ли ребенок грамматические формы единственного и множественного числа существительных.
Перед ребенком раскладывают картинки. На одних из них изображены единичные предметы, на других — эти же предметы в количестве от двух и более. Сначала подбираются, картинки с изображением предметов, название которых во множественном числе имеет ударение на конце слова.
Например:
шар — шары
стол — столы
карандаш — карандаши
гриб — грибы
слон — слоны
кот — коты
дом — дома
Дай мне гриб. Дай грибы. Дай карандаш. Дай карандаши.
Затем существительные с безударным окончанием во множественном числе:
кукла — куклы
кошка — кошки
собака — собаки
корова — коровы
лопата — лопаты
Логопед предлагает показать, где собаки, а где собака; где гриб, а где грибы и т.д.
Задание 14.Установить, понимает ли ребенок значения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Предварительно логопед должен объяснить, что маленькие или игрушечные предметы он будет называть ласково, нежно.
"Покажи, где стол, а где, столик (обеденный и детский столы)"; "Где дом, а где домик (жилой дом и детский)?"; "Где ложка, а где ложечка (обычная или игрушечная)?".
Примечание Ответы детей нужно правильно оценивать, так как суффиксальные изменения предлагаемых существительных не изменяют реального значения слова. Поэтому дети, имея в активной речи эти формы (дом — домик, мяч — мячик и т.д.), могут не понимать задания.
Задание 15.Установить, различает ли ребенок формы единственного и множественного числа глаголов.
В этом задании используются пары картинок. Например, на одной картинке нарисована девочка, сидящая на скамейке, на другой — несколько девочек, сидящих на такой же скамейке.
Подбираются аналогичные картинки, где одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами.
В ответ ребенок может показать картинку, но лучше, если ответит словесно.
Лежит на столе (что?) ... (тетрадь).
Лежат на столе (что?) ... (тетради, карандаши).
Стоит на окне (что?) ... (цветок).
Стоят на окне (что?) ... (цветы).
Задание 16.Установить, различает ли ребёнок мужской и женский род у глаголов прошедшего времени. ,
Материалом для обследования служат картинки. На одной из них изображена упавшая девочка, на другой — упавший мальчик. Ребенку объясняется, что девочку и мальчика зовут одинаково, например, или Валя, или Женя, или Шура и т.д. Уточняется, запомнил ли ребенок имена детей. Далее предлагается угадать, о ком говорит логопед т— о мальчике или о девочке, и показать.
Можно сформулировать вопросы и так: "Покажи, где Женя нарисовал цветок. Покажи, где Женя нарисовала цветок"; "Покажи, где Женя поймал жука (бабочку). Покажи, где Женя поймала жука (бабочку)"; "Где Женя разбила вазу? Где Женя разбил вазу?".
Задание 17.Установить, понимает ли ребенок значения префиксальных изменений глагольных форм.
На картинках изображаются противоположные действия, названия которых выражаются одной и той же основой глагола, но значения меняются в зависимости от приставок.
Ребенку предлагается показать:
Где мальчик входит, а где выходит!
Какая девочка наливает воду, а какая выливает воду?
Где самолет улетает, а где прилетает? Какой мальчик раздевается, а какой одевается? Где машина подъезжает, а где она уезжает? Какая дверь закрыта, а какая открыта? Какая машина нагружена, а какая разгружена?
Задание 18.Установить, понимает ли ребенок залоговые отношения.
Покажи, где девочка сама причесывается, а где девочку причесывает мама.
Первый усложненный вариант:
Где девочка причесывается сама, а где девочку причесывают!
Покажи, где мальчик одевается сам, а где мальчика одевают.
Второй усложненный вариант:
Где мальчик одевается, а где мальчика одевают?
Где девочка купается, а где девочку купают?
Задание 19.Установить, понимает ли ребенок глаголы совершенного и несовершенного вида.
Покажи, какая девочка моет руки, а какая девочка вымыла руки.
Примерный лексический материал
рисует — нарисовал пишет — написал снимает — снял вешает — повесил стирает — выстирал режет — разрезал пилит — распилил льет — разлил — вылил
Задание 20.Установить, понимает ли ребенок предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация).
