Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Глава 2. Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста

Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Целью данного обследования являлось выявление особенностей развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Традиционная в логопедии методика - методика Л.А. Лопатиной. Схема обследования ребенка с ФФНР представлена в Приложении.

Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного произношения, необходимо ознакомится с речью каждого ре­бенка группы. Обследование речи в детском саду проводится дваж­ды: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, для подведения итогов работы.

Этапы обследования. В практической работе обследование речи детей проводится в следующей последовательности. Сначала мы изучаем речь ребенка на заняти­ях, в играх с детьми, где он может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или за­медленный), имеющиеся недостатки речи (заикание, за­держку развития речи и другие). Затем проводится индивидуальное обследование, при котором выявляют особенности речи ребенка.

Материал. Как правило, обсле­дование проводится с использованием специального мате­риала, подобранного и оформленного в соответствии с опубликованными в специальной литературе рекомендациями ведущих российских дефектологов. В логопедическом кабинете имеются специально подобранные предметные картинки на определенные звуки, которые подобраны в соответствии с требованием, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова, так как в разных положениях звук произносится не одинаково. Кар­тинки красочные и доступные как по содер­жанию, так и по исполнению.

В настоящее время уже подобраны и оформлены серии картинок для проверки следующих групп звуков.

1-я группа — звонкие согласные в, б, д, г:

В — валенки, вата, вилка, вишни, ванна, волк, веник, ведро, сова, павлин.

Б — банка, бутылка, батон, бублик, ботинки, ба­бочка, булавка, букет, бананы, бубен.

Д — дом, дым, девочка, дождь, дыня, дудочка, диван, дедушка, удочка, лебеди.

Г — гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета.

2-я группа — свистящиес, с', з, з', ц:

С — собака, санки, стол, самолет, сумка, слон, стакан, лиса, бусы, весы, миска, аист, носки, капуста, насос, гло­бус, автобус, лес, фикус, пылесос.

С' — листья, письмо, сосиски, велосипед, васильки, гусь, лось, рысь, такси.

3 — зайка, замок, зонт, звонок, завод, знамя, забор, занавеска, азбука, незабудка, глаза, мимоза, язык, звезда, гнездо, Незнайка, ваза, коза, роза, береза.

3'— земляника, зебра, зеркало, зефир, озеро, газета, магазин, обезьяна, корзина, узел, козел.

Ц — огурец, заяц, колодец, палец, месяц, кузнец, цап­ля, цыпленок, цветок, цепь, пуговица, яйцо, курица, блюд­це, птица, овца, лестница, полотенце, солнце, мотоцикл.

3-я группа — шипящие ш, ж, ч, щ:

Ш — шапка, шуба, шашки, шляпа, шар, шкаф, кошка, подушка, пушка, калоши, шишка, машина, мишка, катуш­ка, шалаш, мышь, камыш, душ, ландыш, карандаш.

Ж — жук, жаба, желуди, жакет, журавль, жеребенок, жираф, флажок, художник, медвежонок, снежинка, кры­жовник, пожарник, ножницы, ежи, лыжи, ножи, ужи.

Ч — мяч, луч, печь, калач, ключ, кирпич, обруч, тачка, бочка, очки, ручка, мальчик, качели, летчик, пчела, чул­ки, чайник, чемодан, черепаха.

Щ — щенок, щегол, щипцы, щука, щетка, овощи, ящик, клещи, ящерица, каменщик, часовщик, уборщица, плющ, лещ, скорая помощь.

4-я группа — сонорные л, л', р, р':

Л — лампа, лодка, лыжи, лук, лопата, лошадь, молоток, белка, кукла, платок, полка, клоун, флаг, платье, стол, стул, пенал, пол, дятел, футбол.

Л' — лев, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, пав­лин, апельсин, цыпленок, телефон, вафли, туфли, би­нокль.

Р — рак, рама, рыба, ракета, ручка, роза, груша, ведро, пароход, Буратино, арбуз, трамвай, ворона, врач, комар, шар, сыр, забор, мухомор.

