Роли бабушек в семейном воспитании

Отечественные авторы Варга Н.Я. и Спиваковская А.С. выделили две роли бабушек : "бабушка-соперница" и "бабушка-жертва".

«Бабушка-жертва» берет на себя все хозяйственно-бытовые работы и занимается воспитанием ребенка, отказываясь от профессиональной дейтельности и отказавшись от дружеских встреч и досуга. Характерная позиция внуков по отношению к такой бабушке - любовь вместе с зависимостью. Ребенок привыкает к контролю и опеке, при этом сам испытывает трудности с самоконтролем и общением со сверстниками. В отличии от "бабушки-жертвы",«Бабушка-соперница» продолжает работать, занимаясь воспитанием внуков в выходные или во время отпуска. Но этот тип бабушки имеет тенденцию, чаще всего неосознанную, которая состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть более успешной "матерью" внуку. Такая бабушка ищет ошибки и промахи родителей внука, при этом все успехи в воспитании присваивает себе. Часто, у таких бабушек возникает чувство вины за такое отношение к собственным взрослым детям. В свою очередь, внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых и либо винят себя за это, либо используют противоречия позиций взрослых.

П. Робертсоном были выделены следующие типы бабушек:

1) Гармоничные. Бабушки имеют идеальное представление о своей роли и вовлечены в жизнь внуков.

2) Далекие - имеют заниженные социальные и личностные представления о социальной роли бабушек и занимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков.

3) Символические. Тип имеет высокий социально-нормативный образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений с внуками.

4) Индивидуальные - где акцентированы личностные аспекты поведения.

О. В. Краснова обозначила три основных типа бабушек:

1) «формальная», или «обычная»;

2) «активная», или «увлечена»;

3) «далекая», или «отстраненная», «символическая».

«Обычные бабушки» принимают активное участие в воспитании и уходе за внуками, но под воспитанием они скорее имеют ввиду помощь в бытовом уходе за внуком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т. д.) и/или материальное обеспечение семьи. Они поощряют внуков: целуют, хвалят, обнимают; покупают им сладости, фрукты, игрушки. Бабушки обычно делают это «за хорошее поведение» или «просто так», «за то, что они маленькие». В качестве наказаний «в случае плохого поведения» или непослушания предпочитают не общаться с ними или отругать их.

«Активные» или «увлеченные бабушки» крайне сильно вовлечены в жизнь внуков, в их досуг и проблемы. Бабушки заботятся о внуках, помогают делать уроки, играют, много читают, ходят в театры и на выставки, на что бабушки тратят очень много сил, как моральных так и физических.«Увлеченные» бабушки поддерживают у внуков проявление доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение.

«Далекие»или «отстраненные бабушки» уделяют внукам очень мало времени. Такая бабушка, к примеру, считает, что ее главная роль в семье - воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один-два раза в год, ограничивается телефонными разговорами с внуком.

В общем виде, вклад старшего поколения в воспитание детей зависит не только от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственных связей, но также от социальных и личностных норм его жизни, от общественных потребностей и ожиданий.

Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бывают разными, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание), от периода жизни семьи (самым серьезным является период начального приспособления), от того, чьи это родители (матери или отца), от социальной зрелости семьи и от многий других обстоятельств.

Принято считать, что бабушки балуют внуков и внучек, так как разговаривают с ними на «языке младенцев»,неумеренно нежат, во всем потакают и неоднозначно относятся к закаливанию. Эти и еще много других спорных вопросов в воспитании, которые могут осложнить отношения между родителями и прародителями.

личность ребенок семья бабушка.

Вывод

Отношение бабушек к детям характеризуется, с одной стороны, повышенным контролем и требованием к безоговорочному послушанию и дисциплине. С другой стороны, бабушки постоянно испытывают тревогу за внука. Ребенок видится им младше своего возраста, неприспособленным и неуспешным. В связи с этим бабушки стараются оградить ребенка от неудач и трудностей. Что касается знаний и представлений о задачах и методах воспитания, то большинство бабушек оперируют недостаточными(30%), неточными и избирательными знаниями (40%)

Заключение

Итак, проанализировав роль семьи в жизни маленького человека, мы выяснили, что именно в семье происходит формирование личности ребенка.

