Цель и задачи семинарских занятий

Методы обучения, организационные формы вместе с приёмами педагогической техники и средствами образуют модели обучения, в каждой из которых основное место занимает проведение семинарских занятий. Необходимость систематизации семинарских занятий обусловлена важностью закрепления, более глубокого и практического понимания прослушанного учебного материала.

Для подготовки к семинарским занятиям студентам необходимо уяснить лекционный курс по теме практического занятия, изучить теоретическую литературу и периодические издания. Семинарские занятия также предназначены для проработки лекционного и другого теоретического материала и проводятся в виде бесед и обсуждения различного рода информационных сообщений основанных на теме семинарского занятия. Практические занятия предназначены для овладения практическими умениями работы. Семинарские и практические компоненты могут рассматриваться как составные части единого занятия и распределяться в пропорции 1:1.

Важным элементом семинарского занятия также является проверка самостоятельной работы студента, которая представляет собой самостоятельную учебную деятельность по овладению материалами курса и осуществляется как в аудиторное, так и во внеаудиторное время.

Глобальная цель семинара – заключается в том, чтобы знания, которые получили студенты, например, на лекции или в результате самостоятельной работы расширились, углубились, закрепились, приобрели качественно иное, более осмысленное содержание.

Семинары – это всегда групповые занятия, и по схеме проведения их можно условно разделить на «дискуссионные» (Д) и «задачные» семинары (З), на которых часто рассматриваются ситуационные тематические задачи. В семинарах типа «З» студенты получают и решают конкретные практические задания под руководством преподавателя. Этот процесс проходит самостоятельно (автономно) для студента, но у студента имеется возможность консультаций с преподавателем или целевого общения с сокурсниками.

Семинары типа «Д» наиболее распространены и подразделяются, в свою очередь, на проводимые по схеме «вопрос-ответ» и метод «докладов». В первом случае студенты отвечают на вопросы семинара. Эти ответы обсуждаются другими студентами и оцениваются преподавателем. Во втором случае специально выделенными студентами заранее готовятся доклады, которые после заслушивания обсуждаются.

Таким образом, семинар представляет групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. В современной высшей школе семинар наряду с лекцией относится к основным формам организации учебного процесса и выполняет три функции: познавательную, воспитательную и контролирующую. Очные (контактные) семинары являются активной формой учебных занятий и широко используются при преподавании всех учебных дисциплин.

Темы и задачи дискуссий

Тема 1. Сущность менеджмента. Отличие менеджмента

От управления

Семинар 1.1 Основы менеджмента

1. Понятие управления и понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий.

2. Особенности менеджмента: структура проблем (приоритеты); комплекс проблем; сочетание проблем и их взаимодействие.

3. Роль управления в развитии экономики, производства и общества.

4. Основные черты менеджмента как типа управления в условиях рыночной экономики.

5. Базовые операции в деятельности менеджера.

Рекомендуемая литература:

1. Галенко, В.П. Менеджмент: учебник/ В.П. Галенко, А.И. Рахманов, О.А. Страхова. -2-е изд. –М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2003.

2. Грицык, В.И. Термины и понятия: Транспорт. Строительство: Словарь/ В.И. Грицык, В.В. Космин; Ред. В.И. Грицык. –М.: УМК МПС России, 2000.

3. Общий менеджмент: учеб. Пособие для вузов / Ред. А.К. Казанцев. –М.: ИНФРА-М, 2001.

4. Менеджмент: учеб. Для студентов вузов/ Ред. М.М. Максимцов, Ред. А.В. Игнатьева. –М.: ЮНИТИ: Банки и биржи, 1999.

5. Виханский, О.С. Менеджмент: учеб. Для вузов/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. -3-е изд. –М.: Гардарики, 1999.

Семинар 1.2 Менеджмент: вид деятельности и система управления

1. Сущность понятия «менеджмент», его содержание и место в системе социально-экономических категорий.

2. Становление современных организаций и необходимость управления.

3. Общая характеристика организаций, классификация организаций.

4. Общая характеристика и эффективность систем менеджмента.

Рекомендуемая литература:

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1998.

2. Герчикова, И.Н. Менеджмент : учеб. для вузов/ И.Н. Герчикова. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.

3. Управление организацией : учеб. для вузов/ Ред. А.Г. Поршнев, Ред. З.П. Румянцева, Ред. Н.А. Саломатин. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Веснин, В.Р. Основы менеджмента : учебник/ В.Р. Веснин. -М.: Триада, Лтд, 1996.

5. Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. -М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1994.

Семинар 1.3 Эффективный менеджер: роль в организации

1. Роль и функции менеджера в организации.

2. Профессиональные навыки эффективного менеджера.

3. Личные качества эффективного менеджера.

Рекомендуемая литература:

  1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1998.
  2. Герчикова, И.Н. Менеджмент : учеб. для вузов/ И.Н. Герчикова. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.
  3. Веснин, В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. -3-е изд., перераб. и доп . -М.: ИМПЭ им.Грибоедова, 1999.
  4. Менеджмент организации: Учеб. пособие/ Ред. З.П. Румянцева, Ред. Н.А. Саломатин; Гос. ком. РФ по высш. образованию; Гос. Акад. упр.. -М.: ИНФРА-М, 1995.
  5. Сергеев, П.В. Менеджмент: вопросы и ответы/ П.В. Сергеев. -М.: Юриспруденция, 1999.

Наши рекомендации