Занятие 2. Закономерности и принципы обучения.

Вопросы:

1. Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.

2. Закономерности обучения (дидактические закономерности).

3. Классификация принципов обучения.

4. Характеристика принципов обучения.

Задания для самостоятельной работы:

1. По учебнику И. П. Подласого изучите закономерности процесса обу­чения. Вспомните, испытывали ли Вы на себе действие каких-либо из них?

2. Если развитие подчиняется объективным законам, то какова роль сознательной деятельности людей - субъектов обучения?

3. Выявите и запишите все закономерности обучения на основе ана­лиза конспекта урока (можно воспользоваться прил. 2).

4. Появилось ли у Вас ощущение значимости знания закономерно­стей обучения для учителя? Если да, укажите, в чем состоит значение это­го знания.

5. Подготовьтесь к дискуссии «Как соотносятся принцип доступно­сти и идея «обучение ведет за собой развитие»?».

6. Составьте правила к какому-либо принципу обучения. Помните, что правила должны раскрывать суть принципа, излагаться живым языком и относиться к деятельности учителя.

7. Какие связи и взаимодействия принципов обучения позволяют го­ворить об их системе?

8. Приведите примеры дидактических принципов в подходах различ­ных авторов (например, Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, И. П. Подласого, Н. А. Сорокина, И. Ф. Харламова). Определитесь, какой подход Вам бли­же и почему? Будете ли Вы использовать его в своей педагогической дея­тельности?

9. Предложите кластер понятия «закономерность». Построение кластера: в центральном овале располагается ключевое слово, понятие, фраза; в дополнительных овалах- слова, раскрывающие смысл ключевого. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи).

10. Приведите пословицы и поговорки, отражающие суть того или иного принципа обучения.

11.. Проанализируйте учебник по своему предмету. Требования каких

принципов реализованы? Какие принципы не нашли нужного отражения?

Литература к занятию:

1.Гребенюк О. С. Теория обучения: учебник для студентов высших учебных заведений / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. Москва: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. С. 41-50.

2.Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие / В. И. Загвязинский. Москва: Академия, 2006. С. 31-34.

3.Загрекова Л. В. Дидактика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. Москва: Высшая школа, 2007. С. 169-181.

4.Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого; Пед. о-во России. Москва, 2006. С. 213-229.

5.Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов выс­ших учебных заведений: в 2 книгах / И. П. Подласый. Москва: ВЛАДОС,2002. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. С. 420.

6.Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Ху­торской. Санкт-Петербург: Питер, 2001. С. 70-87.

Занятие 3. Современные теории обучения (дидактические концепции)

Вопросы:

1. Понятие концепции (теории) обучения.

2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения как основа традиционного обучения. Поиск путей совершенствования традиционного обучения.

3. Теория проблемного обучения

4. Теория поэтапного формирования умственных действий

5. Теория учебной деятельности

Задания для самостоятельной работы:

1. Сопоставьте ступени обучения И. Гербарта и Дж. Дьюи, раскрыв их позитивные и негативные аспекты.

2. Сравните программированное и проблемное обучение по следую­щим параметрам:

• форма выражения предполагаемого образовательного результата;

• используемые для этого средства;

• критерии оценки образовательной деятельности.

3. Выполните сопоставительный анализ двух подходов в развиваю­щем обучении - системы Л. В. Занкова и системы В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина.

4. В теории традиционного обучения принято считать, что ошибки при обучении неизбежны - на ошибках учатся. Теория поэтапного форми­рования умственных действий утверждает, что обучение может быть без­ошибочным. Как это возможно? Как психологически объясняется принци­пиальная возможность безошибочного обучения?

5. Разработайте урок по системе развивающего обучения. Запишите те­му урока, его цели, основное задание или проблему, этапы и формы деятель­ности учеников, предполагаемые результаты, форму их контроля и оценки.

6. Каковы границы применимости проблемного обучения? В каких случаях оно эффективно, а в каких нецелесообразно? Разработайте по выбранной Вами теме следующие дидактические элементы: проблемный вопрос, проблемную задачу, проблемное задание, проблемную ситуацию. Смоделируйте и обсудите фрагмент урока с ис­пользованием Ваших разработок.

