Основные функциональные роли студентов в период практики
- помощник специалиста социальной работы;
- помощник заведующего отделением обслуживания на дому;
- помощник специалиста социальной работы центра помощи семье и детям;
- помощник воспитателя детского дома;
- помощник воспитателя дома-интерната для одиноких и престарелых;
- помощник воспитателя социального приюта и т.д.
Программа производственной практики может быть реализована (на основе индивидуально заключенных договоров между филиалом и организацией) в организациях, которых трудятся студенты, если их профессиональная деятельность соответствует профилю выбранной специальности, а именно:
В организациях пенсионного обеспечения:
• ознакомление с процедурой назначения, выплат пенсий и пособий, установленных законодательством;
• участие в работе по подготовке документов и представлений к назначению пенсий и других льгот, их оформление;
• ознакомление с законодательством о социальном обеспечении и с документацией, необходимой для начисления пенсий и пособий, пенсионными и личными делами граждан;
• участие в работе экспертных комиссий по переосвидетельствованию пенсионеров-инвалидов;
• участие в консультативной и разъяснительной работе по пенсионному законодательству, льготам, федеральным законам, касающимся пенсионеров и инвалидов;
• работа с заявлениями, письмами, жалобами граждан.
В организациях социальной помощи, территориальных центрах социального обеспечения:
• знакомство с организацией социального обслуживания и социальной помощи престарелым, инвалидам, лицам без определенного ,места жительства и вернувшимся из мест лишения свободы, малообеспеченным группам населения, лицам, оставшимся без средств к существованию, попавшим в экстремальную ситуацию;
• выявление категорий граждан на представление им услуг по льготным тарифам и установление обратной связи с предприятиями, предоставляющими эти услуги;
• участие в подготовке документов об установлении попечительства над совершеннолетними дееспособными лицами, ив процедурах их дальнейшего рассмотрения и принятия решений;
• участие в ведении документации лиц, нуждающихся в устройстве в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, обследовании их семейно-бытового положения;
• участие в приеме граждан, обращающихся в сектор по вопросам социально-бытового обслуживания и оказания различного вида социальной помощи;
• знакомство с картотекой малообеспеченных граждан, участие в разработке и реализации программ помощи им;
• участие в работе по диспансерному наблюдению и учету на дому за нетранспортабельными пенсионерами, инвалидами и др. категориями граждан;
• ознакомление с работой дневных стационаров отделениями срочной социальной службы, лечебной реабилитации;
• социальный уход "на дому, деятельность телефона доверия;
• участие в медико-психологической, психолого-педагогической работе с нуждающимися в этом гражданами,
• составление программы индивидуальной коррекции их поведения, образа жизни или социального воспитания;
• ознакомление с документацией лиц с ограниченными возможностями, приобретение навыков их оформления;
• знакомство с организацией и деятельностью (выплата компенсаций, обеспечение санаторно-курортными путевками, спортивно-оздоровительные мероприятия, трудотерапия и др.) в области поддержки лиц с ограниченными возможностями;
• ознакомление со спецификой оказания - социально-медицинской помощи больным пенсионерам и инвалидам, содержание социальных коек и палат социального ухода, составление программ индивидуального социального лечения;
• участие в начислении и процедурах выплат по постановлениям мэра и губернатора области для взрослого населения, в организации и проведении благотворительных и массовых мероприятий;
• работа с заявлениями, письмами и жалобами граждан.