а) На стол ставят коробку с крышкой.
Ребенку дают плоский предмет, например кружочек из картона, предлагают положить кружочек на коробку, под коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой.
б) На стол ставят две коробки с крышками. На глазах ребенка в одну из коробок логопед кладет плоский предмет (кружок из картона). Другой такой же плоский предмет кладет под вторую коробку. Логопед предлагает взять или достать предмет:
Возьми кружок из коробки.
Возьми кружок из-под коробки.
Можно:
Достань карандаш (кружок), который лежит в коробке.
Достань карандаш (кружок), который лежит под коробкой.
в) Усложняя задание, можно предложить положить
карандаш перед коробкой, за коробку, между коробками.
Задание 21.Установить, различает ли ребенок единственное и множественное число прилагательных.
Логопед предлагает ребенку:
"Слушай внимательно. Сейчас я буду говорить тебе об одной из этих картинок, а ты догадайся, какую картинку я называю".
Задание 22.Установить, различает ли ребенок грамматические формы рода прилагательных.
Ребенку предлагают три картинки, на которых изображены лев, собака, яблоко. Объясняют содержание изображенного на картинках: большой лев, большая собака, большое яблоко. Логопед предлагает закончить фразу.
— О ком я говорю: большой кто? Большая кто? Большое что?
Так же можно спросить о красном 'шаре, красной морковке, красном яблоке или о синем карандаше, синей рубашке, синем небе и синих карандашах.
Задание 23. Установить, понимает ли ребенок родовые признаки предметов, выраженные местоимениями в косвенных падежах.
Логопед предлагает ребенку запомнить один-два одинаковых предмета мужского рода и один-два одинаковых предмета женского рода, например два платка и две ленты. Далее ребенку предлагается убрать в коробку или ящик стола или еще куда-нибудь тот предмет, который указывает логопед, например: "Убери его в ящик".
Задание 24.Установить, понимает ли ребенок некоторые падежные окончания и конструкции, выражающие отношения лиц, предметов между собой.
а) На стол кладут 2-3 предмета: карандаш, ложку, платок. Затем предлагают ребенку показать ложкой карандаш, ложку карандашом, платок ложкой и т.д.
Могут быть любые сочетания слов, главное, чтобы названия предметов были хорошо знакомы детям.
б) Логопед предлагает повторить фразу "Собака бежит за мальчиком" и далее спрашивает: "Кто бежит впереди?".
Или: "Мальчик бежит за собакой. Кто бежит первым?"
Или: Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга?"
Временные отношения:
"Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу. Что он сделал раньше — пошел в кино или прочитал книгу"?
"После того как прошел дождь, дети пошли в лес за грибами. Когда дети ходили в лес — до дождя или после"?
Задание 25. Выяснить, понимает ли ребенок тексты различной сложности.
Логопед эмоционально читает текст к сюжетной картинке. Убедившись, что ребенок заинтересовался прочитанным, логопед задает ему вопросы к тексту. Ребенок может давать ответы показом, но лучше — словесно. Чем выше уровень речевого развития, тем сложнее подбираются тексты.
Приблизительная сложность текстов и вопросы к ним
КАТЯ И МАША
Катя пошла в лес за грибами. Она с собой взяла маленькую Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину и перенесла Машу через речку. (Л. Толстой.)
Вопросы:
Покажи, кто пошел в лес. Кого Катя взяла с собой? Что повстречали дети на своем пути? Кого Катя посадила себе на спину?
ПРО КОТЕНКА БУСЮ
Солнышко светит, солнышко греет, солнышку все рады. Любит солнышко и наш котенок Буся. Выходит он утром на крыльцо и ложится там, где солнце пригревает. От удовольствия котенок закрывает глаза, сначала песенки напевает, а потом засыпает. А солнце на месте не стоит, передвигается. Ушло солнышко далеко за крыльцо, и Буся просыпается. (С.Казанин.)
Вопросы:
Как зовут котенка, о котором я тебе прочитала? Когда он выходит на крыльцо? Какое место он выбирает себе на крылечке, чтобы поспать? Почему он просыпается?
