II. Коррекционно-развивающий этап

Дети, рассматривая игрушки, определяют их размер, цвет, пушистость. (Соответствующие символы - картинки вывешиваются на доске).

Дети выбирают себе по две игрушки.

Игра "Кто самый внимательный?"

Логопед спрашивает: "Про кого можно сказать - Маленький? Пушистый? Полосатый? Колючий? Рыжая? Белый? Серый? Черная? Коричневый? Большая?". Дети, опираясь на карточки-символы, отвечают на поставленные вопросы. За каждый ответ дети получают символ - фишку

Дети. Это белка. Она маленькая, рыжая, пушистая.

Это собака. Она большая, белая, мохнатая.

Это ежик. Он маленький, серый, колючий

III. Закрепляющий этап.

Логопед называет загадку, ребёнок отгадывает её, ставит на стол нужную игрушку.

Логопед. Это домашнее животное. Она серая, пушистая, любит молоко. Она мяукает. Кто это?

Дети, подбирая картинку, сообщают отгадку. Это кошка.

Логопед. Это домашнее животное. Она большая, черная. Она громко

лает.

Дети. Это собака

Логопед предлагает детям послушать, какой рассказ можно составить про собаку.

Это большая собака. У неё гладкая черная шерсть. Она питается костями, мясом. Зовут собаку - Рекс. Она охраняет дачу.

Рассказ проговаривается детьми хором и индивидуально.

Далее детям раздаются опорные символы, они по цепочки составляют рассказ - описание, стараясь, что бы он ни был точным повторением образца.

«Эта маленькая собачка. У неё длинная пушистая шерсть. Она питается мясом, молоком. Зовут собачку - Пушок. Она любит играть с детьми.

Логопед задаёт вопросы:

Эта собака, какая? Большая или маленькая?

Шерсть, у неё, какая? Гладкая или пушистая?

Какого цвета собака? Черного.

Чем питается собака? (карточка-символ - кости)

Как её зовут? (карточка-символ - собачка)

Какую приносит пользу? (охраняет дом, помогает на охоте, при пожаре, служит на границе, собака - санитар).

IV. Итоговый этап

"Игра с мячом". Дети встают в круг. Логопед, бросает ребёнку мяч, называет признак, а тот, возвращает мяч называет этот признак и соответствующее животное.

Колючий - ёжик.

Полосатый - тигрёнок.

Полосатая - кошка.

Тема: Предложение по модели: Кто? Что делает? Что? Чем?

Цель: Закрепить навык практического употребления предложения по модели: Кто? Что делает? Что? Чем?

Ход занятия

I. Организационный этап

На столе разложены разные предметы, надо на доске выставить только те которые назовет логопед.

Карандаш

Мел

Веник

Топор

II. Коррекционно-развивающий этап

Логопед объясняет, что с помощью этих предметов можно выполнять разные действия

- рисовать

- подметать

- пилить

- рубить

- шить

Приглашаются дети, желающие их демонстрировать. Логопед обращает внимание на то, как по-разному можно говорить, чем выполняются действия:

Это топор - дрова рубят топором

Это веник - пол подметают веником

Это мел - дом рисуют мелом

По следам демонстрации действий составляют предложения с опорой на схемы: Кто? Что делает? Что? Чем?

Миша рубит дрова топором.

Оля подметает пол веником.

Маша рисует дом мелом

Обязательно с опорой на схему предложения уточняется, сколько карточек на доске и сколько слов в предложении.

III. Закрепляющий этап

Далее выставляются другие предметы:

Метла

Пила

Игла

Логопед подчеркивает, как по-другому назвать то, чем выполняется действие.

Это метла. Дорогу метут чем? метлой. Дворник метет дорогу метлой Это пила. Дерево пилят чем? Пилой. Люди пилят дерево пилой.

Это игла. Девочка платье шьет чем? иглой. Девочка шьет платье

иглой

Появляется Незнайка, который показывает дневник с «2», а за какие ошибки у него такие отметки, он не знает.

Мальчик пилит дерево пилой.

Девочка шьет сарафан иглом.

Папа рубит сук топорой.

Мама подметает комнату веникой.

Дети, которые обнаружили и исправили ошибки, получают звездочки. Исправленные предложения исправляются хором и индивидуально.

Игра «Бывает - не бывает»

Мальчик пилит дерево ложкой.

Девочка шьет сарафан метлой.

Папа рубит сук веником.

Мама подметает комнату топором.

Появляется клоун - Тимоша. Он хочет рассмешить детей, называет сюжетные картинки, путает окончания в словах.

Папа пилит пень пилом.

Мама шьет фартук иглом.

Дедушка рубит дерево топорой.

Бабушка подметает крыльцо веникой.

Правильно оформленные предложения проговариваются хором и индивидуально.

IV. Итоговый этап

Дети встают в круг. Логопед, бросая мяч ребенку, называет часть предложения. Тот, добавляя недостающее слово, называет все предложение.

Вова ест суп (чем?) -ложкой

Миша режет хлеб (чем?) - ножом

Мама наливает компот (чем?) - половником

Художник рисует цветы (чем?) — Кисточкой

Наши рекомендации