Понятие о семье и семейном воспитании, типы семей

Семья – малая социально-психологическая группа, основанная на браке и/или кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Выделяют разные типы семей:

· по типу главенства:

1) матриархальные, когдасовременные женщины ведут себя по-мужски в деловой и семейной жизни;

2) патриархальные, во главе с мужчиной;

3) эгалитарные, в них отношения основаны на равенстве, партнерстве, демократизме;

4) персоналистские, ведущая функция - обеспечить развитие индивидуальности, способностей каждого на основе сотрудничества, толерантности

· по устойчивости семейных отношений (по М.И.БУЯНОВУ)

1) гармоничная;

2) распадающаяся;

3) распавшаяся;

4) неполная;

· по характеру взаимоотношений (по Ю.П.Азарову):

1) идеальная;

2) средняя;

3) негативная (скандально-раздражительная);

· по признаку полноты семьи:

1) полная;

2) неполная;

3) внебрачная.

Выделяют также однопоколенные и многопоколенные семьи.

Семейное воспитание- специальная педагогическая деятельность родителей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка.Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачисемейного воспитания.

Главные методы воспитания в семье - это пример, организация жизни ребенка, совместные с родителями занятия и помощь ребенку. Ребенок особенно в раннем детстве подражает родителям, поэтому так важно, чтобы родители давали пример достойного поведения во всем. Но этого мало, надо организовать жизнь ребенка: устроить комнату, вещи, занятия, режим дня. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: чтение, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр - все это более всего служит правильному воспитанию

2. Взаимодействие школы и семьи в воспитании школьников. Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности, охватывающих всех или большинство членов коллектива. Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

К наиболее распространенным коллективным формам взаимодействия педагогов и родителей относятся родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским собранием на весь учебный год. Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Проведение научно-методических конференций, к которым актив родителей вместе с учителем ведет тщательную подготовку: выявляет интересный опыт воспитания детей в отдельных семьях, рекомендует тему выступления и конкретно указывает, кто из родителей может выступить, помогает подготовить выступление. Обычно открывает конференцию директор или завуч школы, он же и обобщает выступления родителей в конце конференции.

Также сюда относится организация обмена опытом воспитательной работы в семье, обсуждение наиболее интересных научно-методических трудов по семейной педагогике; проведение дискуссий по наиболее острым проблемам семейного и школьного воспитания, вечеров вопросов и ответов.

Существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам работы следует отнести беседы с родителями дома, приглашение их на беседу в школу, консультации родителей по отдельным вопросам обучения и воспитания. Распространенной формой является посещение учителем семьи учащегося. Специфика работы учителя не всегда позволяет учителю часто посещать учащихся на дому. Поэтому традиционной формой работы классного руководителя с семьей остается приглашение родителей в школу для беседы. Поводом для этого в школах с гуманистической ориентацией становятся достижения учащихся, о которых сообщается родителям для согласования дальнейшего развития дарований школьника. В авторитарных школах причина всегда одна - недовольство поведением или учебой, а повод - конкретный факт. Но именно такие вызовы родителей, где они получают заряд негативных эмоций, больше всего отчуждают родителей от школы, школу от детей.

Индивидуальная работа с родителями иногда носит характер педагогических консультаций. В некоторых школах объявляется определенный день, час для консультаций родителей. В это время в школе находятся все учителя, и родители могут обратиться с любыми вопросами к учителю, завучу или директору школы.

Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов гораздо больше усилий, но эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся и становятся союзниками классного руководителя.

Вопросы и задания

1. Назовите основные задачи семейного воспитания.

2. Каковы тенденции современного семейного воспитания?

3. Разработайте тематику родительских собраний по типовым проблемам семейного воспитания.

4. Изучите статьи периодической педагогической печати по проблемам семейного воспитания и подготовьте тезисы по основным идеям статей.

ТЕМА 38: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Наши рекомендации