Занятие 2. Закономерности и принципы обучения.
Вопросы:
1. Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
2. Закономерности обучения (дидактические закономерности).
3. Классификация принципов обучения.
4. Характеристика принципов обучения.
Задания для самостоятельной работы:
1. По учебнику И. П. Подласого изучите закономерности процесса обучения. Вспомните, испытывали ли Вы на себе действие каких-либо из них?
2. Если развитие подчиняется объективным законам, то какова роль сознательной деятельности людей - субъектов обучения?
3. Выявите и запишите все закономерности обучения на основе анализа конспекта урока (можно воспользоваться прил. 2).
4. Появилось ли у Вас ощущение значимости знания закономерностей обучения для учителя? Если да, укажите, в чем состоит значение этого знания.
5. Подготовьтесь к дискуссии «Как соотносятся принцип доступности и идея «обучение ведет за собой развитие»?».
6. Составьте правила к какому-либо принципу обучения. Помните, что правила должны раскрывать суть принципа, излагаться живым языком и относиться к деятельности учителя.
7. Какие связи и взаимодействия принципов обучения позволяют говорить об их системе?
8. Приведите примеры дидактических принципов в подходах различных авторов (например, Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, И. П. Подласого, Н. А. Сорокина, И. Ф. Харламова). Определитесь, какой подход Вам ближе и почему? Будете ли Вы использовать его в своей педагогической деятельности?
9. Предложите кластер понятия «закономерность». Построение кластера: в центральном овале располагается ключевое слово, понятие, фраза; в дополнительных овалах- слова, раскрывающие смысл ключевого. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи).
10. Приведите пословицы и поговорки, отражающие суть того или иного принципа обучения.
11.. Проанализируйте учебник по своему предмету. Требования каких
принципов реализованы? Какие принципы не нашли нужного отражения?
Литература к занятию:
1.Гребенюк О. С. Теория обучения: учебник для студентов высших учебных заведений / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. Москва: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. С. 41-50.
2.Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие / В. И. Загвязинский. Москва: Академия, 2006. С. 31-34.
3.Загрекова Л. В. Дидактика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. Москва: Высшая школа, 2007. С. 169-181.
4.Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого; Пед. о-во России. Москва, 2006. С. 213-229.
5.Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 книгах / И. П. Подласый. Москва: ВЛАДОС,2002. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. С. 420.
6.Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Хуторской. Санкт-Петербург: Питер, 2001. С. 70-87.
Занятие 3. Современные теории обучения (дидактические концепции)
Вопросы:
1. Понятие концепции (теории) обучения.
2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения как основа традиционного обучения. Поиск путей совершенствования традиционного обучения.
3. Теория проблемного обучения
4. Теория поэтапного формирования умственных действий
5. Теория учебной деятельности
Задания для самостоятельной работы:
1. Сопоставьте ступени обучения И. Гербарта и Дж. Дьюи, раскрыв их позитивные и негативные аспекты.
2. Сравните программированное и проблемное обучение по следующим параметрам:
• форма выражения предполагаемого образовательного результата;
• используемые для этого средства;
• критерии оценки образовательной деятельности.
3. Выполните сопоставительный анализ двух подходов в развивающем обучении - системы Л. В. Занкова и системы В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина.
4. В теории традиционного обучения принято считать, что ошибки при обучении неизбежны - на ошибках учатся. Теория поэтапного формирования умственных действий утверждает, что обучение может быть безошибочным. Как это возможно? Как психологически объясняется принципиальная возможность безошибочного обучения?
5. Разработайте урок по системе развивающего обучения. Запишите тему урока, его цели, основное задание или проблему, этапы и формы деятельности учеников, предполагаемые результаты, форму их контроля и оценки.
6. Каковы границы применимости проблемного обучения? В каких случаях оно эффективно, а в каких нецелесообразно? Разработайте по выбранной Вами теме следующие дидактические элементы: проблемный вопрос, проблемную задачу, проблемное задание, проблемную ситуацию. Смоделируйте и обсудите фрагмент урока с использованием Ваших разработок.
7. Распределите ответы по группам, которые характеризуют традиционную, педоцентристскую и современную дидактику: а) обучение сводится к спонтанной деятельности детей; б) обучение понимается как управление учением с опорой на активность ученика; в) обучение состоит в передаче готовых знаний учащимся; г) структура процесса обучения близка к научному поиску от обнаружения проблемы до ее решения; д) процесс
обучения строится адекватно целям формирования системы знаний и развития личности; е) структуру процесса обучения образуют сообщение, понимание, обобщение и применение знаний.