Р' — ремень, редиска, репа, река, рюкзак, береза, ва­режки, крючок, гриб, матрешка, веревка, дверь, фонарь, гири, три.

5-я группа — звук j в конце и начале слога:

Й — скамейка, чайник, лейка, кофейник, майка, воро­бей, сарай, муравей, трамвай.

Я (jа) — ягода, якорь, ягненок, ястреб, яблоко, одеяло, маяк, свинья, листья, змея.

Е (jэ) — ели, ежи, ежевика, боец, поезд, наездник, платье.

Ё (jо) — ёжик, ёлка, клеёнка, приёмник, бельё, ружьё.

Ю (jу) — юбка, юла, Юра, Юля, юрта.

На каждое положение звука в слове (начало, середина, конец) подобрано не менее трех картинок, что­бы суметь услышать и записать, как произносит ребенок этот звук.

При использовании предметных картинок во время проверки звукопроизношения проверяется и состояние словаря ребенка, не делает ли он перестановок в словах, пропусков слогов, сокращений слов.

При обследовании звукопроизношения используются также сюжетные картинки, при помощи которых проверяется построение предложений ребенком, правильное употребление им пред­логов, согласование членов предложения в роде, числе, па­деже. Картинки подбираются так, чтобы по ним можно было составить предложения из двух, трех, четырех и более слов.

Собранные данные заносятся в речевую карту ребенка.

Рассмотрим особенности проведения обследования речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и составления речевой карты ребенка в соответствии со схемой обследования детей с ФФНР, в Приложении .

I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных

1. При изучении характера протекания беременности следует отметить:

- токсикоз (1-й, 2-й половины беременности);

- хронические заболевания матери (заболевания печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные);

- простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности);

- применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудорожные, антикоагулянтные, антипаразитические, седативные средства, антибиотики, гормональные препараты и их син­тетические аналоги);

- влияние химических веществ, широко применяющихся в про­мышленности и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, кисло­ты, фенолы и т.д.);

- повышенный фон радиационного излучения;

- употребление алкоголя, никотина, наркотиков;

- психические и физические травмы матери (1-я, 2-я поло­вина беременности).

2. При изучении характера протекания родов отмечают:

- нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);

- слабость родовой деятельности матери;

- применение средств родовспоможения (стимуляция): меха­ническая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; ке­сарево сечение;

- наличие асфиксии (синей, белой);

- травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые трав­мы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка);

- резус-фактор (совместимость, отрицательный);

- вес и рост ребенка при рождении.

3. При изучении раннего постнатального развития отмечают:

- характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кор­мления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусст­венное);

- характер «жизненного ритма» ребенка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна);

- раннее психомоторное развитие (с какого времени ребенок удерживает голову, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году).

4. При изучении характера речевого развития следует отметить время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи; речевая среда.

II. Рекомендации к проведению логопедического обследования

1. Исследование слухового внимания и восприятия проводит­ся в процессе узнавания и различения звучания музыкальных инструментов, звучащих игрушек, при определении направления: источника звука.

2. Исследование состояния восприятия речи проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий, содержащих несколько последовательно данных инструкций, например: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами».

3. Исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса может проводиться при выполнении следующих заданий:

- называние и дифференциация основных цветов и их оттен­ков;

- соотношение картинки с цветовым фоном;

- показ правой, левой руки;

- показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;

- складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей;

- складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти).

4. Исследование состояния моторики.

- Исследование состояния общей моторики проводится в про­цессе выполнения прыжков на обеих ногах; прыжков (поперемен­но) на правой, левой ноге; действий с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать).

В выводах отмечается: объем выполняемых движений (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспо­койство); координация движений (нормальная, некоординированность).

- Исследование состояния ручной моторики проводится в про­цессе выполнения заданий на определение:

а) кинестетической основы движений (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук; одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук; положить кисть правой, левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот); соединить в кольцо большой палец пра­вой, левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымян­ным, мизинцем);

б) кинетической основы движений (поочередное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца; «пальчики здороваются», «игра на рояле», одно­временное изменение положений кистей рук: одна сжата в ку­лак, другая — с распрямленными пальцами; «кулак—ребро-ладонь»).

