Основные функциональные роли студентов в период практики

- помощник специалиста социальной работы;

- помощник заведующего отделением обслуживания на дому;

- помощник специалиста социальной работы центра помощи семье и детям;

- помощник воспитателя детского дома;

- помощник воспитателя дома-интерната для одиноких и престарелых;

- помощник воспитателя социального приюта и т.д.

Программа производственной практики может быть реализована (на основе индивидуально заключенных договоров между филиалом и организацией) в организациях, которых трудятся студенты, если их профессиональная деятельность соответствует профилю выбранной специальности, а именно:

В организациях пенсионного обеспечения:

• ознакомление с процедурой назначения, выплат пенсий и пособий, установленных законодательством;

• участие в работе по подготовке документов и представлений к назначению пенсий и других льгот, их оформление;

• ознакомление с законодательством о социальном обеспечении и с документацией, необходимой для начисления пенсий и пособий, пенсионными и личными делами граждан;

• участие в работе экспертных комиссий по переосвидетельствованию пенсионеров-инвалидов;

• участие в консультативной и разъяснительной работе по пенсионному законодательству, льготам, федеральным законам, касающимся пенсионеров и инвалидов;

• работа с заявлениями, письмами, жалобами граждан.

В организациях социальной помощи, территориальных центрах социального обеспечения:

• знакомство с организацией социального обслуживания и социальной помощи престарелым, инвалидам, лицам без определенного ,места жительства и вернувшимся из мест лишения свободы, малообеспеченным группам населения, лицам, оставшимся без средств к существованию, попавшим в экстремальную ситуацию;

• выявление категорий граждан на представление им услуг по льготным тарифам и установление обратной связи с предприятиями, предоставляющими эти услуги;

• участие в подготовке документов об установлении попечительства над совершеннолетними дееспособными лицами, ив процедурах их дальнейшего рассмотрения и принятия решений;

• участие в ведении документации лиц, нуждающихся в устройстве в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, обследовании их семейно-бытового положения;

• участие в приеме граждан, обращающихся в сектор по вопросам социально-бытового обслуживания и оказания различного вида социальной помощи;

• знакомство с картотекой малообеспеченных граждан, участие в разработке и реализации программ помощи им;

• участие в работе по диспансерному наблюдению и учету на дому за нетранспортабельными пенсионерами, инвалидами и др. категориями граждан;

• ознакомление с работой дневных стационаров отделениями срочной социальной службы, лечебной реабилитации;

• социальный уход "на дому, деятельность телефона доверия;

• участие в медико-психологической, психолого-педагогической работе с нуждающимися в этом гражданами,

• составление программы индивидуальной коррекции их поведения, образа жизни или социального воспитания;

• ознакомление с документацией лиц с ограниченными возможностями, приобретение навыков их оформления;

• знакомство с организацией и деятельностью (выплата компенсаций, обеспечение санаторно-курортными путевками, спортивно-оздоровительные мероприятия, трудотерапия и др.) в области поддержки лиц с ограниченными возможностями;

• ознакомление со спецификой оказания - социально-медицинской помощи больным пенсионерам и инвалидам, содержание социальных коек и палат социального ухода, составление программ индивидуального социального лечения;

• участие в начислении и процедурах выплат по постановлениям мэра и губернатора области для взрослого населения, в организации и проведении благотворительных и массовых мероприятий;

• работа с заявлениями, письмами и жалобами граждан.

