Цель, задачи и формы организации занятий
Физическая культура как учебная дисциплина в системе образования Республики Беларусь
1.1. Введение в содержание курса
1.2. Цель, задачи и формы организации занятий
1.3. Организация учебного процесса по физическому воспитанию студентов
1.4. Учебный процесс в основном, подготовительном, специальном и спортивном отделениях
1.5. Программа курса
1.6. Зачетные требования и обязанности студентов
Ключевые слова и понятия
Двигательная активность — естественная и социально-организованная деятельность человека, успешно обеспечивающая его физическое и психическое развитие.
Двигательный навык — такая форма реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения.
Двигательное умение — одна из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, выражающейся в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций.
Компетентность — выраженная способность применять свои знания и умения.
Компетенция — знания, умения и навыки, необходимые для той или и иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом.
Общая физическая подготовка — разносторонне воспитание физических качеств, которые не сводятся к специфическим способностям, проявляемым в избранном виде спорта, но, так или иначе, обуславливают успех спортивной деятельности.
Специальная подготовка — вид подготовки, как непосредственный фактор специализации в избранном виде спорта, включающий обучение технике и тактике данного вида спорта, воспитание физических и психических способностей, отвечающих специфическим особенностям избранной спортивной деятельности.
Учебная программа дисциплины — учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, раскрывающие основные методические подходы к преподаванию дисциплины.
Физическое воспитание — педагогический организованный процесс целенаправленного формирования физической культуры личности и оптимизации физического статуса.
Физическое воспитание студентов — неразрывная составная часть высшего гуманитарного образования, результат комплексного педагогического воздействия на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции.
Физкультурная деятельность — формы рациональной двигательной деятельности, которые позволяют в принципе наилучшим образом сформировать нужные в жизни двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических способностей, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности.
Физические качества — врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.
Физическая культура — вид (часть) культуры, ее самостоятельная область, представляющая собой специфический процесс и результат деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных функций [1,6]. Исходя из этого положения, физическая культура имеет широкую и многогранную структуру, которая обусловлена совокупностью материальных и духовных основ, составляющих базовый компонент ее системы.
Физическая культура личности — образованность, физический статус и совершенство личности, отраженные в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, в здоровом образе жизни.
Физическая подготовленность — результат физической подготовки, выраженный в достигнутом уровне физической работоспособности, развитие физических способностей, сформированности двигательных умений и навыков.
Физическое совершенство — оптимальная мера общей физической подготовленности и гармонического физического развития, которая соответствует требованиям трудовой и других сфер жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, согласуется с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения крепкого здоровья.
Ценности физической культуры — значимые явления, предметы, процессы и результаты познавательной деятельности в области физической культуры, ориентации на которые стимулируют поведение и проявление физкультурно-спортивной активности.
Цикл социально-гуманитарных дисциплин — образовательная область, которая включает систему учебных дисциплин и курсов, раскрывающих специфику бытия, функционирования и развития человека, мирового сообщества и белорусского социума, а также способствующих приобретению знаний и опыта решения социальных, профессиональных и личностных задач.
Введение в содержание курса
Физическая культура — вид (часть) культуры, ее самостоятельная область, представляющая собой специфический процесс и результат деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных функций. [1,6]. Исходя из этого положения, физическая культура имеет широкую и многогранную структуру, которая обусловлена совокупностью материальных и духовных основ, составляющих базовый компонент ее системы.
Студенты представляют собой социальную группу общества, учебный труд которой является видом сложной и напряженной умственной деятельности. Рациональное использование времени в период учебы определяет уровень культуры личности, его творческие перспективы. Знание основ методики физической культуры позволит студенту овладеть на достаточно высоком уровне умением самостоятельно заботиться о своем здоровье, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности дозировать физическую нагрузку в зависимости от возрастных особенностей организма.
Актуальность физической культуры как вида общей культуры обусловлена тем, что она представляет самостоятельную область, специфический процесс деятельности, средство и способ физического совершенствования личности.