В выводах отмечается: объем движения (полный, непол­ный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый); ак­тивность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокой­ство); координация движений (нормальная, некоординированность); наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре, способность к переключению дви­жений.

- Исследование состояния артикуляционной моторики прово­дится при выполнении следующих движений:

а) для нижней челюсти: открыть рот; закрыть рот; попеременно открыть — закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;

б) для губ: «улыбка» с оскалом резцов; попеременно «улыб­ка» — «хоботок»;

в) для языка: высунуть язык, удержать по средней линии; сде­лать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»), попере­менно широким—узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться пра­вого, затем левого углов рта;

г) для мягкого нёба: покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе); произнести звук [а] с широко открытым ртом.

- Исследование работы мышц лицевой мускулатуры произво­дится при выполнении различных мимических движений: наду­вание щек, поднимание бровей, нахмуривание бровей, поочеред­ное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.

В выводах указывается: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный, неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная, заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медлен­ный); замена одного движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном положении; спо­собность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; уве­личение гиперкинезов или замедление темпа движений при по­вторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смы­кания мягкого нёба с задней стенкой глотки (активный, рефлек­торный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.

5. При исследовании анатомического строения органов артикуляции отмечается наличие аномалий в строении:

- губ (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя)

- зубов (отсутствие зубов; зубы редкие, мелкие, неправильной формы, диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность);

- прикуса (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой от крытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогнатия, прогения);

- языка (макроглоссия, микроглоссия, короткая укороченная толстая утолщенная подъязычная связка, наличие послеоперационного узла);

- твердого и мягкого нёба (высокое или готическое; низкое расщелина сквозная односторонняя или двухсторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная); укорочение мягкого нёба отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки; наличие послеопераци­онных щелей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой по­лости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины).

6. При исследовании состояния звукопроизношения определя­ется характер нарушения произношения гласных и согласных зву­ков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолиро­ванно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах — в начале, в конце, в середине; во фразах).

7. При исследовании дыхательной и голосовой функции отме­чается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), дается характеристика речевого; дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3—4 слов (для детей 5 лет), 4—6 слов (для детей 6—7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком — гнусавый, — глухой, монотонный).

8. При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются характеристики темпа речи (нормальный, уско­ренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования; (способность употребления основных видов интонации).

9. При исследовании фонематических функций отмечается:

а) способность к фонематическому анализу и синтезу:

- при выделении ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро, умный, Ира, иней;

- при выделении звука из слова:

звук [с]: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата;

звук [ш]: дым, шар, нога, душ, книга, кошка, картина, подушка, камыш;

звук [р]: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор;

звук [л]: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол;

- при определении первого, последнего звука в слове: мак, дом, топор, ландыш, самолет, палец;

- при определении последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза, кошка, волк;

- при составлении слова из последовательно данных звуков: н, о, с; л, у, ж, а; т, а, п, к, а;

б) слухо-произносительная дифференциация звуков:

- не смешиваемых в произношении: почка—бочка; мошка—ножка; банка—банька; мышка—мишка; корка—горка (на материале слов-квазиомонимов);

- смешиваемых в произношении: рак—лак; гроза—глаза; угорь—уголь; суп—зуб; коса—коза; лиса—лица; Луша—лужа; кочка-кошка; миска—мишка; речка—редька (на материале картинок слов-квазиомонимов) ;

- при повторении серий слогов: та—да, ба—ма, да—га, ва­та, ня—на, ка—га, фа—фя, ма—ка, ба—на—ба, ка—ка—га, на— ня—на, са—та—са, за—за—жа, ца—са—ца.

В выводах отмечаются возможности слухо-произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению про­стых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уро­вень развития фонематических представлений.