ЕЩЕ ПРО КОТЕНКА БУСЮ, БАБУШКУ И МИШУ.
Все чаще стали дожди выпадать. Солнце уже не припекает, иногда слабо крыльцо пригревает. И наш котенок Буся не на крыльце, а больше дома на окошке сидит, на улицу глядит или спит у бабушки в кресле.
Бабушка Мишу стала теплее одевать, раньше стала его домой зазывать. Говорит бабушка внуку: "Ну, Миша, видно, скоро зима настанет". (.С.Казанин.)
Вопросы:
О ком я тебе прочитала? Почему Буся стал оставаться дома?
Почему Миша стал одеваться теплее? Почему он стал меньше гулять?
Что сказала бабушка Мише?
Предложить сравнить две сюжетные картинки и спросить ребенка, в какое время года изображен котенок Буся на первой картинке и в какое время года — на второй.
Обследование экспрессивной стороны речи по трем уровням ее развития. Чтобы эффективно воздействовать на речевое недоразвитие, надо уметь выявлять те потенциальные 'возможности речевого развития ребенка, на которые следует опереться в первую очередь.
Методические указания.В настоящее время в теории и практике логопедии принято выделять три уровня языкового развития у детей с общим недоразвитием речи. Предлагаемые ниже задания предназначены для обследования речи дошкольников в соответствии с этими уровнями. В отличие от общепринятых приемов обследования, направленных только на выявление недоразвития речи, мы предлагаем определять и то, что он уже умеет, различает, знает, т.е. выявлять те языковые категории, которые начинают у дошкольников формироваться или частично сформированы.
В основу оценки позитивных явлений аномальной детской речи положена способность ребенка к расширению объема и грамматическому оформлению предложений, а также его способность к словоизменению.
При определении уровня речевого развития предлагается в первую очередь учитывать то, что свидетельствует о становлении, появлении новых эволютивных моментов в речевой деятельности детей.
В целях более точной диагностики процесса усвоения родного языка детьми с нарушениями развития речи целесообразно выделить не три уровня речевого развития, а шесть, используя данные А.Н. Гвоздева. Назовем их условно этапами речевого развития Каждый этап указывает на то новое качество, которое типично для речевой деятельности ребенка на данной стадии овладения языком.
Первый этап "Однословное предложение" характеризуется наличием в речевой практике ребенка только отдельных слов и фрагментов, звукоподражаний и других ненормативных средств общения и отсутствием возможности объединить две словесные единицы в одном высказывании.
Второй этап "Предложения из слов-корней" характеризуется появлением нового качества: умением соединить в одном высказывании два и более' аморфных слова при полном отсутствии глагольных слов с окончаниями 3-го лица изъявительного наклонения (-ет, -и/я, -ут, -ют) и словоизменением существительных.
Третий этап "Первые формы слов или первые случаи словоизменения" примечателен тем, что в аномальной детской речи появляются конструкции типа именительный падеж + согласованный глагол изъявительного наклонения 3-го лица, с правильным использованием окончаний -ет, -ит. Некоторые слова начинают использоваться детьми в 2-3 формах : "киса — кису"; "теп — теба" (хлеб — хлеба); "ток — токи" (цветок — цветочки).
Четвертый этап "Усвоение флексий" характеризуется появлением возможности оформлять употребляемые слова с помощью разных окончаний. При построении речевого высказывания некоторые слова оформляются грамматически правильно, большинство же употребляется аграмматично. Появляется возможность правильно или неправильно передвигать слово по словоизменительной шкале. Однако в речи детей отсутствуют предложные конструкции, в которых бы предлог и флексия одновременно использовались правильно по смыслу. Часто прилагательные оформляются через аморфные, неполногласные окончания: "каси" (красный, -ая, -ое), "ивони" (зеленая, -ое, -ый).
Пятый этап "Усвоение предлогов" характеризуется усложнением предложений в детских высказываниях. Появляются попытки использовать сложные типы предложений. При употреблении предложных конструкций много
случаев правильного одновременного оформления простого предлога и флексии.
Шестой этап характеризуется развернутой фразовой речью с пробелами формирования лексики, грамматического строя, фонетики. Многие из этих пробелов являются не чем иным, как остаточными проявлениями, сохранившимися в речевой практике ребенка от предшествующих периодов его развития.
