Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции
Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха оказывается в сурдологических кабинетах и центрах. Сурдопедагоги проводят коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультируют родителей по вопросам воспитания и обучения детей в семье, ведут контроль за развитием детей, интегрированных в дошкольные образовательные учреждения.
В последние годы с целью организации медицинской м психолого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха в различных регионах России стали организовываться Центры реабилитации слуха и речи, в которых используется верботональная методика, разработанная в поликлинике SUVAG (Загреб, Хорватия), проводят диагностику нарушений слуха, медико-психолого-педагогическое изучение детей, оказывают медицинскую помощь, организуют индивидуальное слухопротезирование, разрабатывают специальные программы реабилитации. В структуре данных учреждений, как правило, существует детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошкольников.
Специальные дошкольные учреждения решают комплексные социально значимые задачи, направленные на создание оптимальных условий для интеграции неслышащих детей в общество, формирования у них адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенку и его семье психолого-педагогической поддержки.
Основной целью дошкольной подготовки детей с проблемами слуха является создание условий для полноценного гармоничного развития каждого ребенка, формирования у него позитивных личностных качеств.
В специальных дошкольных учреждениях решаются следующие задачи: диагностические, воспитательно-образовательные и коррекционно-развивающие.
Ведущей диагностической задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении за ним в условиях коррекционно-образовательного процесса, а также разработка индивидуальной программы развития.
Решение образовательно-воспитательных задач направлено на воспитание у ребенка-дошкольника положительных личностных качеств, на обогащение (амплификацию) детского развития, в условиях использования различных видов детской деятельности (лепки, аппликации, рисования, конструирования, ручного труда, труда в повседневной жизни, а также игр: дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых), на развитие элементарной учебной деятельности, познавательной активности.
В ходе решения образовательно-воспитательных задач реализуется подготовка к школьному обучению с соблюдением преемственности, прежде всего, в принципах обучения языку, слухоречевой реабилитации и т. д.
Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие слухового восприятия и обучение устной речи, на абилитацию (в случае раннего начала коррекционной работы — до 1 года) и преодоление у ребенка возможных отклонений в раз витии его познавательной сферы, поведения, ценностно-личностных ориентировок, на формирование ведущих для каждого возрастного периода видов деятельности: эмоционально-личностного общения в период младенчества, предметной деятельности в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), игровой — в дошкольном детстве (от 3 до 7 лет). Если говорить об игре, внимание должно быть направлено на формирование у неслышащих детей самих механизмов игры: ролевого поведения, функции замещения, умений творчески развивать замысел игры.
Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста строятся на основе общих закономерностей их развития и сензитивных периодов в развитии психических процессов.
Содержание программ направлено на реализацию еле дующих принципов воспитания и обучения:
• обеспечение общего разностороннего развития дошкольников с нарушениями слуха на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения их ко всему, что доступно слышащим сверстникам;
• организация специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры нарушения и индивидуальных особенностей детей;
• осуществление деятельностного подхода к воспитанию глухих и слабослышащих детей, т. е. проведение всех видов воспитательной работы (образовательной и коррекционной) в русле основных видов детской деятельности;
• широкое использование и развитие остаточного слуха и применение современной звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования на всех занятиях и в режимные моменты;
• использование речевых средств в естественных и специально созданных ситуациях общения с детьми;
• осуществление преемственных связей между специальным дошкольным учреждением и соответствующим типом школы.
Учебный материал программы сгруппирован в разных разделах по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности с помощью единых речевых средств.
Усвоение программных требований и сведений об окружающем мире осуществляется тремя способами: действием, изображением, речью (устной, письменной, дактильной) в различном их соотношении в зависимости от этапа учения и условий коммуникации.
Перечисленные принципы отражают современное понимание проблемы развития детей с нарушениями слуха до-сольного возраста и путей коррекции нарушения. Программа рассчитана на выполнение требований во всем объеме при условии пребывания детей в дошкольном учреждении не менее четырех лет, необходимой материальной базы и соответствующей квалификации педагогов (высшее специальное образование учителя-дефектолога, среднее или высшее дошкольное образование воспитателя при систематическом повышении квалификации в области специальной педагогики и специальной психологии).
Решение конкретных задач воспитательно-образовательной работы, стоящих в каждом разделе программы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию, тесной взаимосвязи в работе учителя-дефектолога и воспитателя, а также участия родителей в воспитании детей, в реализации единых требований к работе с ними Ответственность за выполнение программы полностью возлагается на работников дошкольного учреждения.
Программа состоит из девяти разделов, которые в совокупности позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направлениям (умственное развитие, физическое, нравственное, эстетическое воспитание, трудовое, обучение словесной речи, развитие остаточного слуха). Разделы программы расположены в определенной последовательности с учетом особенностей воспитания детей с нарушениями слуха. Некоторые дети поступают в дошкольные учреждения со второго года обучения. Поэтому содержание работы, программные требования первого года обучения в какой-то мере повторяются на втором году.
Вначале представлены разделы, направленные на обеспечение основной задачи воспитания и обучения дошкольников: физическое развитие, развитие основных движений, охраны здоровья детей и организация их быта в специальном дошкольном учреждении. Затем излагаются содержание работы и требования к ней по основным видам деятельности ребенка-дошкольника. Вслед за разделами, дающими материал по развитию игровой, продуктивной и элементарной трудовой деятельности, идут разделы: «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи» и «Формирование элементарных математических представлений».
Самостоятельным разделом программы представлена коррекционная работа «Развитие слухового восприятия и обучение произношению».
«Музыкальное воспитание» — последний раздел программы, но тем не менее по своей коррекционной нагрузке, задачам эстетического воспитания и развития детей он ни в коей мере не может считаться второстепенным или малозначимым.
Программы развивающего обучения и воспитания в специальном детском саду в целом направлены на обогащение (амплификацию) детского развития, на коррекцию нарушенного хода развития, на успешную подготовку детей к школьному обучению, на социальную адаптацию.
Успехи дошкольного воспитания детей с нарушениями слуха определяются степенью взаимопонимания и профессионального сотрудничества всех специалистов, результативностью, продуманностью коррекционно-развивающего педагогического воздействия, улучшением микроклимата в семьях воспитанников, тесным взаимодействием специальных дошкольных учреждений для детей с недостатками слуха с общественностью и семьей.