10. При исследовании состояния лексики:

а) для изучения состояния словаря существительных предлага­ется:

- называние предметных картинок по лексическим темам (в соответствии с программными требованиями обучения и воспита­ния ребенка);

- обобщение картинок одним словом;

- называние целого предмета и его частей:

стул — ножки, сиденье, спинка;

машина — кабина, фары, колеса, кузов;

рубашка — рукав, воротник, пуговицы;

рука — плечо, локоть, кисть, пальцы;

лицо — брови, ресницы, подбородок, лоб;

б) для изучения состояния глагольного словаря предлагается:

- называние действий по картинкам или по демонстрации: птица — летает; рыба — плавает; змея — ползает; заяц — прыгает; самолет — летает; лодка — плывет; собака — лает, кусает, спит, ест, пьет, играет, грызет;

- называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий): врач — лечит; учитель — учит; строитель — строит; повар — варит; художник — рисует; музыкант — играет; балерина — тан­цует; маляр — красит;

в) для изучения состояния словаря прилагательных предлага­ется:

- называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, серый, голубой, розовый, оранжевый;

- подбор определений к слову: еж —колючий, роза — ... ;

- подбор антонимов (с 6 лет):

большой — ... открывать — ...

широкий — ... опускать — …

длинный — ... добро — ...

грязный — ... далеко — ...

молодой — ... радость — …

В выводах отмечается: объем словаря, его соответствие воз­расту, замены слов по различным признакам.

11. При исследовании состояния грамматического строя речи и связной речи предлагаются следующие задания.

- Изменение имен существительных по числам:

стол — столы книга — ...

жук — ... табуретка — ...

рот — ... ухо — ...

пень — ... окно — ...

стул — ... колесо — ...

рука — ... дерево — ...

кукла — ... перо — ...

лента — ...

- Изменение имен существительных по падежам:

У меня есть ручка (карандаш) Я пишу (рисую)

У меня нет ... Я говорю о ...

- Употребление формы родительного падежа множественного числа:

Много чего?

дом — домов кофта — ...

ключ — ... ручка — ...

стакан — ... платье — ...

день — ... блюдце — ...

книга — ... дерево — ...

вилка — ... окно — ...

- Употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действия.

- Согласование имен прилагательных с существительными (называние цвета):

шар — красный, кофта — красная, небо — красное.

- Согласование имен существительных с числительными два и пять:

гриб — два гриба — пять грибов

ночь — ... — ...

окно — ... — ...

- Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами:

ключ — ключик ведро — ...

тетрадь — ... лист — ...

кукла — ... ухо — ...

дом — ... ложка — ...

- Образование относительных прилагательных от существи­тельных:

стакан из стекла — стеклянный коробка из картона — ...

мяч из резины — ... сумка из кожи — ...

варенье из яблок — ... одеяло из шерсти — ...

- Образование притяжательных прилагательных (с 6 лет):

книга дедушки — дедушкина уши лисы — ...

хвост зайца — ... рог оленя — ...

платок мамы — .... зубы волка — ...

- Образование приставочных глаголов:

летает — улетает, пролетает и т.д.

ходит — ...

- Пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок.

В выводах отмечается наличие и характер аграмматизмов, дается характеристика уровня развития связной речи.

Проведение обследования. При проведении обследования звукопроизношения у детей мы отмечает не только отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую неточность произношения. Когда не удается точно установить, как ребенок произносит звук, но на слух произношение отличается от правильного, мы отмечает, что звук произнесен нечетко. Иногда ре­бенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно. В этом случае малышу предлагается произнести звук по подражанию. Например, «Летит комарик и звенит — з-з-з. Позвени и ты, как комар». Если ребенок, подражая комару, произнесет звук з правильно, это означает, что изолированное произ­несение звука возможно, хотя в речь ребенок его еще не ввел. В таком случае необходимо лишь закрепление этого звука, т. е. постепенное введение его в слова, фразы, потешки и т. д. Если ребенок заменит звук другим или произ­несет искаженно, значит, этого звука у него еще нет. В этом случае надо сначала вызвать правильный звук и лишь по­том вводить его в речь.

При обследовании речи детей обращается внима­ние на темп их речи, четкость, правильность произношения слов, звонкость голоса. Если имеются какие-то недостатки, они обязательно отмечаются.

