II.Коррекционно-развивающий этап.

На доске - картинки, логопед читает потешки, а дети находят подходящие изображения (или показывают на себе соответствующую часть тела).

Горько плачет мальчик, Перевязано плечико

Нарывает его пальчик. У бедного кузнечика.

Жалуется Антошка, У Ванюшки-крошки,

Болит у него ножка. Чешутся ладошки.

Пришёл к доктору Лука. Играют дети в прятки,

У него сломана рука. Сверкают только пятки.

Логопед просит детей показать у них и на картинке пальчик, ножку, ладошки, пяточки и т. д.

III. Закрепляющий этап.

Дети идут на экскурсию в «кукольный магазин», выбирают себе кукол и придумывают им имена (Тата, Тома, Коля). Логопед просит показать, где у Томы (Таты, Коли, Оли) пятки, ладошки, ножки, ручки. Раздается стук в дверь, появляется доктор Айболит. В руках у него бинты. «Что может перевязать доктор Айболит? Покажите». Дети показывают, а логопед называет: «Руку, ногу, ладошку, пятку» и т.д.» (дети по возможности проговаривают название частей тела и показывают их у кукол).

Игра «Что забыл нарисовать художник?».

Детям раздают карточки с изображением кукол, а отдельные части тела обозначены контуром. На столе лежат недостающие детали, которым надо найти место на рисунке. Карточки с куклами дети получают в качестве сувениров.

IV. Итоговый этап.

Логопед просит детей показать у себя и у всех кукол глазки, носики, ушки, ручки, пяточки, пальчики и т. д.

Тема «Понимание обобщающего значения слов-предметов. Названия животных»

Цель:учить понимать названия животных и правильно показывать соответствующие изображения.

Ход занятия

I. Организационный этап.

На столе лежат маски животных. Логопед предлагает отгадать загадки и взять соответствующую маску.

Скачет ловко, любит морковку. (Заяц)

Неуклюжий, косолапый, спит в берлоге, сосёт лапу. (Медведь)

По деревьям скок-скок, и орешки щёлк-щёлк. (Белка)

Глазищи, усищи, а моется всех чаще. (Кошка)

Дети берут маски соответствующих животных, становятся парами: заяц — кошка, медведь — белка и т. д. Затем идут в гости к Бабушке - загадушке.

П. Коррекционно-развивающий этап.

Игра «Кто что любит? ».

На столе в избушке разложены разные лакомства: мёд, орехи, молоко, морковка.

Дети поочерёдно подходят к столу, показывают, а по возможности называют (показывают) выставленные предметы:

Где мёд? Какой мёд? Кто съест мёд? Мишка. Где молоко? Какое молоко? Кто пьёт молоко? Кошка.

При этом допускается любое фонетическое оформление ответа (мокко — молоко, мокока —морковка, белька — белка и т. д.)

III. Закрепляющий этап.

Игра «Найди себе друга» .

Здесь и далее возможно использование оборудования, описанного в «Примерном перечне оборудования для создания предметно-развивающей среды в учреждениях для детей с ОНР. См.: Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. —М.: Дрофа, 2010.

Дети под тихую музыку «гуляют по лесу», где «спрятались» игрушки-животные: белка — в дупле, медведь — в берлоге, заяц — под кустом, кошка — на поляне.

Как только заиграет громкая музыка, дети в масках белки, медведя и т. д. находят соответствующие игрушки, называя или показывая жестом: «Это белка (мишка, зайка, кошка)». Выбирается помощник логопеда, которому дают волшебную указку с лампочкой на конце. Логопед просит показать, где у кошки (белки, мишки) глазки, носик, мордочка, ушки, спинка, лапки, хвостик. Волшебные указки раздаются всем детям, которые по просьбе логопеда показывают части тела у своих игрушек-животных, по возможности называя их в любом фонетическом оформлении (пинка — спинка, апки — лапки, котик — хвостик, гаки — глазки и т. д.). Затем задание усложняется: показать все глазки, хвостики и т.д.

Игра «Веселые звери».

Дети в масках встают в круг. Логопед называет потешки, дети имитируют движения:

- Зайкам холодно сидеть, надо лапки им погреть. Белкам холодно стоять, надо белкам поскакать; > вот лежит лохматый пёс, в лапы он уткнул свой нос.

Если в процессе игры тот или иной ребёнок продуцирует звукоподражание/слово/ логопед поощряет ребёнка.

IV. Итоговый этап.

Дети получают контурные картинки животных и обводят цветными карандашами части их тела (глазки, ушки, хвостики и т. д.).

Тема «Развитие активного звукоподражания. Подражание крикам животных и птиц»

Цель:учить детей подражать крикам некоторых животных и птиц.

Ход занятия

I. Организационный этап.

Игра «Весёлые гости».

Дети (2-3 ребёнка) сидят около стола, на котором находятся игрушки: собачка, кошка, курочка, гусь, медведь. В это время раздаётся стук в дверь и «лай» собаки, «мяуканье» котёнка, «кудахтанье» кур. Дети отбирают соответствующих животных и птиц. Логопед называет и имитирует их голоса:

—Это собачка. Она лает — ав-ав.

—Это котёнок. Он мяукает — мяу-мяу.

—Это курочка. Она кудахчет — ко-ко-ко.

Наши рекомендации