Литература к занятию:
1.Бордовская Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. Санкт-Петербург: Питер, 2008. С. 105-108.
2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие / В. И. Загвязинский. Москва: Академия, 2006. С. 25-29.
3.Загрекова Л. В. Дидактика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. Москва: Высшая школа, 2007. С. 47-66.
4.Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь; пер. с пол. J1. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. Москва: Высшая школа, 1990. С. 38-55.
5.Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений / И. П. Подласый: в 2 книгах. М.: ВЛАДОС, 2002. Кн. 1.: Общие основы. Процесс обучения. С. 301-308.
6. Практикум по дидактике и методикам обучения / авт.-сост. А. В. Хуторской. Санкт-Петербург: Питер, 2004. С. 234-240.
7.Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2003. С. 442—456
Занятие 4. Содержание образования.
Вопросы:
1. Сущность содержания образования и его компоненты.
2. Принципиальные различия в представлениях о содержании образования в традиционной и личностно-ориентированной педагогике.
3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
4. Тенденции развития содержания образования.
Задание к занятию:
Задумайтесь: благодаря чему содержание образования может стать «живым» знанием для ребенка?
Задание для самостоятельной работы:
1. Подготовьте к занятию игру «Дебаты» по теме «Да – стандартам образования» (участвуют 6 человек из подгруппы: по 3 спикера для команды утверждения и команды отрицания).
2. Рефераты:
§ «Содержание образования и его связь с ценностями»;
§ «Содержание образования и творчество ученика»;
§ «Содержание образования как контекст открытия»;
§ «Содержание образования как основа самоорганизации»
3. Поработайте над созданием сравнительной таблицы:
ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА | ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПЕДАГОГИКА |
Обученность | |
Информация | |
Ориентация в образовании на объем материала | |
ЗУНы | |
Передача ЗУНов | |
ЗУНы в отрыве от жизни и конкретных проблем | |
Содержание образования подчинено цели учебного процесса | |
Содержание образования – совокупность наук | |
Содержание образования воспроизводит научную картину мира | |
Содержание образования едино и обязательно для всех |
4.Представьте себя в роли учителя, готовящего к выпуску свой учебник по предмету. Что будет являться для Вас ориентиром в отборе содержания образования в учебник с позиций личностно-ориентированного образования?
Литература к занятию:
1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. Спб, 2003, с. 121.
2. Арефьев И. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников.// Педагогика №5 –03, с. 49.
3. Базисный учебный план. // Народное образование, №6, 2001, с. 250-276.
4. Булавенко О.А. Новые подходы к непрерывному образованию. Школьные технологии № 1-06, с. 56-61
5. Зинченко В. Мир образования или образование мира. // Мир образования, 1996, №3,4.
6. Коган Е., Прудникова Е. Стандарты образования - ключ к успеху? // Нар. Образование №5 –03, с 50.
7. Крившенко Л.П. Педагогика, М., 2004 с. 261-274
8. Куркин Е. Школа на рубеже тысячелетий. // Первое сентября, 2000, №16, с.2.
9. Новое в образовательном процессе. Псков, 2002 с. 82-87.
10. О профильном образовании. Школьная дорога и призвание. // Лидер образования. № 6-03, с. 22.
11. Образовательная программа – маршрут ученика. СПб., 1998.
12. Осмоловская И. Отбор содержания – вечная проблема. Директор школы. № 7-05, с. 3-9.
13. Осташенко А. Профильное обучение в старших классах малочисленной школы.// Школьные технологии. № 3 – 03, с. 95.
14. Проблемы школьного учебника («круглый стол») // Педагогика, 1999, № 4.
15. Прокопьев И.И. Педагогика М., 2002, с. 298-315
16. Профильное обучение// Директор школы № 1-03, с. 7.
17. Организация профильного обучения: опыт становления и реализации. Псков, 2006.
18. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 2002, с. 214-245
19. Слуцкий В. Что делает урок воспитывающим? // Воспитание школьников, №7-03.
20. Хуторской А.В. Современная дидактика. Спб. Питер, 2001. с. 168-203
21. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М. 2005г., с. 71.
22. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.