Коррекционно-развивающий маршрут
Индивидуальный маршрут развития ребенка с СДВ(Г)
№ Группы______
ФИО_________
Возраст_________
Категория: СДВ____, СДВГ_____ (отмечается после обследования)
Примечания________________
Компоненты комплексного развития:
Сбор социологических данных о семье | Обследование здоровья ребенка | Психолого-педагогическая диагностика | Специальная диагностика |
Социальная хар-ка семьи (социально-экономический статус семьи) | Общая хар-ка, группа здоровья | Первичное обследование | Невропатолог/ Нейропсихолог |
Факторы риска | Сопутствующие заболевания, диагнозы: -нарушения ЦНС, - перенесенные инфекции, - прочее | Комплексное обследование (Павлова-Руденко) | Дефектолог |
См. Приложение 3 и 4 | Обследование отдельных психических функций: 1. Внимание 2. Тип работоспособности. 3. Мотивация 4. Память | Психиатр |
Результаты обследования ребенка:
Первичное обследование | Комплексное обследование | Обследование отдельных психических функций | ||
Результаты | ||||
Выводы | ||||
Рекомендации |
Сильные стороны в развитии ребенка | Факторы риска в развитии ребенка | Вероятный прогноз развития ребенка, в т. ч. прогноз возможных школьных трудностей |
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи
Рекомендуемые меры коррекции и развития | ||
Вид психолого-педагогического сопровождения | Расписание занятий/ сроки/ | Ответственный |
Результативность сопровождающей работы | ||
Динамика состояния ребенка в процессе работы | Дата | Специалист |
Приложение1
Первичное обследование.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка
(по результатам первичного обследования)
Социально-личностное развитие
1. Эмоциональное состояние:
веселое – грустное – спокойное;
тревожность;
плаксивость – агрессия.
2. Особенности общения со сверстниками:
общительный – замкнутый;
конфликтный – спокойный;
социальный статус: лидер, принятый, отвергаемый.
3. Особенности общения со взрослыми:
легко – с трудом идет на контакт;
проявляет – не проявляет инициативу в процессе общения;
позитивное – негативное отношение к взрослому.
4. Особенности поведения:
активность – пассивность,
произвольность – непроизвольность поведения,
сформированность – несформированность саморегуляции,
медлительность – гипердинамичность.
5. Личностные особенности:
уверенный – неуверенный,
высокая – низкая самооценка,
уравновешенный – вспыльчивый,
доброжелательный – агрессивный.
Познавательная сфера
1. Восприятие: эталонный тип, смешанный тип, синкретический тип.
2. Мышление:
классифицирует по существенным – несущественным признакам;
использует – не использует обобщающие понятия;
устанавливает причинно-следственные связи верно – неверно;
при сравнении объектов называет отличительные – сходные признаки;
умение выполнять арифметические операции: знает счет в прямом порядке до ; в обратном порядке до ; совершает вычислительные операции
3. Память:
зрительная (в %), что соответствует уровню;
слуховая (в %), что соответствует уровню.
4. Внимание:
объем;
устойчивость: длительная, кратковременная, нестабильная;
концентрация (в %)
5. Тип работоспособности:
медленный неточный;
быстрый точный;
импульсивный;
рефлексивный.
6. Мелкая моторика:
праворукость – леворукость;
сильный – слабый нажим;
штрихует в одном – разных направлениях.
7.Речевое развитие:
Соответствует норме;
Не соответствует норме.
Приложение 2
Диагностика СДВГ
Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью базируется на ряде критериев.
Нарушение внимания диагностируется, когда присутствуют 4 из 7 признаков:
1. Нуждается в спокойной тихой обстановке, не способен к работе и к возможности сконцентрировать внимание.
2. Часто переспрашивает.
3. Легко отвлекается на внешние раздражители.
4. Путает детали.
5. Не заканчивает то, что начинает.
6. Слушает, но кажется, что не слышит.
7. Трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация "один на один".
Импульсивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5:
1. Выкрикивает во время занятий.
2. Чрезвычайно возбудим.
3. Трудно переносит время, когда ждет свою очередь.
4. Чрезмерно разговорчив.
5. Задевает других детей.
Гиперактивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5:
1. Карабкается на шкафы и мебель.
2. Всегда готов идти, чаще бегает, чем ходит.
3. Суетлив, извивается и корчится.
4. Если что-нибудь делает, то с шумом.
5. Должен всегда что-нибудь делать.
Другие диагностические критерии включают:
1. Проявление симптомов до 7 лет.
2. Продолжительность симптоматики, по крайней мере 6 месяцев.
Кроме того, для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью необходимо использовать критерии Американской Психиатрической Ассоциации (1987), представленные в нашей модификации.
По крайней мере 8 из 14 признаков должны быть в наличии для постановки диагноза. Их проявление в возрасте до 7 лет и длительность в течение не менее 6 месяцев обязательны.
1. Производит суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости).
2. С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо заданий.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом ожидает очереди для вступления в игру.
5. Отвечает на вопросы, не подумав, и раньше, чем вопрос закончен.
6. С трудом исполняет инструкции других.
7. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.
8. Часто переключается от одного незаконченного дела к другому.
9. Во время игр беспокоен.
10. Часто чрезмерно разговорчив.
11. В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является "мишенью".
12. Часто кажется, что не слышит, что сказано ЕМУ или ЕЙ.
13. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.).
14. Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице "без оглядки").
Приложение3
Для родителей.
Критерии гиперактивности
(схема наблюдения за ребенком)
Дефицит активного внимания
1.Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2.Не слушает, когда к нему обращаются.
3.С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4.Испытывает трудности в организации.
5.Часто теряет вещи.
6.Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7.Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
1.Постоянно ерзает.
2.Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3.Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
4.Очень говорлив.
Импульсивность
1.Начинает отвечать, не дослушав вопрос.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).
5.При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Приложение 4
Беседа с родителями
История развития ребенка____________________________________________
________________________________________________________________________
Ситуация в детском саду_____________________________________________
__________________________________________________________________
Социальное развитие_______________________________________________ речевое развитие___________________________________________________ интеллектуальное развитие___________________________________________ сильные стороны ребенка____________________________________________ слабые стороны ребенка_____________________________________________
увлечения _________________________________________________________
________________________________________________________________________
стиль воспитания в семье____________________________________________ типичные реакции родителей на нарушение поведения___________________
__________________________________________________________________ отличия во взаимодействии ребенка с матерью и отцом___________________
__________________________________________________________________
уровень стресса у родителей__________________________________________
__________________________________________________________________
наличие других детей в семье_________________________________________
__________________________________________________________________
Индивидуальный
коррекционно-развивающий маршрут
Цель : Преодоление чрезмерной двигательной активности, мышечного напряжения
Адресат: ребенок группы №
Задачи:
1. Снять напряжение, мышечные зажимы, развивать чувственное восприятие излишнюю двигательную активность.
2. Развивать умение концентрировать внимание на деталях
3. Развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию
4. Развивать умение контролировать импульсивные действия
5. Обучение приемам релаксации
Формы и методы работы :
§ Упражнения для снятия мышечного напряжения
§ Игры на развитие произвольности
§ Упражнения для релаксации
Организация занятий:
Всего будет проведено 10 занятий. Занятия проводятся индивидуально не менее 2-х раз в неделю, в кабинете психолога. Длительность занятия до 30 минут.
Опорный источник :
1. М.А.Аралова «Справочник психолога ДОУ»
2. И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»
3. К.Фопель «С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет»
4. С.Хромова «Психологические игры для детей»
Тематический план занятий