Работа социального педагога с беспризорными и безнадзорными детьми.
Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Признаки: полное прекращение связи с семьёй; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья, воровство, попрошайничество.
Основной законодательным документ - федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г, в нём даны следующие определения:
Безнадзорный (БН)— несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
Беспризорный (БП)— безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. Понятие беспризорности отличается от понятия безнадзорности.Т.е. в соответствии с законом, отличие беспризорного от безнадзорного состоит в отсутствии места жительства. Госуд-ую систему в этой области составляют комиссии по делам несовер-них, органы опеки и попечительства, специализированные службы органов соц. защиты, здравоохранения и т.д.
Причины БП. и БН.
Причины социально-экономического характера (войны, голод, стихийные бедствия и другие изменения условий жизни, влекущие за собой сиротство детей), а также безработица, нужда, конфликтная обстановка в семьях, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми.
Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления - это профилактическое и коррекционно-реабилитационное.
Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьмивключает в себя:
- работу по организации благоприятной среды воспитания и общения;
- своевременную коррекцию семейных отношений;
- поиск форм занятости детей в свободное время;
- формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи;
- постановка детей на социально-педагогический учет;
- патронирование отдельных детей.
Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь, такую как:
- постановку ребенка на учет;
- экспресс-диагностика состояния несовершеннолетнего;
- диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка;
- решение вопроса о месте, куда будет направлен несовершеннолетний
- информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания ребенка;
- состояние несовершеннолетнего и программа дальнейшей работы с ним;
- организация необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему;
- разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде.
Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.
Деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтера: “Волонтеры - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации”. Такой бесплатный труд является разновидностью меценатства (бескорыстного дарения в пользу нуждающихся благополучателей — людей, природы). Деятельность волонтёров направлена на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).
31. Человек в процессе социолизации
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т. д.
Э. Дюркгейм, Т. Парсонс рассматривали процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу и именно оно является субъектом социализации
Человек- полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации.( придерживались данной теории X. Кули, У. И. Томас и Ф. Знанецкий, Дж. Г. Мид)
Задачи, решаемые человеком на каждом возрастном этапе, или этапе социализации:
1)Естественно-культурные задачи - достижение определенного уровня физического и сексуального развития (этикет, нормы, символика, уход за организмом, физического саморазвития и т.д.)
2)Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые - специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории.
3)Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.
!!! Решение задач всех трех названных групп является объективной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию человека неполной.
Самосознание личности-достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия.
Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни.(Например, младшему школьнику необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации - ситуации поступления в школу)
Самореализация- реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений.
Самоутверждение - достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.
Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.
Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т. е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации - диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.
32. Мегафакторы социализации (космос, планета, мир).
Мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Космос.Космос (или Вселенная) и проблема его влияния на жизнь людей на планете Земля привлекали внимание уже мыслителей древности. Выдающиеся русские ученые психиатр В.М. Бехтерев, геофизик П.П. Лазарев, биофизик А.Л. Чижевский отмечали зависимость отношений в социальной среде, от количества притекающей к нам мировой энергии и предполагали, что «изучение явлений общественных в связи с явлениями геофизическими и космическими должно... дать возможность научного обоснования изучения законов человеческого общества» (Лазарев). А.Л. Чижевский выявил, что эпохи концентраций исторических событий (таких, как открытие Америки, революций в Англии, Франции и России и др.) совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности. Столь же явную зависимость он обнаружил и в жизни выдающихся исторических деятелей. Вполне вероятно, что накопление новых знаний позволит охарактеризовать космос как мегафактор социализации. Возможно, что в отдаленной перспективе выявятся зависимости характера и жизненного пути человека от неких космических влияний, что может стать одной из естественных основ индивидуального подхода в воспитании человека.
Планета, мир. Планета - понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, по форме близкое к шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. На одной из крупных планет - Земле - в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей. Мир - понятие в данном случае социолого-политологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете. Планета и мир органично взаимосвязаны и взаимозависимы. Мир возник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земля от других планет. В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояние планеты. Это влияние стало наиболее очевидным в 20в, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические (загрязнение окружающей среды и др.), экономические(увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографические (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политические (рост числа и опасности региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Все эти и другие проблемы и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию подрастающих поколений.
Так, осознание человечеством в 50-е гг. 20 в. глобальной проблемы атомной угрозы жизни на Земле - пример прямого влияния глобальных проблем на социализацию. Это осознание в том, что значительная часть подростков и юношей в развитых странах стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности, желания, стремления, на ценность жизни «здесь и теперь» (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Аналогичное влияние оказали и экологические проблемы на поколения 80-90-х гг. Опосредствованное влияние глобальных процессов и проблем на социализацию подрастающих поколений проявляется в различных аспектах. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и, следовательно, социализации) всего населения земного шара (естественно, в одних его частях больше, в других - меньше). Глобальные экономические и политические процессы определяют условия жизни людей в той или иной стране, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления. Развитие средств массовой коммуникации привело к тому, что планета и мир могут прямо влиять на процесс социализации, ибо СМК позволяют человеку «не сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым «раздвинулись» границы действительности. Следствием этого явились изменения в восприятии жизни. Планы, мечты детей, подростков, юношей в модернизированных обществах стали формироваться, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными.
Наличие и роль мегафакторов социализации необходимо иметь в виду и учитывать, определяя задачи, цели и содержание воспитания!!!
33.нет