Выявленные при обследовании ребенка нарушения разговорных норм вместе с грамматически правильными построениями, о которых шла речь выше, предлагается соотнести с данными условного эталона нормы, выбрав для этого сравнения один из этапов схемы. Основанием для такого выбора должно служить то положительное качество в усвоении грамматического строя языка, которое обнаружено специалистом в речи ребенка на момент первого знакомства с ним .
Обследование детской речи первого уровня развития ("Полное отсутствие общеупотребительных средств общения") Для обследования познавательной деятельности ребенка рекомендуем использовать книгу С.Д.Забрамной "Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях" (М., 1985).
Основные виды речевой деятельности, подлежащие обследованию: понимание речи; активный словарь ребенка; речевое подражание; потенциальные возможности к объединению двух слов в одном высказывании (предложении) ; звукопроизношение и состояние артикуляционного аппарата.
Дополнительные виды деятельности, подлежащие наблюдению: действия с игрушками; зрительные соотнесения предметов, одинаковых по форме, цвету, величине; умение составлять из частей целое (разрезные картинки); умение устанавливать равенство предметов.
Материал обследования: игрушки, предметы, фигуры разной конфигурации, цвета и величины, комплекты предметных и сюжетных картинок с изображением знакомых ребенку животных, предметов домашнего обихода и действий с ними, изображения игрушек.
Общие рекомендации к проведению обследования
Часто дети с недоразвитием речи, особенно "безречевые", с трудом вступают в контакт с посторонними для них лицами. А поэтому прежде всего необходимо создать эмоционально-положительные взаимоотношения с ребенком, а именно разрешить брать игрушки, предметы или картинки, привлекшие внимание, и не сразу адресовать к ребенку свои вопросы, а дать сначала освоиться в новой обстановке. Особенно внимательно надо отнестись к спонтанным высказываниям ребенка в момент занятий с игрушками или общения с родителями. В них могут проявиться те особенности речевой деятельности, которые не раскрываются в искусственно созданных условиях.
В первую очередь мы советуем провести обследование невербальной деятельности, в ходе которой ребенка просят сложить разрезные картинки, опустить фигурки в "почтовый ящик" и т.п. Такие задания способствуют установлению тесного контакта с дошкольником.
Задание 1. Выявить уровень развития понимания речи с помощью материалов "Обследование понимания речи".
Задание 2.Установить, поддается родительскому учету активный словарь ребенка или нет.
Примечание. Объяснить родителям, что за слова принимаются все звукоречевые проявления ребенка, если с их помощью он неоднократно обозначал одни и те же ситуации, ощущения, предметы ("тпруа" — гулять, "бо-бо" — больно, "ам" — собака, "пи" — пьет, вода и т.п.).
Задание 3.Установить точное количество словесных единиц (если они поддаются учету) в активном лексиконе
и частоту их использования ребенком (можно со слов родителей) .
Задание 4. Выявить возможности речевого подражания.
Примерные приемы выявления:
1) попросить повторить за мамой (папой, бабушкой) те слова, которыми ребенок активно пользуется;
2) предложить повторить, потянуть отдельные гласные: а (девочка плачет), у, и, о, а затем их сочетания: «а (кричит ослик), ау, уа; аиу, оаи и т.п.
3) предложить назвать по картинкам, новые для ребенка слова, состоящие из 1-2 слогов.
Задание 5(для редких случаев использования отдельных слов, когда их количество не поддается учету). Определить разряды слов, употребляемых ребенком (существительные, глаголы, прилагательные и т.д.).
Задание 6.Отметить максимальное количество слогов (по числу слогообразующих гласных в воспроизводимых ребенком словах самостоятельно и по подражанию за логопедом, родителями). Отметить инвентарь звуков речи и сохранение ударения в слове.
Задание 7.Проверить, имеются ли единичные словесные комбинации или единичные случаи использования слов или их фрагментов в двух формах, например: "кука", но"дай кук-у" (называет и просит игрушку), или "ти", "ток" (собирает цветы, поливает цветок).