Алгоритм выполнения задания. учебной и производственной практик по профессиональному модулю 04
ДНЕВНИК
учебной и производственной практик по профессиональному модулю 04
Взаимодействие с родителями и сотрудниками
образовательного учреждения
по специальности:
«Дошкольное образование»
Новосибирск
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко»
ДНЕВНИК
учебной и производственной практик
студентки (та) _______________________________________________
__________________________________________________________________
по специальности:
«Дошкольное образование»
Директор педагогического колледжа № 1
им. А. С. Макаренко
М.П.__________________________
Руководитель ДОУ №
М.П.___________________________
УДК 377.5:371.13:373.2(075.32)
ББК 74.479.027.64я723+74.10я723
Печатается по решению
методического совета
колледжа
Рецензенты:
Усольцева Т. П., к. пс. н., заслуженный учитель РФ;
Савельева Е. В., заведующая МДОУ № 135 «Речецветик»
ISBN 978-5-906209-08-5
Лихачева, Т.Л.
Дневник педагогической практики: учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Л. Лихачева. – Новосибирск: Новополиграфцентр, 2016. – 47 с.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности «Дошкольное образование» и предназначено для организации работы студентов на педагогической практике.
В пособие включены требования к разным видам практик (учебной и производственной), система заданий для формирования профессиональных и общих компетенций по профессиональному модулю 04 Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения, методические рекомендации для выполнения заданий, алгоритм выполнения заданий, критерии оценки профессиональной деятельности и рекомендации для написания анализа педагогической деятельности студента-практиканта.
Выполнение всего комплекса заданий поможет студенту овладеть общими и профессиональными компетенциями во взаимодействии с родителями и сотрудниками образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие дает возможность руководителям разных видов практик систематизировать работу студентов и объективно оценить учебную и профессиональную деятельность на практике.
ISBN 978-5-906209-08-5
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………….6
2. Памятка студенту ……………………………………………………...9
3. Учебная практика……………………...……………………………...11
4. Производственная практика …………………………………………26
5. Список литературы …………………………………………………...37
Пояснительная записка
Дневник учебной и производственной практик составлен в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности «Дошкольное образование» и предназначен для студентов очного и заочного отделений.
В дневнике представлены задания, направленные на формирование общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ПК 4.1. Определять цели и задачи и планировать работу с родителями.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и образовательном учреждении.
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процессы взаимодействия с ними.
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.
Чтобы овладеть перечисленными выше компетенциями, необходимо в процессе изучения профессионального модуля 04 (ПМ.04) приобрести практический опыт:
· планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);
· наблюдения за детьми и обсуждение с родителями достижений и трудностей в развитии ребенка;
· определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
· взаимодействия с администрацией образовательного учреждения, воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;
· руководства работой помощника воспитателя.
В период изучения ПМ.04 студенты проходят учебную и производственную практики.
Выполнение всех видов заданий, представленных в учебно- методическом пособии, позволит студенту проследить связь педагогической теории и практики, приобрести практический опыт во взаимодействии с родителями и сотрудниками образовательного учреждения, научиться обосновывать педагогические проблемы, характеризовать педагогические ситуации, находить оптимальные способы их решения.
Руководитель с помощью учебно-методического пособия может систематизировать работу студентов и объективно оценить их учебную и профессиональную деятельность на практике.
Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первичного практического опыта для последующего освоения студентами ОК и ПК.
Учебная практика предполагает проведение наблюдения за взаимодействием воспитателя с родителями и с сотрудниками образовательного учреждения, проведение наблюдений за ребенком с целью сбора информации, необходимой для определения тематики и содержания консультаций с родителями.
Производственная практика по профилю специальности направлена на формирование у студентов ОК и ПК.
Педагогическая практика проводится на базе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) разных типов. Выполняя задания, студент приобретает опыт решения профессиональных задач в условиях реальной профессиональной деятельности.
