Психология детей с нарушениями зрения.

Первая попытка дать характеристику психической деятельности при потере зрения была предпринята франц.просветителем Д. Дидро в 18 веке в работе «Письмо о слепых в назедание зрячим». Дидро пытался доказать, что слепота при благоприятных условиях не является непреодолимым препятствием. Работы Дидро привлекли внимание общественности к положению слепых и способствовали распространению мысли о необходимости их специального образования. Как следствие в конце 18 века возникают первые учебные заведения для слепых. В кон. 19 века в мире насчитывалось примерно 150 подобных заведений. Практика обучения и воспитания слепых явилась объективной предпосылкой становления тифлопсихологии как науки.

В России научный интерес к психике слепых возник в 80-ые годы 19 века. У нас издавался журнал «Русский слепец», в котором впервые было высказано мнение о необходимости специального изучения лиц с нарушениями зрения. Становление тифлопсихологии в России шло на фоне методологического кризиса в психологии. В начале 20 века сложился своеобразный взгляд на предмет и задачи тифлопсихологии. Предметом являлось изучение проявлений душевной жизни слепого. Основная задача – изучение элементарных проявлений психики слепого. Высшие проявления душевной жизни (воля, способ-ти, чувства) объявлялись непостижимыми для слепых.

В 20-ые годы 20 века в тифлопсихологии наметился ряд направлений:1)рефлексология (Протапопов) – представители утверждали, что любой психический акт можно свести к сочетанному двигательному рефлексу. «-»: исключался учет личностных особенностей, игнорировалось сознание индивида. 2)кречмерианство (Мнухин) – пытались раскрыть психические особенности слепых, используя учение Кречмера. В результате антропометрических исследований (рост, вес и т.д.) слепых обнаружился целый набор конституционных признаков, якобы свидетельствующих о дегенеративных изменениях в биотипе слепых. «-»:использование подобной системы не только не дало ничего нового в понимании слепых, но и отбрасывало науку назад. 3)социалогизаторский (Бирилюв, Ефремов) – пытались объяснить особенности психики слепых чисто социальными причинами и считали, что компенсация зависит только от внешних условий.

Впервые преодолеть односторонность взглядов на психику слепых удалось Выготскому. Он сформулировал ряд подходов, имеющих существенное значение для развития тифлопсихологии: * о взаимоотношении биологических и социальных факторов в процессе развития ребенка. * о дивергенции культурного и биологического в процессе развития аномального ребенка и возможности ее преодоления на основе создания и использования обходных путей культурного развития в процессе обучения и воспитания. * о соотношении созревания и развития. * о системном строении психики.

В 30-ые годы были сформулированы основные методологические принципы психологии, которые стали основой экспериментальных исследований и теоретических обоснований в отечественной тифлопсихологии: принцип детерменизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития сознания в деятельности.

В 1956 году публикуется монография Зимцовой «Пути компенсации слепоты», где была обобщена вся имеющаяся информация. В последующие годы тифлопсихологические исследования осуществлялись в следующих направлениях: совершенствовались методы исследования; от констатации уровней развития отдельных психических функций слепых осуществлялся переход к исследованиям, в процессе которых раскрывались потенциальные возможности и обозначались пути развития сохранных и нарушенных зрительных функций; наряду с тотально слепыми объектами исследования становились частично видящие и слабовидящие; наряду с изучением психических процессов стали обращать внимание на изучение личности слепых и слабовидящих, ЭВС, психических состояний и др.; непременным условием тифлопсихологического исследования стало являться выяснение состояния зрительной функции, определение характера заболевания, установление времени возникновения дефекта.

На современном этапе одна из актуальных проблем тифлопсихологии – это реабилитация инвалидов по зрению, их социальная адаптация и интеграция в общество.

Категории детей с нарушениями зрения. На сегодняшний день в тифлопсихологии существуют 2 точки зрения относительно того, +какие использовать критерии для дифференциации лиц со зрительными расстройствами: 1 т.з. Простое разделение на 2 группы: 1 гр. – слепые; 2 гр. – лица с ослабленным зрением. В основном используется за рубежом. 2 т.з. Более глубокая дифференциация лиц в зависимости от нарушения той или иной зрительной функции: 1)слепые с остротой зрения от 0 до 0,04: * абсолютно (тотально) слепые – острота зрения=0 , * частично видящие (порциально слепые) – со светоощущением или форменным зрением, острота зрения=0,005-0,04; 2)слабовидящие – острота зрения=0,05-0,2; 3)лица с резко суженным полем зрения (до 10); 4)лица с косоглазием и амблиопией.

Основной задачейтифлопсихологии является изучение психики слепых и слабовидящих, установление закономерностей ее развития и проявлений, а также механизмов психической деятельности при дефектах зрения. Эта задача решается в следующих аспектах: 1)раскрытие закономерностей психического развития, присущих как нормально видящим, так и лицам с н.з.; 2)выявление закономерностей, характерных для аномального развития в целом; 3)раскрытие специфических закономерностей развития психики, свойственных только слепым и слабовидящим; 4) установление зависимости развития психики то степени и характера зрительных расстройств и времени возникновения дефекта.

Тифлопсихологии связана:

1. С общей и возрастной психологией.

2. Со специальной психологией.

3. С тифлопедагогикой.

4. С тифлотехникой.

Тифлопсихологии использует методыединые для психологической науки и всех ее отраслей. В то же время отдельные методы в ряде случаев требуют модификации и учета степени тяжести дефекта лиц с н.з. Необходимость модификации существующих методик и создание новых методик для исследования психики лиц с н.з. связаны с тем, что применение отдельных методов тифлопсихология наталкивается на определенные трудности, обусловленные спецификой контингента: использование анкет осложняется не возможностью сохранения ананимности либо громкосткностью анкет в брайлевском варианте; анализ продуктов деятельности затрудняется сложностью их соотнесения с уровнем умений и особенностей восприятия.

Наши рекомендации