В организациях по проблемам семьи, женщины и детей:

• знакомство с содержанием и реализацией программы "семья", составление альтернативных программ;

• ознакомление с картотекой семей, их учетом по категориям; особенностям роботы с категориями социально-незащищенных семей;

• выявление направлений деятельности, содержание мероприятий по оказанию помощи различным категориям семей (малообеспеченные, многодетные, опекунские, имеющие детей-инвалидов, детей-хроников и т.д.);

• ознакомление со всеми видами социальной поддержи (единовременная помощь, ежемесячные выплаты; адресная помощь, материальная помощь, дотации на льготы, бесплатное обеспечение лекарствами т.д., семьям, детям;

• участие в работе по выявлению детей, склонных к правонарушениям из категории малообеспеченных семей;

• участие в работе с семьями с асоциальным ведением родителей;

• ознакомление с деятельностью в области оказания социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, детей с хроническими заболеваниями и составление программ индивидуального долговременного ухода за детьми с ограниченными возможностями и их реабилитацией;

• участие в организации благотворительной помощи остронуждающимся семьям, изучение деятельности социального учреждения по развитию благотворительности;

• изучение возможностей социального учреждения по оказанию социальной поддержки способных и талантливых детей из категории малообеспеченных семей и семей с асоциальным поведением родителей;

• участие в начислении и процедурах выплат по постановлениям мэра и губернатора области различным категориям семей и детей;

• работа с заявлениями, письмами и жалобами граждан.

В учреждениях здравоохранения (больницы, госпитали, психиатрические лечебницы, реабилитационные центры, приюты, центры охраны здоровья и др.):

• изучение особенностей социальной работы в различных службах здравоохранения;

• участие в реализации программ здравоохранительных учреждений по уходу за больными на дому, в приютах, путем патронажа, при долговременном медицинском обслуживании;

• овладение навыками практических и профессиональных услуг больным пациентам;

• приобретение умений по оказанию психологической помощи пациентам с изменениями, потенциально угрожающими их жизни;

• содействие в общении пациента с семьей, врачами; овладение навыками по составлению планов реабилитационных действий после выписки для продолжения лечения или приспособления к изменившимся условиям жизни;

• приобретение навыков оказания помощи пациентам, поступившим в учреждение в кризисных ситуациях;

• обеспечение пациентов информацией в определении своих прав на необходимые услуги, как в период нахождения в учреждении здравоохранения, так и после выписки из него.

В учреждениях центров занятости и профориентации:

• знакомство со структурой, функциями и управлением базового предприятия:

• изучение рынка труда, региональных потребностей в кадрах, сфер деятельности и перспектив развития отраслей хозяйства в регионе;

• ознакомление с юридическими основами деятельности центров занятости населения;

• овладение навыками анализа документации, делопроизводства;

• написание социально-психологического портрета безработного;

• приобретение навыков коммуникации с клиентами различных возрастов, социального и материального положения, мотивации трудовой деятельности;

• изучение проблем профессиональной адаптации безработных;

• проведение индивидуальных консультаций с клиентами и изучение техники и технологий работы с ними.

В учреждениях МВД, ФСИН:

• приобретение навыков установления контакта с правонарушителями, лицами асоциального поведения;

• ознакомление с системой мер по профилактике правонарушений;

• участие в работе по коррекции правонарушителей;

• овладение действующими формами наказания правонарушителей и изыскание альтернативных;

• ознакомление с программой воспитания в исправительных учреждениях для несовершеннолетних и разработка альтернативной программы по изучению асоциального поведения и его профилактике;

• овладение методами исправления, применяемыми в учреждениях и группах, занимающихся исправительной работой среди несовершеннолетних:

• изучение взаимосвязей программ профилактики правонарушений в школах, по месту жительства, в исправительных учреждениях;

• разработка программы исправления для конкретного правонарушителя с применением различных подходов и методов исправления;

• участие в процедуре защиты и представления интересов несовершеннолетних подростков девиантного поведения в их отношениях с членами семьи, социальными органами, сотрудниками школ и возможными работодателями;

• анализ состояния среды в исправительных учреждениях для несовершеннолетних, в местах их временной изоляции, по месту проживания, в школах и составление программы действий по оздоровлению среды;

• ознакомление с документами и участие в их составлении; делами, находящимися в производстве и их анализ; участие в проверках;

•участие в работе правоохранительных органов по борьбе с правонарушителями среди несовершеннолетних, ознакомление с организацией координации и взаимодействия с государственными и общественными организациями, отвечающими за состояние воспитательной работы среди подростков и молодежи;

• ознакомление с процедурой надзора по делам несовершеннолетних, выявление ее профилактической направленности, результативности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В ТЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Тема 1. Адаптация и ориентирование

Определение места расположения прохождения практики. Знакомство с администрацией, установление контакта, определение объема и планирование работы, получение задания.

