Занятие 4. Методы и средства обучения
Цель:уточнить сущность методов и приемов обучения, особенностей их использования в начальной школе, рассмотреть средства обучения, используемые в начальном звене школы.
№1. Задания для самоконтроля:
1. Установите последовательность в классификации методов по характеру деятельности обучае
мых:Ответ: - — - .
а) эвристический; б) исследовательский;
в) проблемного изложения; г) репродуктивный; д) объяснительно-иллюстративный.
2. Диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной
системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими
уже изученного, называется ...
3. Назовите несуществующую группу в классификации методов обучения по источнику получения
знаний:
а) наглядные; б) практические; в) исследовательские; г) словесные.
4. К словесным методам обучения НЕ относится:
а) рассказ; б) дискуссия; в) работа с учебником; г) лекция.
№2. Ознакомьтесь с понятием приема обучения.
"У" В качестве составной части или отдельной стороны метода выделяют понятие «прием обучения».
Напр., при работе с учебником могут быть использованы приемы: • конспектирование, • составление плана
текста, • написание словаря пройденной темы, • цитирование и др. Некоторые приемы могут вхо-
дить в состав различных методов. Напр., прием составления схематической модели может быть элементом • метода работы с книгой (при составлении модели текста) и • метода объяснения нового материала (составление опорного конспекта, т.е. схематической модели этого материала).
№3. Используя учебник «Педагогика»[Сластенин В.А.], ответьте на вопросы:
1. Что понимается под «дидактическими средствами»?
2. Какие функции выполняют дидактические средства?
3. Разграничьте содержание понятий «дидактические-средства для учителя» и «дидактические
средства для учащихся»? - *
4. Дайте классификацию дидактических средств на основе чувственной модальности.
5. Приведите примеры и обоснуйте варианты использования разных дидактических средств на уроках в начальном звене школы.
Раздел «Содержание образования как основа базовой культуры личности»
Занятие 5. Сущностьсодержания образования
Цель:уточнить сущность и содержание понятий «содержание образования», «фундаментальное ядро содержания образования».
№1. Ознакомьтесь с основными результатами воспитания, представленными в Фундаментальном ядре содержания общего образования.
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства -воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом ФГОС общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:
• личностная культура; » социальная культура; * семейная культура.
Личностная культура — это:
• готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию
смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого
потенциала ... на основе ... универсальной духовно-нравственной установки - «становиться лучше»;
• готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критиче
ски оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
• способность к самостоятельным поступкам, совершаемым на основе морального выбора, приня
тию ответственности за их результаты, целеустремленность в достижении результата;
• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
• осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к дей
ствиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью
и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
Семейная культура — это:
•^ осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
v понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
v бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура — это:
^ осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
^ вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
^ адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;
)> готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
^ развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
5> способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;
^ забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.
Воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично, что хорошая учеба станет одним из важнейших воспитательных результатов.
№2. Ознакомьтесь с базовыми национальными ценностями, представленными в Фундаментальном ядре содержания общего образования.
Базовыми национальными ценностями являются:
• патриотизм (любовь к России, к своему народу; служение Отечеству);
• социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам госу
дарства и гражданского общества; справедливость, милосердие, достоинство);
• гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством,
старшим поколением и семьей, правопорядок, межэтнический мир);
• семья (любовь и верность, забота о старших и младших, о продолжении рода);
• труд и творчество (созидание, настойчивость, трудолюбие, бережливость);
• наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
• традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных
школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных куль
турологических представлений о религиозных идеалах;
• искусство и литература (красота, гармония, эстетическое развитие);
• природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
• человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, меж
дународное сотрудничество). , -
№3. Задания для самокрнтроля:
1. Педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельно
сти и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие лич
ности -это ..........
3. Установите соответствие в системе компонентов содержания образования:
1. Когнитивный 2. Операционный 3. Креативный 4. Мотивационный |
А) система общих умений и навыков; Ответ: 1__ , 2___ , 3___ , 4__