Особенности детей с нарушениями зрения

Зрительное нарушение – это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15градусов.

Различают следующие типы детей с нарушением зрения:

- Слепые/незрячие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до0,04),

- слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до0,2)

- дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3) Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку,

задерживает формирование двигательных навыков, координации; ведет к снижению двигательной и познавательной активности.

При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности. Информация, получаемая слабовидящим, с помощью остаточного зрения становится более полной, если поступает в комплексе с осязательной. Чрезвычайно важен слуховой анализатор.

Для формирования речи детям с нарушениями зрения необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми, и насыщенность предметно-практического опыта детей за счет стимуляции других анализаторов. Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядков звуков, нередко проявляются в письменной речи. Кроме того, довольно часто нарушается соотнесенность слова и предмета, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значений слов. К трудностям развития речи детей со зрительными нарушениями относятся особенности усвоения и использования неязыковых средств общения - мимики, жеста, интонации.

Для слепых и слабовидящих детей память имеет важное значение, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти.

У детей с нарушениями зрения в начале обучения могут возникнуть специфические затруднения в овладении навыками чтения и письма. Дети не видят строк, путают сходные по начертанию буквы, что мешает овладению техникой чтения, пониманию содержания читаемого. Смешение цифр по начертанию препятствует овладению процессами счета и решению задач. В обычных условиях обучения дети не видят написанного на доске, таблице, у них быстро наступает утомление и снижениеработоспособности.

Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения, необходимо создавать в школе следующие специальные условия:

- Детям с нарушением зрения необходимо помогать в передвижениях по школе, в ориентировке в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры школы, класса, где проводятся занятия, путь к своемуместу.

- В классе важно выбрать оптимально освещенное рабочее место, где ребенку максимально видно доску и учителя, например, первая парта в среднем ряду. Ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400–500люкс.

- Ребенок, имеющий зрительные нарушения, должен иметь возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал, конечно, с разрешенияучителя.

- Рекомендуется давать детям учебный материал заранее (на опережение) для изучения и проработки дома. Ученик может получать аудиозаписи уроков.

- Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: не более 10–20 минут непрерывной работы (предписанияврача).

- Необходимо использовать более крупные и яркие наглядные пособия, крупныйшрифт.

- Следует обратить внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты имимику.

- Необходимо создавать опору на другие модальности. Ребенок может учиться через прикосновения или слух с прикосновением, иметь возможность трогать предметы. Так, на уроках математики можно использовать счеты. Важные фрагменты урока можно записывать на диктофон.

- Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Размещать демонстрационный материал нужно так, чтобы они не сливались в единую линию,пятно.

- Дети могут испытывать трудности, когда смотрят на линии на бумаге. Им можно дать бумагу с более толстымилиниями.

- Некоторым детям могут понадобиться увеличивающие вспомогательные средства: приспособления, увеличивающие целую страницу или те, которые увеличивают линии - эти приспособления полезны причтении.

- Компьютеры оказывают важную поддержку ученикам с нарушениями зрения и слепым. Ученики могут сделать увеличенную копию на принтере, читать текст наэкране.

- В условиях совместного обучения слепых, слабовидящих и зрячих большое значение имеет умение видящими оказывать, а слепым и слабовидящим – принимать этупомощь.

Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями зрения

Организационноеобеспечение

Нормативно-правовое обеспечение 1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организациюсовместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. 2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебногоплана 3. Положение об организации инклюзивной практики или Положение об организации образования детей сОВЗ. 4. Положение о ПМПконсилиуме образовательной организации.
Организация психолого- педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха 1. Договор о сотрудничестве с ГОБУ МО ЦППМС-помощи (при необходимости) 2. Договор о сотрудничестве с областным учебно-методическим центром (ресурсный центр) на базе ГОБОУ Мурманская КШИ №3 (при необходимости)
Организация медицинского обслуживания По договору с учреждением (организацией) здравоохранения с дополнительным соглашением по сопровождению врачом- офтальмологом детей с нарушениями зрения
Организация питания Без особенностей, по основному меню образовательной организации
Организация взаимодействия с родителями На основе договора о предоставлении образовательных услуг ребенку с нарушениями зрения в образовательном учреждении

2. Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения

Адаптация среды для слепых и слабовидящих
Общешкольное пространство Учебное пространство класса
• таблички с названием кабинетов по системе Брайля; • отбойная стена для ориентировки в коридоре; • зрительные ориентиры для лестниц, коридоров на стенахи дверях (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером 10см) • тактильные ориентиры для лестниц, коридоров(обозначение наощупь) Для классного кабинета: • тактильные ориентиры на каждой парте (обозначение парты на ощупь); • стены учебных кабинетов должны быть окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло- зеленый,светло-желтый; • учебные парты для незрячих более широкие с возможностью размещать учебники поБрайлю; • для слабовидящих: дополнительное освещение на рабочем месте ребенка (парта) и дополнительное освещениедоски; • жалюзи наокнах; • наличие средств для затемнения помещениядля детей сосветобоязнью; • повышенное освещение вклассе; классная доска и учебные парты не должныиметь глянцевую поверхность.
Специальное оборудование
• для незрячих: оборудование в спортивном зале – мягкие модули, звуковые мячи, специальные шахматы ишашки, • для слабовидящих: указки с яркимнаконечником; • для слабовидящих оптические приборы– лупы, линзы, проекционные увеличивающие аппараты, телевизионные увеличивающие устройства (в 60 раз увеличивают изображение). • компьютеры с клавиатурой с рельефно – точечным шрифтом Брайля дляслепых • учебники с увеличенным шрифтом; • оборудование для копирования учебного материала для занятий с возможностью увеличить шрифт; • комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром; • оборудованный кабинет учителя-дефектолога (со специализацией тифлопедагога)

Наши рекомендации