Производственная практика предполагает планирование и проведение работы с родителями (лицами, их заменяющими), определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, взаимодействия с администрацией образовательного учреждения, воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником, помощником воспитателя и другими сотрудниками.
Оценка результата
Необходимым условием допуска к экзамену по ПМ.04 является представление документов, подтверждающих освоение обучающимися компетенций при прохождении практики. Форма контроля по учебной и производственной практикам – дифференцированный зачет.
Практика будет зачтена при условии выполнения всех практических заданий в соответствии с методическими требованиями и наличия всего пакета отчетной документации, сданной в сроки, установленные образовательным учреждением.
Студент, отстраненный от практики, или работа которого на практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план. В соответствии с действующим Положением о педагогической практике студенту может быть предложено прохождение практики без отрыва от учебных занятий в педагогическом колледже.
Памятка студенту
При прохождении учебной и производственной практик Вы соблюдаете психолого-педагогические условия организации работы воспитателя по взаимодействию с родителями и сотрудниками образовательного учреждения:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного и доброжелательного отношения детей друг к другу:
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- обеспечение эмоционального благополучия через взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность;
Вы обязаны:
- выполнять правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации ДОУ;
- следить за соблюдением техники безопасности и охраны жизни и здоровья детей;
- соблюдать нормы педагогической этики, быть примером вежливости, организованности, дисциплинированности и трудолюбия;
- выполнять все виды работ, указанные в дневнике;
Вы имеете право:
- по всем вопросам, возникшим в процессе практики, обращаться к администрации ДОУ, руководителю практики, воспитателям;
- посещать воспитательно-образовательные мероприятия;
- получать методические консультации у руководителя практики, преподавателей педагогики, психологии, междисциплинарных курсов;
- вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в педагогическом колледже и организации педагогической практики;
- участвовать в общественной жизни коллектива педагогов и детей базового ДОУ;
- пользоваться библиотекой, информационными ресурсами, услугами учебных и методических кабинетов педагогического колледжа, ДОУ.
Вы несете ответственность:
- за качество организации и подготовки работы по взаимодействию с родителями, сотрудниками ДОУ;
- за соблюдение принципов гуманизации и педагогического ненасилия во взаимодействии с ребенком;
- за обеспечение оптимальных педагогических условий для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Ваша отчетная документация по учебной и производственной практикам:
- дневник практики, заверенный печатью и подписью руководителя ДОУ;
- аттестационный лист с двумя отметками за каждый вид практики, заверенный печатью и подписью руководителя ДОУ;
- характеристика студента, заверенная печатью и подписью руководителя ДОУ;
- отчет по практике;
- конспект проведения консультации с родителями;
- конспект проведения родительского собрания.
Учебная практика
Сроки прохождения практики с_______________по________________
Задание 1. Проведите анализ информационного стенда для родителей в группе ДОУ. Письменно оформите отчет о выполненной работе.
Дата выполнения задания_______________________________
Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 4.1, ПК 4.5.
Ожидаемый результат
1. Вы научитесь анализировать формы работы сотрудников ДОУ с родителями.
2. Вы научитесь определять методы решения профессиональных задач воспитателем во взаимодействии с родителями, оценивать их эффективность и качество.
Алгоритм выполнения задания
1. Анализируя стенд, укажите его название, соотнесите название с содержанием материала, расположенного на стенде.
2. Определите, есть ли информация о правилах внутреннего распорядка, которые определяются Уставом и особенностями ДОУ (наличием специализированных групп, предоставлением дополнительных услуг).
3. Укажите наличие информации по правовому просвещению родителей, указаны ли телефоны заведующего ДОУ, медсестры.
4. Отметьте рациональность представленного материала (удобно ли его читать, содержательность, краткость информации, соответствие возрасту детей данной группы, эстетичность использования цветовых заставок для привлечения внимания родителей).
5. Сформулируйте выводы.
6. Оформите письменно отчет о выполненной работе.