Тема 2. Правовое пространство деятельности

Законы, постановления, решения, инструкции, положения. Функции и назначения учреждения практики, права и обязанности специалистов согласно штатного расписания.

Тема 3. Целеполагание в социальной работе

Постановка цели, формулировка проблем. Проблемы и методы диагностики. Модели и технологии решения проблем.

Тема 4. Самоактуализация специалиста социальной работы

Личная заинтересованность, стиль работы: уверенность, настойчивость, профессионализм, инициатива, авторитет, стратегическое мышление, коммуникация.

Тема 5. Профессиональные отношения

Понимание и использование структуры и способов взаимодействия, умение слушать. Понимание этических дилемм и их разрешение, навыки противостояния.

Тема 6. Социальные технологии

Диагностика, реабилитация, коррекция, адаптация, надзор, социальная терапия, социальная профилактика.

Тема 7. Коммуникация, взаимодействие, социальное партнерство

Проблемы и их виды, установление партнерских отношений с клиентами, деловых контактов в решении различных проблем (личных и профессиональных).

Тема 8. Инструментарий деятельности

Организационно-распорядительные, педагогические, психологические, экономические методы в работе социальных учреждений.

Тема 9. Практика социальной работы

Практика работы с клиентами (одинокие, престарелые, семьи и т.д.).

Тема 10. Анализ практической деятельности

Оценка эффективности усвоенных способов работы, структура выполнения задания, сопоставление целей и задач с полученными результатами.

Задания для прохождения производственнной практики

· по дисциплине «Организация, управление и администрирование в социальной работе»

Задание 1

Проведите анализ реализации технологической функции управления поэтапно на стадиях:

- подготовка управленческого решения;

- принятие управленческого решения;

- выполнение управленческого решения.

Выясните, каким образом осуществляется контроль исполнения управленческого решения (на конкретном примере).

Укажите, в чем, по Вашему мнению, проявляется культура управления.

Задание 2

Попытайтесь выявить пути повышения эффективности управления в конкретном учреждении, организации, социальной службе.

Задание 3

Исследуйте действие организационно-исполнительской системы (ОИС) в повседневной деятельности учреждения, организации социальной службы.

Укажите на конкретном примере, из каких элементов она состоит.

Задание 4.

Выясните, проводится ли в учреждении, организации, социальной службе аттестация персонала.

Исследуйте:

- критерии аттестации;

- категории работников, подлежащих аттестации;

- периодичность аттестации;

- порядок проведения аттестации.

Задание 5.

Заполните карту учреждения

1. Административно-организационная структура

(наименование конкретного учреждения) _______________________________________

1.1. Общая характеристика (направления работы) ________________________________

1.1.1. Нормативно-правовое обеспечение и регулирование _________________________

1.1.2. Финансирование _______________________________________________________

1.1.3.1. Состав кадров (штатное расписание) _____________________________________

1.1.4. Организация труда _____________________________________________________

1.1.4.1. Организация рабочего места, условия труда и информационного обеспечения) ___________

1.1.4.2. Распорядок дня _______________________________________________________

1.1.4.3. Виды работ, выполняемые на рабочем месте и затраты времени на их исполнение ________

1.2. Схема управления _______________________________________________________

1.2.1. Права, обязанности и ответственность руководителей и других работников________

1.2.2. Объемы обязанностей и прав_____________________________________________

1.2.3. Фактический уровень компетенции работников_____________________________

1.3. Отделы (подразделения), их характеристика, специализация____________________