В организациях по проблемам семьи, женщины и детей:
• знакомство с содержанием и реализацией программы "семья", составление альтернативных программ;
• ознакомление с картотекой семей, их учетом по категориям; особенностям роботы с категориями социально-незащищенных семей;
• выявление направлений деятельности, содержание мероприятий по оказанию помощи различным категориям семей (малообеспеченные, многодетные, опекунские, имеющие детей-инвалидов, детей-хроников и т.д.);
• ознакомление со всеми видами социальной поддержи (единовременная помощь, ежемесячные выплаты; адресная помощь, материальная помощь, дотации на льготы, бесплатное обеспечение лекарствами т.д., семьям, детям;
• участие в работе по выявлению детей, склонных к правонарушениям из категории малообеспеченных семей;
• участие в работе с семьями с асоциальным ведением родителей;
• ознакомление с деятельностью в области оказания социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, детей с хроническими заболеваниями и составление программ индивидуального долговременного ухода за детьми с ограниченными возможностями и их реабилитацией;
• участие в организации благотворительной помощи остронуждающимся семьям, изучение деятельности социального учреждения по развитию благотворительности;
• изучение возможностей социального учреждения по оказанию социальной поддержки способных и талантливых детей из категории малообеспеченных семей и семей с асоциальным поведением родителей;
• участие в начислении и процедурах выплат по постановлениям мэра и губернатора области различным категориям семей и детей;
• работа с заявлениями, письмами и жалобами граждан.
В учреждениях здравоохранения (больницы, госпитали, психиатрические лечебницы, реабилитационные центры, приюты, центры охраны здоровья и др.):
• изучение особенностей социальной работы в различных службах здравоохранения;
• участие в реализации программ здравоохранительных учреждений по уходу за больными на дому, в приютах, путем патронажа, при долговременном медицинском обслуживании;
• овладение навыками практических и профессиональных услуг больным пациентам;
• приобретение умений по оказанию психологической помощи пациентам с изменениями, потенциально угрожающими их жизни;
• содействие в общении пациента с семьей, врачами; овладение навыками по составлению планов реабилитационных действий после выписки для продолжения лечения или приспособления к изменившимся условиям жизни;
• приобретение навыков оказания помощи пациентам, поступившим в учреждение в кризисных ситуациях;
• обеспечение пациентов информацией в определении своих прав на необходимые услуги, как в период нахождения в учреждении здравоохранения, так и после выписки из него.
В учреждениях центров занятости и профориентации:
• знакомство со структурой, функциями и управлением базового предприятия:
• изучение рынка труда, региональных потребностей в кадрах, сфер деятельности и перспектив развития отраслей хозяйства в регионе;
• ознакомление с юридическими основами деятельности центров занятости населения;
• овладение навыками анализа документации, делопроизводства;
• написание социально-психологического портрета безработного;
• приобретение навыков коммуникации с клиентами различных возрастов, социального и материального положения, мотивации трудовой деятельности;
• изучение проблем профессиональной адаптации безработных;
• проведение индивидуальных консультаций с клиентами и изучение техники и технологий работы с ними.
В учреждениях МВД, ФСИН:
• приобретение навыков установления контакта с правонарушителями, лицами асоциального поведения;
• ознакомление с системой мер по профилактике правонарушений;
• участие в работе по коррекции правонарушителей;
• овладение действующими формами наказания правонарушителей и изыскание альтернативных;
• ознакомление с программой воспитания в исправительных учреждениях для несовершеннолетних и разработка альтернативной программы по изучению асоциального поведения и его профилактике;
• овладение методами исправления, применяемыми в учреждениях и группах, занимающихся исправительной работой среди несовершеннолетних:
• изучение взаимосвязей программ профилактики правонарушений в школах, по месту жительства, в исправительных учреждениях;
• разработка программы исправления для конкретного правонарушителя с применением различных подходов и методов исправления;
• участие в процедуре защиты и представления интересов несовершеннолетних подростков девиантного поведения в их отношениях с членами семьи, социальными органами, сотрудниками школ и возможными работодателями;
• анализ состояния среды в исправительных учреждениях для несовершеннолетних, в местах их временной изоляции, по месту проживания, в школах и составление программы действий по оздоровлению среды;
• ознакомление с документами и участие в их составлении; делами, находящимися в производстве и их анализ; участие в проверках;
•участие в работе правоохранительных органов по борьбе с правонарушителями среди несовершеннолетних, ознакомление с организацией координации и взаимодействия с государственными и общественными организациями, отвечающими за состояние воспитательной работы среди подростков и молодежи;
• ознакомление с процедурой надзора по делам несовершеннолетних, выявление ее профилактической направленности, результативности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В ТЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Тема 1. Адаптация и ориентирование
Определение места расположения прохождения практики. Знакомство с администрацией, установление контакта, определение объема и планирование работы, получение задания.