В зависимости от того, каков характер воспитания (модель воспитания), отношении родителей к ребенку, происходит становление определенных взаимоотношений между ними. Стиль взаимоотношения родителей с ребенком непроизвольно оставляет отпечаток в психике ребенка. Как правило, это происходит бессознательно в дошкольном возрасте. А на сам стиль воспитания оказывают личностные качества родителей. Когда человек становится родителем, он, как правило, воспроизводит тот же стиль воспитания, что использовали его родители. Так и получается, что из поколения в поколение можно наблюдать наследование стиля воспитания и общения с ребенком. Можно сделать вывод, что родителей нужно обязательно просвещать и обучать новым способам общения и взаимодействия с детьми, чтобы отношения носили благоприятный характер как для детей, так и для родителей.

Среди множества семейных проблем одна из самых «больных» - проблема влияния дедушек и бабушек на внуков. В наше время появляется все больше семей, где работают оба родителя, ведь им нужно кормить и одевать свою семью. Конечно, в такой ситуации за воспитание ребенка принимаются прародители. Так, дедушка и бабушка оказывают существенное влияние на ребенка, в его развитии и воспитании.

Они помогают в уходе за ребенком, ребенок учится относиться ко взрослым с уважением, узнает об истории семьи, ее традициях и своих корнях, о фольклоре и других временах. Ведь даже самые современные бабушки привносят в воспитание нотку ретро, ведь они - люди другой эпохи, и ребенок сможет почувствовать разницу в мировоззрении, сможет пополнить свой внутренний мир новыми знаниями и впечатлениями.

Часто, у родителей не хватает времени и сил, чтобы поделиться эмоциональным теплом со своими детьми. А бабушки и дедушки не жалеют своих сил, на что, чтобы приголубить любимого внука или внучку. Но порой можно наблюдать "перегиб", когда прародители берут на себя роль самих родителей, тем самым ущемляя их права. Прародители испытывают желание принимать участите во всех сферах жизни внука, принимать все важные решения, связанные с его воспитанием, что является нарушением ролей в семейном воспитании.

В ходе экспериментального исследования, было найдено подтверждение тому факту, что бабушки в большинстве своем балуют внуков и многое им позволяют.

Проанализировав, мы видим, что родительское воспитание во многом является более эффективным и благоприятным, чем прародительское, и это частично опровергает нашу гипотезу. Родителей отличает большая осведомленность в вопросах воспитания детей, так как их уровень знаний и представлений об актуальных задачах, содержании и методах воспитания детей более высок, прародители же проявляют к детям чрезмерную и трепетную любовь, заботу и опеку.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза о различиях в родительском отношении мам и бабушек частично подтвердилась. Мамы более склонны к совместной деятельности с детьми, выше оценивают способности и возможности детей, чем бабушки. В части осведомленности мам и бабушек о воспитании детей гипотеза не подтвердилась: мамы оказались более осведомленными в вопросах воспитания детей, однако чуть менее уверены в себе как в воспитателях, чем бабушки.

Список использованной литературы

1. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие. - СПб.: Речь.

2. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Прогресс, 2010

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Нева

4. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Психология. 2008. - №12

5. Валитова И.Е. Концептуальные основы взаимодействия взрослого и ребенка// Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. - Брест: БрГУ, 2007. - 112 с.

6. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Академия, 2009.

7. Гордон Т. Р. Повышение родительской эффективности. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2007

8. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 2000.

9. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 2001. 10. Костицкий В. И. Эти трудные почти нормальные семьи // Семья и школа. 2000. - №8.

11. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Питер, 2000.

12. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. - М.: Проспект, 2011.

13. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. - Воронеж, 2000.

14. Панкова, Л.М. Воспитание внуков. - СПб.: Питер, 2008.

15. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: Нева, 2006.

16. Шварко Л.И. Давыдова О.И. Воздействие семьи на духовно - нравственное развитие детей. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2008. - № 3

Наши рекомендации