1.4. Организация приема клиентов _____________________________________________

1.4.1. Типология клиентуры ___________________________________________________

1.4.2. Модель первичного приема ______________________________________________

1.4.3. Схема оказания первичной помощи _______________________________________

1.4.4. Схема оказания долговременной помощи __________________________________

2. Организация социального обеспечения _______________________________________

2.1. Пенсия _________________________________________________________________

2.2. Пособия ________________________________________________________________

2.3. Льготы _________________________________________________________________

2.4. Профессиональное обучение и трудоустройство ______________________________

2.5. Протезно-ортопедическая помощь __________________________________________

2.6. Врачебно-трудовая экспертиза и реабилитация инвалидов _____________________

2.7. Самозанятость __________________________________________________________

3. Методы (виды, формы, средства, методики, техники) социальной работы и оказания социальной помощи _________________________________________________________

3.1. Семья __________________________________________________________________

3.2. Дети и молодежь ________________________________________________________

3.3. Инвалиды ______________________________________________________________

3.4. Престарелые ____________________________________________________________

3.5. Одинокие _______________________________________________________________

3.6. Пенсионеры ____________________________________________________________

3.7. Девианты _______________________________________________________________

3.8. Группы риска ___________________________________________________________

3.9. Беженцы _______________________________________________________________

3.10. Остронуждающиеся в скорой социальной помощи ___________________________

4. Организация системы социальных услуг ______________________________________

4.1. Уход на дому ___________________________________________________________

4.2. Патронаж ______________________________________________________________

4.3. Правовые и консультационные услуги ______________________________________

5. Организация системы социального контроля (надзора) __________________________

5.1. Официальный надзор _____________________________________________________

5.2. Неофициальный надзор ___________________________________________________

5.3. Профилактические мероприятия ___________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Общая оценка видов и содержания результата работы конкретные социального учреж-

дения, причины эффективной или неэффективной работы) ________________________ ___________

ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Цель: Подбор и обобщение материала, необходимого для выполнения дипломной работы.

Конкретные цели и задачи преддипломной практики определяются индивидуальным заданием, выданным научным руководителем дипломной работы.

База практики определяется профилирующей кафедрой с учетом тематики дипломных работ, а также студенты выбирают ее согласно своих перспективных планов на трудоустройство после окончания вуза ИЛИ СОГЛАСНО МЕСТА РАБОТЫ, так как большинство студентов заочной формы обучения уже трудоустроены и работают по профилю выбранной специальности.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Титульный лист.

Тема ДИПЛОМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:………………..

Выполнил:

Проверил:

2. Название исследования.

3. Сроки проведения.

4. Место проведения.

5. Характеристика объекта исследования:

а) генеральная совокупность: _____________

б) единица наблюдения (индивид, семья, первичный коллектив, неформальная группа, предприятие (учреждение), населенный пункт, район, область, регион и др.).

в) общий объем выборки (указать численность единиц наблюдения).

г) тип выборки

д) социально-демографические характеристики выборочной совокупности (пол, возраст, национальность, образование, род деятельности, доход, социальный статус).

6. Характеристика методов исследования: анкета, интервью, наблюдение, анализ документов, тестирование, социологический опрос, эксперимент.

7. Цели исследования.

8. Задачи исследования.

9. Выдвижение гипотезы.

10. Основные понятия исследования.

11. Инструментарий (анкета, бланк-интервью, стенограмма беседы, социокарта, карточка наблюдений).

12. Анализ результатов исследования и проверка гипотезы.

Дневник, отчет по практике студенты сдают своему научному руководителю, а защиту отчетов принимает назначенный заведующим кафедрой руководитель по практике.

Приложение 1

ФИЛИАЛ

Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

В Г. ТВЕРИ

НАПРАВЛЕНИЕ

Наши рекомендации