Тема 2. Правовое пространство деятельности
Законы, постановления, решения, инструкции, положения. Функции и назначения учреждения практики, права и обязанности специалистов согласно штатного расписания.
Тема 3. Целеполагание в социальной работе
Постановка цели, формулировка проблем. Проблемы и методы диагностики. Модели и технологии решения проблем.
Тема 4. Самоактуализация специалиста социальной работы
Личная заинтересованность, стиль работы: уверенность, настойчивость, профессионализм, инициатива, авторитет, стратегическое мышление, коммуникация.
Тема 5. Профессиональные отношения
Понимание и использование структуры и способов взаимодействия, умение слушать. Понимание этических дилемм и их разрешение, навыки противостояния.
Тема 6. Социальные технологии
Диагностика, реабилитация, коррекция, адаптация, надзор, социальная терапия, социальная профилактика.
Тема 7. Коммуникация, взаимодействие, социальное партнерство
Проблемы и их виды, установление партнерских отношений с клиентами, деловых контактов в решении различных проблем (личных и профессиональных).
Тема 8. Инструментарий деятельности
Организационно-распорядительные, педагогические, психологические, экономические методы в работе социальных учреждений.
Тема 9. Практика социальной работы
Практика работы с клиентами (одинокие, престарелые, семьи и т.д.).
Тема 10. Анализ практической деятельности
Оценка эффективности усвоенных способов работы, структура выполнения задания, сопоставление целей и задач с полученными результатами.
Задания для прохождения производственнной практики
· по дисциплине «Организация, управление и администрирование в социальной работе»
Задание 1
Проведите анализ реализации технологической функции управления поэтапно на стадиях:
- подготовка управленческого решения;
- принятие управленческого решения;
- выполнение управленческого решения.
Выясните, каким образом осуществляется контроль исполнения управленческого решения (на конкретном примере).
Укажите, в чем, по Вашему мнению, проявляется культура управления.
Задание 2
Попытайтесь выявить пути повышения эффективности управления в конкретном учреждении, организации, социальной службе.
Задание 3
Исследуйте действие организационно-исполнительской системы (ОИС) в повседневной деятельности учреждения, организации социальной службы.
Укажите на конкретном примере, из каких элементов она состоит.
Задание 4.
Выясните, проводится ли в учреждении, организации, социальной службе аттестация персонала.
Исследуйте:
- критерии аттестации;
- категории работников, подлежащих аттестации;
- периодичность аттестации;
- порядок проведения аттестации.
Задание 5.