Детей, у которых еще не сформирована фразовая речь или часто встречаются неправильное построение предло­жений, нарушения в согласовании слов в роде, числе, падеже, в управлении, мы обследуем с использованием сю­жетных картинок. С их помощью уточняются ошибки, встречающиеся в оформлении ребенком фразы.

Проводя ин­дивидуальное обследование, все ответы детей записываются в тетрадь с указанием даты обследования. При обследовании отмечается наличие грубых види­мых дефектов, если они присутствуют в строении артикуляционного аппарата (рас­щепление губы, нёба, короткая подъязычная уздечка, не­правильное строение зубного ряда, неправильный прикус), так как такие дети нуждаются в консультации ортодонта.

Затем записывается в тетради состояние звукопроизноше­ния:

а) пропуск звука («коова», «ыба»);

б) замену звука («колова», «лыба»);

в) искажение звука (звук имеется, но звучит неправильно);

г) смешение звуков (в одном случае звук употребляется правильно, в другом заменяется: «У Маши красный сарф»).

Отмечается также состояние словаря:

а) соответству­ет ли словарь возрасту;

б) правильно ли ребенок произ­носит слова или искажает их (сокращает, пропускает слоги, звуки; переставляет слоги, звуки; называет толь­ко отдельные слоги).

Проверяя состояние фразовой речи отме­чаем:

а) как говорит ребенок — фразами или только слова­ми;

б) правильно ли строит фразу — согласовывает ли чле­ны предложения в роде, числе, падеже, употребляет ли предлоги в своей речи и т. д.;

в) состояние связной речи — может ли ребенок рассказать о событии, составить рассказ по картинке и т.д.

В тетради записываются и другие особен­ности, встречающиеся в речи ребенка: крикливая, слишком быстрая, захлебывающаяся, невнятная речь и т.п.

Проведенное обследование позволяет четко представить общую картину состояния речи каж­дого ребенка. Составление сводной таблицы дает воз­можность представить состояние речи детей всей возра­стной группы.

В течение года в таблице отмечаются все изменения в речи детей, это наглядно показывает ре­зультаты проведенной работы. В этой таблице имеются графы с данными о словаре и звукопроизношении каждого ребенка.

В графе «Звукопроизношение» отмечается следующее:

1) если ребенок произносит звук правильно, то в соот­ветствующей клетке мы ставим плюс (+);

2) если ребенок пропускает звук, то в соответствующей клетке ставим минус (-);

3) при замене одного звука другим в соответствующей клетке записываем звук-заменитель;

4) при искажении звука отмечаем характер иска­жения или указываем: «Произносит нечетко».

В графе «Примечание» отмечается как говорит ребе­нок: крикливо, тихо, слишком быстро, замедленно, захлебы­ваясь, на вдохе, невнятно, гнусаво, с заиканием и т. д. Если перечисленных отклонений нет, то ставится плюс (+).

В графе «Дифференциа­ция звуков» отмечается следующее:

1) если ребенок различает сходные звуки и правильно их употребляет в собственной речи, то в соответствующей клетке ставится плюс (+);

2) если ребенок путает сходные звуки, то в соответству­ющей клетке мы ставим минус (-).

Когда ребенок начинает различать и правильно упот­реблять сходные звуки в речи, в соответствующей графе (-) заменяется плюсом (+).

Выводы по результатам обследования. После подведе­ния итогов по обследованию, в конце сентября или начале октября, проводится родительское собрание, на котором логопед знакомит родителей с состоянием речи их детей; объясняет, что неправильное произношение звуков может закрепить­ся, отразиться на письме при обучении грамоте; рассказы­вает, в чем будет заключаться помощь родителей по воспи­танию правильного произношения. С родителями, у детей которых выявлены более серьезные нарушения речи проводится отдельная беседа, на которой родителям рекомендуется строго выполнять все указания логопеда.

В своей дальнейшей работе мы учитываем особенности речи каждого ребенка, и постоянно и настойчиво, используя фронтальные, индивидуальные за­нятия, помощь родителей, воспитываем у детей правильную речь.

Наши рекомендации