Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения

Незрячий ребенок имеет вес возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающе­го мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В условиях спе­циального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу разви­тия психических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими вкомпенсаторной перестройке восприятия.

Проблемы воспитания и обучения лиц с нарушениями зрения являются предметом тифлопедагогики (от греч. typhlos - слепой). Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих счи­тается В. Гаюи (1745-1822), французский педагог, единомышлен­ник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сфор­мировалось гуманистическое отношение к ним как к полноцен-I ным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-| трудовой реабилитации.

В середине XVIII в. Д. Дидро опубликовал «Письмо о слепых в |назидание зрячим», и через 34 года после выхода первого письма |«Прибавление к письму о слепых». Д. Дидро писал о глубоком лич­ностном своеобразии людей с нарушениями зрения, возможности компенсации нарушения, воспринимая дефект как стимул для раз-рития отдельных способностей и качеств личности. Автор был уве­рен, что обучение и воспитание слепых детей должно начинаться в рамомраннем возрасте.

Выдающейся фигурой тифлопедагогики является Луи Брайль 1(1809-1852),потерявший зрение в трехлетнем возрасте воспитан­ник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института аепых, автор изобретения, изменившего систему обучения слепых, снованная на комбинациях шеститочия, его система рельефного ЯИсьма охватывает буквенные, математические и иные сим полы,

позволяя слепому свободно читать и писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г.

Первое учебное заведение для слепых в России (училище сле­пых) было организовано в 1807 г. при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.

Как отмечает Н.Н. Малофеев, предложенная парижанином В. Га юн модель специальной школы для слепых в российскую жизнь не вписалась. По мнению исследователя, подлинное рожде­ние в России школы для слепых случилось уже в последней чет­верти XIX в. В Санкт-Петербурге и Москве нашлись люди, гото­вые взяться за это дело и увлечь других своим примером. Всего за два десятилетия (1881-1900 гг.) на территории империи получила бурное развитие практика специального обучения детей с наруше­ниямизрения, в результате чего открылось 24 таких учебных за­ведения.

Первым российским городом, где начали создавать школу но­вого типа для слепых детей, стала Москва. Инициатором создания учреждения явился обер-пастор Евангелическо-лютеранского хра­ма апостолов Петра и Павла Г. фон Дикгоф. В 1882 г. Московское учебно-воспитательное заведение для слепых детей открылось, приняв двадцать воспитанников. Пока тянулась бюрократическая волокита, Москва уступила пальму первенства своему извечному сопернику Санкт-Петербургу. Там школу для слепых удалось от­крыть годом раньше (1881) стараниями Константина Карловича Грота. Все эти школы существовали на средства Попечительства о слепых (учреждено в 1881 г.).

Самым главным достижением Попечительства о слепых и дея­тельности специальных учебных заведений стало изменение отно­шения общества и государства к слепым к концу XIX в. По свиде­тельству Н.Н. Малофеева, набрала силу светская благотворитель­ность, образование начало осознаваться базовой общественной ценностью, а обучение слепых стало пониматься как реализация всеобщего права на образование. Еще одним важным событием и этой области стал выход в свет журнала «Русский слепец» (1886). Его издателем был соратник К.К. Грота, делопроизводитель Совета Попечительства о слепых O.K. Адеракс.

После Октябрьской революции школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928 г. появи­лись первые советские школьные программы для слепых.

В начале 30-х годов XX в. появились первые классы охраны зре­ния для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразова-

тельных школ, а с конца 30-х годов открылись и первые школы для слабовидящих. Развитию этого нового направления в тифлопедаго­гике способствовала Ю.Д. Жаринцева.

Задачей тифлопедагогикикак науки является разработка сле­дующих основных проблем: психолого-педагогическое и клини­ческое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при нарушениях зрения; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функ­ций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.

Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушениях зре­ния имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Среди основных осо­бенностей домашнего воспитания и обучения ребенка с нарушения­ми зрения можно назвать следующие положения:

• квалифицированная регулярная консультативная помощь спе­
циалистов (тифлопедагог, психолог, офтальмолог и др.);

• «комментированное» общение взрослого с ребенком («видеть
с помощью слуха»): слово фиксирует какой-либо предмет, его свой­
ства, признаки, действия, состояние и т.д.;

• оптимальная организация предметно-окружающей среды для
сенсорного развития ребенка;

• организация разнообразных видов деятельности - общения,
игры, движения, труда, рисования, конструирования и др.;

• демократический стиль родителей в отношениях с ребенком:
прислушиваться к его мнению, уважать его позицию, развивать са­
мостоятельность суждений;

• создание условий, соответствующих возможностям слепого
или слабовидящего ребенка, атмосферы любви и взаимного уваже­
ния;

• знание родителями особенностей развития ребенка с наруше­
ниями зрения, влияния первичного нарушения на формирование-
психических функций, двигательных, социальных, учебных и дру­
гих умений, способов и приемов формирования и развития навы­
ков ориентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений
окружающего мира, умения общаться и контактировать со свер­
стниками и взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать
окружающий мир при помощи сохранных чувств;

• гармоничное развитие всех способностей ребенка.

Коррекционно-компенсирующая направленность специального образования детей с нарушениями зрения способствует их полно­ценному развитию и социальной адаптации.

В результате систематического организованного общения с дей­ствительностью, как отмечает Л.И. Плаксина, у ребенка форми­руются компенсаторные навыки пространственной ориентации, обеспечивающие ему адекватные действия. Чувственный уровень представлений о звучащем мире у детей с дефектами зрения близок к уровню нормально видящих детей.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения воспитываются незрячие и слабовидящие дети, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7 лет. Цель этих учреждений - воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения и подготовка детей к обуче­нию в школе.

Образовательная составляющая направлена на коррекцию от­клонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей, развитие всей компенсирующей системы (слух, осязание, мобильность и ориентировка в пространстве), формиро­вание навыков самообслуживания.

Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих направ­ленно на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обуче­ния. Основными функциямишколы для слепых и слабовидящих де­тей являются: учебно-воспитательная, коррекционно-развивающая, санитарно-гигиеническая, лечебно-восстановительная, социально-адаптационная и профориентационная. Реализация этих фунций обеспечивает нормализацию развития детей с нарушениями зре­ния, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой (социальной, природной и др.).

Обучение детей с нарушениями зрения опирается на следующие основные принципы:

• широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям
восприятия (зрительного или осязательного);

• использование оптических средств коррекции зрительного
восприятия;

• проведение специальной работы по ознакомлению с окружаю­
щим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи
как средства компенсации слепоты и слабовидения;

• развитие предметно-практических действий на основе поэтап­
ного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, констру­
ирование, лепка, аппликация и др.);

• организация преемственности между обучением в детском
саду и школах-интернатах для детей с нарушениями зрения, между
общественным и семейным воспитанием;

• создание оптимальных условий для зрительного восприятия
(достаточная освещенность, удобное размещение детей, доступ­
ное расположение наглядного материала, регулирование зри­
тельных нагрузок, организация коррекционных упражнений для
зрения).

Программы обучения детей с нарушениями зрения построе­ны с учетом особенностей их развития: учтена необходимость коррекционио-компенсаториой работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специаль­ных форм, приемов и способов; увеличено время на выполнение из­мерительных действий, проведение наблюдений, опытов, экскурсий и предметных уроков.

Среди особенностей организации и содержания учебио-воспита-тельпого процесса в школе для детей с нарушениями зрения иссле­дователи выделяют:

• учет общих закономерностей и специфики развития детей в
опоре на здоровые силы и сохранные возможности;

• увеличение сроков обучения, перераспределение учебного ма­
териала и изменение темпа его прохождения;

• дифференцированный подход к детям, уменьшение наполняе­
мости классов, применение специальных форм и методов работы,
оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;

• специальное оформление учебных классов и кабинетов, соз­
дание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-
восстановительной работы;

• развитие зрительного восприятия и формирование предмет­
ных представлений;

• социальная адаптация;

• ориентировка в пространстве;

• развитие осязания и слухового восприятия;

• лечебная физкультура и ритмика;

• коррекция нарушений речи.

Коррекционно-развивающая направленность обучения и вос­питания предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглажи­вание недостатков познавательной деятельности, поиск потен­циальных возможностей в становлении личности слепых и сла­бовидящих детей (М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.).

Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и компенсации отсут­ствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифло-приборов, рельефно-графических пособий (для незрячих), плоско­печатных (для слабовидящих).

Учебно-воспитательный процесс в специальной школе предпо­лагает использование специфических средств обучения и коррек­ции незрячих и слабовидящих:

• учебники, учебные пособия, социально-экономическая, поли­
тическая, художественная, научно-популярная, музыкальная лите­
ратура, издаваемые по системе Брайля, иллюстрируемые рельеф­
ными рисунками, чертежами, схемами;

• для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются посо­
бия, сочетающие рельефную и цветную печать;

• для слабовидящих широко используются специальные учеб­
ники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными ил­
люстрациями;

• тифлотехнические средства компенсации нарушенных функ­
ций зрительного анализатора, в основе которых лежит преобразова­
ние (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступ­
ные для восприятия посредством слуха и осязания (сохранными
анализаторами);

• оптические средства коррекции: лупы (ручные, опорные, ста­
ционарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперо­
кулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличива­
ющие аппараты (эпи- и диапроекторы);

• специальные замкнутые телевизионные системы, позволя­
ющие осуществлять фронтальные методы обучения;

• светотехнические средства в виде светозащитных корригиру­
ющих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием;

• различные по сложности технические устройства и при­
способления: простые приспособления для вдевания нитки в
иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного
передвижения, грифели и приборы для ручного письма по систе-

ме Брайля, специальные пишущие машинки для незрячих про­граммистов, специальные приборы для рельефного черчения п рисования;

• «говорящие» книги - тиражированные на звуковоспроизводя­
щих носителях записи книг;

• специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие
мячи и т.п.

Специфичными являются условия эффективного использова­ния наглядности в учебном процессе. При ее применении необхо­димо соблюдать определенные условия (Е.Н. Подколзина).

1. Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким
образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо осве­
щенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на доста­
точном для их зрительного восприятия расстоянии).

2. Для обследования наглядности детям с нарушениями зрения
должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально ви­
дящим.

3. Некоторым детям необходимо предоставить возможность
приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рас­
смотреть се, обследовать с помощью осязания.

4. В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с много­
плановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной
формы) наглядность следует внести в группу (класс) до начала за­
нятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее.
После окончания занятия эта наглядность некоторое время может
оставаться в группе или классе.

5. Использование рельефной наглядности должно сопровож-
• даться соотнесением ее с реальными предметами.

; 6. При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, пред- метов педагог должен обращать внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качества- ми, формировать у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.

7. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности |четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием. ' Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразова­тельной массовой школе, если для них созданы там специальные образовательные условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психо.лого-педагогическое сопровождение детей специалистами — тиф.ш>иг-

дагогами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той же мере, что и в специ­альной школе. Для детей с нарушениями зрения должны быть орга­низованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.

Сегодня предметом пристального изучения являются различные модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения (В. Гудонис, М. Баркаускайте). В этой связи исследователи отмеча­ют необходимость решения целого ряда проблем:

1) проблема специальной подготовки педагогов массовой школы
для работы в условиях образовательной интеграции;

2) организация качественной консультативной помощи тифло­
педагога детям с нарушениями зрения, педагогам и родителям;

3) формирование адекватного отношения к детям с ОПФР со
стороны педагогов, родителей нормально развивающихся детей,
общества в целом;

4) обеспечение общеобразовательных школ необходимыми сред­
ствами обучения для детей с нарушениями зрения.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Перечислите группы нарушений зрения в зависимости от времени пора­
жения и степени тяжести нарушения.

2. Почему премя наступления нарушения зрения имеет важное значение
для дальнейшего психического развития ребенка и организации коррекцион-
ной работы? «j

3. Данте сравнительную характеристику детей с различной степенью нару­
шения зрительной функции.

4. Какие особенности имеет домашнее воспитание ребенка с нарушениями
зрения?

5. Какую роль для незрячих и слабовидящих играют осязание, слух и речь?
Почему?

(). Перечислите основные принципы обучения детей с нарушениями зре­ния. В чем их специфика?

7. Назовите основные особенности организации и содержания обучения де­
тей с нарушениями зрения.

8. Какие специфические средства обучения и коррекции незрячих и слабо­
видящих используются в учебно-воспитательном процессе?

Наши рекомендации