Детей с нарушениями зрения
Дети с нарушениями зрения в зависимости от степени нарушения делятся на 2 категории:
1) слепые (незрячие);
2) слабовидящие.
1. Слепые (незрячие). Слепота – двусторонняя неизлечимая потеря зрения. При слепоте могут полностью отсутствовать зрительные ощущения (абсолютная или тотальная слепота на оба глаза) либо частично сохраняться зрительные ощущения (относительная слепота). При относительной слепоте имеются остатки зрения (0,04 с очками).
Большинство незрячих имеют остатки зрения (могут различить контуры (силуэты) предметов, цвет, свет).
Слепые (незрячие) дети подразделяются на слепорожденные или рано ослепшие. Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зрения.
У слепорожденных наблюдаются отставание в развитии наглядно-образного мышления, в пространственной ориентировке. Внимание, словесно-логическое мышление, речь, память развиваются нормально. С большим расхождением формируется правильное соотношение между отвлеченными знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные, нежели конкретные понятия. Наблюдаются нарушения, связанные с игровой, учебной, трудовой, бытовой деятельностью. В личностном развитии наблюдаются неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции или раздражение, возбудимость, агрессивность.
У ослепших детей зрение утрачено после рождения – в дошкольном или школьном возрасте. Значение имеет сохранность зрительных представлений Чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений. Объем зрительных представлений можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.
Нормальная мыслительная деятельность слепых детей опирается на слуховой, двигательный, кожный и другие анализаторы. На их основе развиваются произвольное внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, логическая память, которые являются ведущими в процессе компенсации.
Таким образом, время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка.
2. Для слабовидящих детей характерна острота зрения с очками от 0,05 до 0,2. Даже при таком нарушении зрение остается основным и ведущим средством восприятия окружающей действительности. Восприятие окружающей действительности неточное, оно сужено и замедлено. Это в свою очередь ведет к ограниченности и искаженности представлений. Процессы запоминания, мыслительные операции и ориентация в пространстве затруднены. В личностном плане дети становятся раздражительными, замкнутыми. При обучении в массовой школе слабовидящие дети испытывают трудности узнавания характерных внешних признаков предметов из-за нечеткости и замедленности восприятия. Трудно различают сходные по написанию букв и цифр, которые мешают в овладении счетом и чтением. При зрительном напряжении быстро утомляются, снижается работоспособность.
У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т.е. нарушено бинокулярное зрение.
Незрячие и слабовидящие дети отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личностными особенностями детей.
Форма предметов, цвет, свет, величина непосредственно не воспринимаются незрячими детьми. Это резко обедняет их чувственный опыт, затрудняет ориентировку в пространстве, особенно при передвижении. У незрячих детей накапливается определенный запас словесных, формально правильных знаний, не наполненных конкретным предметным содержанием.
Дети, имеющие нулевую остроту зрения, используют в получении учебной информации в основном осязание, обоняние, слух и речь.
Осязание, обоняние, слух и речь при слепоте помогают получать комплекс разнообразных ощущений: слуховых, тактильных, обонятельных, вкусовых, температурных.
Тактильное восприятие помогает в определении формы, размера фигуры.
С помощью звуков незрячие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Поэтому в процессе обучения и воспитания незрячих проводятся упражнения на дифференциацию – различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.
С помощью слуха и речи ребенок учится опознавать и дифференцировать предметы, близкие по форме (например, круг и овал, прямоугольник и квадрат и пр.).
Незрячие дети учатся читать и писать по азбуке Брайля[5] т.е., рельефно-точечному шрифту.
Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции.
Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.
Слабовидящие при знакомстве с явлениями, предметами, а также при ориентировке в пространстве имеют возможность использовать остаточное зрение. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Их зрительное восприятие и представления имеют качественное своеобразие.
Слабовидящие испытывают трудности при восприятии букв, слогов, слов, не соблюдают строку и переставляют как буквы, так и слова, что отрицательно сказывается на овладении навыком чтения и понимании прочитанного. В письме встречаются измененный образ буквы, смешение сходных по начертанию букв, элементы зеркального письма и т. д. В тех случаях, когда текст детям прочитывается, они понимают и пересказывают его содержание. Однако они нуждаются в повторении условия задания, так как у них недостаточно полное представление о предмете и явлении, переданном в слове. Им необходимо больше времени на выполнение задания.
Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной – зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки.
Пространственная ориентировка является существенной частью свободного движения в пространстве.