7. Распределите ответы по группам, которые характеризуют тради­ционную, педоцентристскую и современную дидактику: а) обучение сво­дится к спонтанной деятельности детей; б) обучение понимается как управ­ление учением с опорой на активность ученика; в) обучение состоит в пе­редаче готовых знаний учащимся; г) структура процесса обучения близка к научному поиску от обнаружения проблемы до ее решения; д) процесс

обучения строится адекватно целям формирования системы знаний и раз­вития личности; е) структуру процесса обучения образуют сообщение, по­нимание, обобщение и применение знаний.

Литература к занятию:

1.Бордовская Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. Санкт-Петербург: Питер, 2008. С. 105-108.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие / В. И. Загвязинский. Москва: Академия, 2006. С. 25-29.

3.Загрекова Л. В. Дидактика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. Москва: Высшая школа, 2007. С. 47-66.

4.Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь; пер. с пол. J1. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. Москва: Высшая школа, 1990. С. 38-55.

5.Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов выс­ших учебных заведений / И. П. Подласый: в 2 книгах. М.: ВЛАДОС, 2002. Кн. 1.: Общие основы. Процесс обучения. С. 301-308.

6. Практикум по дидактике и методикам обучения / авт.-сост. А. В. Ху­торской. Санкт-Петербург: Питер, 2004. С. 234-240.

7.Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креа­тивного обучения / А. В. Хуторской. Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2003. С. 442—456

Занятие 4. Содержание образования.

Вопросы:

1. Сущность содержания образования и его компоненты.

2. Принципиальные различия в представлениях о содержании образования в традиционной и личностно-ориентированной педагогике.

3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

4. Тенденции развития содержания образования.

Задание к занятию:

Задумайтесь: благодаря чему содержание образования может стать «живым» знанием для ребенка?

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовьте к занятию игру «Дебаты» по теме «Да – стандартам образования» (участвуют 6 человек из подгруппы: по 3 спикера для команды утверждения и команды отрицания).

2. Рефераты:

§ «Содержание образования и его связь с ценностями»;

§ «Содержание образования и творчество ученика»;

§ «Содержание образования как контекст открытия»;

§ «Содержание образования как основа самоорганизации»

3. Поработайте над созданием сравнительной таблицы:

ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПЕДАГОГИКА
Обученность  
Информация  
Ориентация в образовании на объем материала  
ЗУНы  
Передача ЗУНов  
ЗУНы в отрыве от жизни и конкретных проблем  
Содержание образования подчинено цели учебного процесса  
Содержание образования – совокупность наук  
Содержание образования воспроизводит научную картину мира  
Содержание образования едино и обязательно для всех  

4.Представьте себя в роли учителя, готовящего к выпуску свой учебник по предмету. Что будет являться для Вас ориентиром в отборе содержания образования в учебник с позиций личностно-ориентированного образования?

Литература к занятию:

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. Спб, 2003, с. 121.

2. Арефьев И. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников.// Педагогика №5 –03, с. 49.

3. Базисный учебный план. // Народное образование, №6, 2001, с. 250-276.

4. Булавенко О.А. Новые подходы к непрерывному образованию. Школьные технологии № 1-06, с. 56-61

5. Зинченко В. Мир образования или образование мира. // Мир образования, 1996, №3,4.

6. Коган Е., Прудникова Е. Стандарты образования - ключ к успеху? // Нар. Образование №5 –03, с 50.

7. Крившенко Л.П. Педагогика, М., 2004 с. 261-274

8. Куркин Е. Школа на рубеже тысячелетий. // Первое сентября, 2000, №16, с.2.

9. Новое в образовательном процессе. Псков, 2002 с. 82-87.

10. О профильном образовании. Школьная дорога и призвание. // Лидер образования. № 6-03, с. 22.

11. Образовательная программа – маршрут ученика. СПб., 1998.

12. Осмоловская И. Отбор содержания – вечная проблема. Директор школы. № 7-05, с. 3-9.

13. Осташенко А. Профильное обучение в старших классах малочисленной школы.// Школьные технологии. № 3 – 03, с. 95.

14. Проблемы школьного учебника («круглый стол») // Педагогика, 1999, № 4.

15. Прокопьев И.И. Педагогика М., 2002, с. 298-315

16. Профильное обучение// Директор школы № 1-03, с. 7.

17. Организация профильного обучения: опыт становления и реализации. Псков, 2006.

18. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 2002, с. 214-245

19. Слуцкий В. Что делает урок воспитывающим? // Воспитание школьников, №7-03.

20. Хуторской А.В. Современная дидактика. Спб. Питер, 2001. с. 168-203

21. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М. 2005г., с. 71.

22. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

Наши рекомендации