Место учебной дисциплины «Физическая культура» в системе социально-гуманитарных знаний вуза определяется предметом ее изучения, которым являются системные закономерности и особенности процесса формирования физической культуры личности выпускника, совокупность знаний, умений и навыков физкультурно-оздоровительной деятельности в интересах укрепления физических и духовных сил личности, достижением ею жизненных и профессиональных целей [5,3].
В соответствии с государственным образовательным стандартом физическая культура объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.
Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.
Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса.
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.
Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наиболее действенные и долговременные результаты образования по физической культуре.
Таким образом, физическая культура является действенным средством формирования общей культуры личности студентов, их жизненно важных общекультурных и профессиональных качеств, умений и навыков.
Цель, задачи и формы организации занятий
Целевой компонент физического воспитания, суть которого состоит во взаимном принятии целей и задач студентом и преподавателем образуют цель и задачи. При этом цель физического воспитания является тем исходным положением, которое в полном объеме определяет его направленность и содержание, и исходит из объективных потребностей личности и общества. Задачи физического воспитания в вузе обусловлены необходимостью создания условий для полной реализации и физического развития студентов в ходе учебного процесса, организованного на основе современных общенаучных и специальных технологий в области теории, методики и практики физической культуры и спорта.
На современном этапе целью физического воспитания в высших учебных заведениях Республики Беларусь — формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечивающих целевое использование соответствующих средств физической культуры и спорта для сохранения, укрепления здоровья и подготовки к профессиональной деятельности.
Физическое воспитание студентов имеет отдельные слагаемые структурные звенья и состоит из нескольких стадий — от элементарного освоения физических упражнений до соответствующего уровня специальной подготовки и далее — до совершенствования целостной физической культуры. Поэтому для достижения поставленной в физическом воспитании цели предусматривается решение комплекса воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:
· понимание и принятие студентом социальной роли и ценностей физической культуры в профессионально-личностном формировании будущего специалиста;
· овладение знаниями научно-биологических, методических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
· формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и видами спорта;
· использование средств физической культуры и спорта для профилактики заболеваний, психического благополучия, развития и совершенствования качеств и свойств личности;
· овладение опытом активной физкультурно-спортивной деятельности по освоению ценностей физической культуры.
Целевой компонент физического воспитания реализуется с помощью различных форм организации учебных и внеучебных занятий, которые взаимосвязаны между собой и имеют преемственность. В вузе они представлены в системе, которая состоит из урочных и внеурочных занятий. Руководство, контроль и консультирование всех форм занятий осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедры ФКиЗОЖ.
Урочные — академические (аудиторные) занятия, как правило, проводятся в сетке учебного расписания и делятся на:
· практические (учебные занятия, зачетные соревнования, контрольное тестирование и соревнования по избранному виду спорта);
· теоретические занятия (лекции, методические уроки, консультации).
Урочные занятия являются базовой формой организации физического воспитания студентов, предусматриваются в учебных планах всех специальностей.
Неурочные занятия обеспечивают поддержание студентами высокого уровня физической работоспособности, а также способствуют выполнению требований программы и делятся на:
· физические упражнения в режиме дня (зарядка, атлетические занятия, оздоровительные плавание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.);
· занятия в спортивных секциях, туристических клубах, а также оздоровительных, атлетических и других группах общей физической и специальной подготовки на платной основе;
· спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (ФСМ) и спортивные соревнования по календарю отдела по ФКиС — туристские походы, спортивные праздники, вечера, «Дни здоровья», показательные выступления, внутривузовские спартакиады, студенческие игры, чемпионаты Республики Беларусь, универсиады и т. д., проводимые республиканским центром физического воспитания и спорта учащихся и студентов, администрацией вузов, спортивным клубом;
· самостоятельные занятия для студентов с низким уровнем физического состояния и студентов специальных медицинских групп — оздоровительные (групповые, индивидуальные).
Использование разнообразных форм занятий в процессе физического воспитания создаёт условия, обеспечивающие выполнение студентами научно-обоснованного объёма (8—10 часов в неделю) активной двигательной активности, необходимого для нормального функционирования организма. В таблице 1.1 представлен недельный двигательный режим студентов.
Т а б л и ц а 1.1 — Минимальный объем двигательной активности студентов в недельном цикле