Заполните карту учреждения
1. Административно-организационная структура
(наименование конкретного учреждения) _______________________________________
1.1. Общая характеристика (направления работы) ________________________________
1.1.1. Нормативно-правовое обеспечение и регулирование _________________________
1.1.2. Финансирование _______________________________________________________
1.1.3.1. Состав кадров (штатное расписание) _____________________________________
1.1.4. Организация труда _____________________________________________________
1.1.4.1. Организация рабочего места, условия труда и информационного обеспечения) ___________
1.1.4.2. Распорядок дня _______________________________________________________
1.1.4.3. Виды работ, выполняемые на рабочем месте и затраты времени на их исполнение ________
1.2. Схема управления _______________________________________________________
1.2.1. Права, обязанности и ответственность руководителей и других работников________
1.2.2. Объемы обязанностей и прав_____________________________________________
1.2.3. Фактический уровень компетенции работников_____________________________
1.3. Отделы (подразделения), их характеристика, специализация____________________
1.4. Организация приема клиентов _____________________________________________
1.4.1. Типология клиентуры ___________________________________________________
1.4.2. Модель первичного приема ______________________________________________
1.4.3. Схема оказания первичной помощи _______________________________________
1.4.4. Схема оказания долговременной помощи __________________________________
2. Организация социального обеспечения _______________________________________
2.1. Пенсия _________________________________________________________________
2.2. Пособия ________________________________________________________________
2.3. Льготы _________________________________________________________________
2.4. Профессиональное обучение и трудоустройство ______________________________
2.5. Протезно-ортопедическая помощь __________________________________________
2.6. Врачебно-трудовая экспертиза и реабилитация инвалидов _____________________
2.7. Самозанятость __________________________________________________________
3. Методы (виды, формы, средства, методики, техники) социальной работы и оказания социальной помощи _________________________________________________________
3.1. Семья __________________________________________________________________
3.2. Дети и молодежь ________________________________________________________
3.3. Инвалиды ______________________________________________________________
3.4. Престарелые ____________________________________________________________
3.5. Одинокие _______________________________________________________________
3.6. Пенсионеры ____________________________________________________________
3.7. Девианты _______________________________________________________________
3.8. Группы риска ___________________________________________________________
3.9. Беженцы _______________________________________________________________
3.10. Остронуждающиеся в скорой социальной помощи ___________________________
4. Организация системы социальных услуг ______________________________________
4.1. Уход на дому ___________________________________________________________
4.2. Патронаж ______________________________________________________________
4.3. Правовые и консультационные услуги ______________________________________
5. Организация системы социального контроля (надзора) __________________________
5.1. Официальный надзор _____________________________________________________
5.2. Неофициальный надзор ___________________________________________________
5.3. Профилактические мероприятия ___________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Общая оценка видов и содержания результата работы конкретные социального учреж-
дения, причины эффективной или неэффективной работы) ________________________ ___________
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА
Цель: Подбор и обобщение материала, необходимого для выполнения дипломной работы.
Конкретные цели и задачи преддипломной практики определяются индивидуальным заданием, выданным научным руководителем дипломной работы.
База практики определяется профилирующей кафедрой с учетом тематики дипломных работ, а также студенты выбирают ее согласно своих перспективных планов на трудоустройство после окончания вуза ИЛИ СОГЛАСНО МЕСТА РАБОТЫ, так как большинство студентов заочной формы обучения уже трудоустроены и работают по профилю выбранной специальности.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Титульный лист.
Тема ДИПЛОМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:………………..
Выполнил:
Проверил:
2. Название исследования.
3. Сроки проведения.
4. Место проведения.
5. Характеристика объекта исследования:
а) генеральная совокупность: _____________
б) единица наблюдения (индивид, семья, первичный коллектив, неформальная группа, предприятие (учреждение), населенный пункт, район, область, регион и др.).
в) общий объем выборки (указать численность единиц наблюдения).
г) тип выборки
д) социально-демографические характеристики выборочной совокупности (пол, возраст, национальность, образование, род деятельности, доход, социальный статус).
6. Характеристика методов исследования: анкета, интервью, наблюдение, анализ документов, тестирование, социологический опрос, эксперимент.
7. Цели исследования.
8. Задачи исследования.
9. Выдвижение гипотезы.
10. Основные понятия исследования.
11. Инструментарий (анкета, бланк-интервью, стенограмма беседы, социокарта, карточка наблюдений).
12. Анализ результатов исследования и проверка гипотезы.
Дневник, отчет по практике студенты сдают своему научному руководителю, а защиту отчетов принимает назначенный заведующим кафедрой руководитель по практике.
Приложение 1
ФИЛИАЛ
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
В Г. ТВЕРИ
НАПРАВЛЕНИЕ