Типы нарушений в семейном воспитании.

Имплицитные теории личности ребенка. - Имплицитная теория личности - это представления о структуре и механизмах функционирования личности, сформированные т в научном исследовании, а в повседневной .жизни. (ИГЛ).

В определенном смысле слова все люди являются исследователями, и как истинные исследователи стремятся к конструированию своей системы представлений о части реальности, к созданию своей теории. Такая концепция носит название обыденной или имплицитной. По сравнению с ней научную теорию называютэксплицитной. Научную теорию отличает от имплицитной то, что ее можно эксплицировать, проверить, сделать явной. Имплицитные теории считаются не явными, не артикулированными, не проверенными в эксперименте. Понятие "ИГЛ" было предложены Дж. Брунером и Р. Тагиури в 1954 г. и используется до сих пор для обозначения бессознательной иерархической системы представлений о психической организации других людей. Ее содержание составляют представления о качествах личности. Теория считается эксплицитной, если она артикулирована, осознана и проверена эмпирическим, или, строже, - экспериментальным путем. Критериями эксплицитной теории являются широта охвата проблем, экономность и релевантность по отношению к эмпирическому исследованию. Например -Эффект "ожиданий". Он реализуется в "ИГЛ", т.е. обыденных представлениях, более или менее определенно существующих у каждого человека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда и относительно мотивов поведения. Хотя в научной психологии, несмотря на обилие выявленных качеств личности, какие-либо жесткие связи между ними не установлены, в обыденном сознании, на уровне здравого смысла, часто неосознанно эти связи фиксируются. Рассуждение строится по следующей модели: если оценивающий убежден, что черта X всегда встречается вместе с чертой У, то наблюдая у отдельного человека черту X, оценивающий автоматически приписывает ему и черту У (хотя в данном конкретном случае она может и отсутствовать). Формирование у индивида «ИГЛ» позволяет ему строить достаточно эффективные прогнозы поведения другого человека. Так, получив сведения о наличии у другого человека какой-либо черты (названной тем или иным термином на обыденном языке), индивид делает вывод о наличии у данного человека также и других черт, связанных (в соответствии с его личным опытом или наблюдениями за образцами) с данной чертой. «ИГЛ» того или иного индивида бывает достаточно адекватной. «ИГЛ» школьника как компонент его самосознания может быть представлена двумя ориентациями: внутренней и внешней. В первом случае описывается собственная личность, во втором - личность других людей. «ИТЛ» школьника, применяемые для описания других, имеют более простую структуру, чем используемые для самоописания. Они могут быть представлены тремя осями: «прилежность», «общительность», «отстраненность». Для выявления соответствующих характеристик разработана анкета «Лист оценки школьника». Показано, что использование учителями и учащимися подобных характеристик в повседневной школьной жизни тесно связано с личностными особенностями «объектов оценивания» (т.е. учащихся), выявленными с помощью стандартизированных личностных опросников.

Образы новорожденного в западной культуре. Культурная обусловленность целей и методов воспитания: социальная детерминация. моральная легитимация, психологическая мотивация. Семейные ценности и традиции в воспитании. Взаимосвязь стилей родительского воспитания и психологических проблем детей. Типология В.И.Гарбузова. В.В.Столина. А.Е.Личко.

Проблема семейного воспитания остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Семья была, есть и, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами. Отношение родителя к ребенку является вариантом межличностных отношений, они основаны на двух началах: личностном, в к\р реб выступает как самоценная и целостная Л, и предметном, когда реб становится объектом воспитания, оценки, управления. Данные амбивалентные характеристики отражают реальную, объективную двойственность родительской позиции. Поскольку «предметное» (частичное) и «личностное» (целостное) начала образуют два полюса, между к\р существуют конкретные отношения, их можно рассматривать как структурные составляющие родительского отношения. Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих аспектов В силу изначального единства, глубинной связи родителя и ребенка, родительская любовь является высшим проявлением альтруистического, бескорыстного, т.е. личностного отношения. Она порождает устойчивую и безусловную любовь, повышенную чувствительность к состояниям и переживаниям ребенка, сильную эмоционально-аффективную связь с ним, сопереживание. Вместе с тем тотальная ответственность за будущее ребенка порождает требовательность к нему, контроль за его действиями, оценочную позицию и сравнение его с другими, что превращает реб в объект воспитания. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь к ребёнку, к\р определяет целостное отношение к нему как к уникальной Л: доверие, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие, не зависящее от его успехов и достижений. С другой стороны, родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками. И то и другое выражено максимштьно ярко, что порождает внутреннюю напряжённость родительской позиции. Данные амбивалентные характеристики отражают реальную, объективную двойственность родительской позиции. Тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка. Характер род отношения, к\р определяется преобладанием предметного или личностного начала, определяет стиль воспитания. Под стилем род воспитания понимают не определенную устойчивую стратегию воспитания (авторитарную или демократическую), а сочетание различных вариантов поведения родителя,к\р в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Наиболее предпочтительный и естественный для родителя вариант поведения ярче всего будет проявляться в острых, конфликтных ситуациях. Выделяют семь вариантов родительского поведения (стиля):

-Строгий - родитель действует силовыми, директивными методами, навязывая свое мнение, систему требований и готовые решения реб. Жестко направляет реб по пути социальных успехов и достижений, блокируя собственную активность и инициативность реб.. Данный стиль в целом соответствует авторитарному.

-Объяснительный -род апеллирует к здравому смыслу реб, прибегает к словесному объяснению. Полагая, что реб достаточно развит и способен уловить причинно-следственные связи между явлениями, на основе к\р родитель строит свои объяснения

-Автономный — род позволяет реб самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляет ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости.

-Компромиссный - для решения проблемы род предлагает ребенку что-либо привлекательное в обмен на совершение реб непривлекательного или необходимого для него действия, либо предлагает разделить обязанности, трудности пополам.

-Содействующий - род понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Сочувствует, сопереживает реб в конфликтной ситуации, участвует в жизни реб, ориентируется в его потребностях, интересах, проблемах и конфликтах, стремится помочь реб, разделить с ним его трудности.

-Потакающий — полная ориентация на потребности и интересы реб, к\р ставятся выше родительских, а порой и выше интересов семьи в целом.

-Ситуативный — род принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в к\р он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания.

Требования к реб можно разделить на две группы: императивные и оптативные. Императивные требования предъявляются в категоричной, обязывающей форме (приказ, распоряжение, указание, угроза, поучение). Оптативные требования выражают желательность выполнения реб тех или иных действий (совет, предложение, просьба). Родительская забота выступает в качестве ведущей формы воспитания реб. Уровень заботы, или протекции, определяет, сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Выделяют две крайние степени протекции: чрезмерную (гиперпротекция) и недостаточную (гипопротекция). При гиперпротекции, или гиперопеке, род уделяют реб много времени и сил. Фактически воспитание становится для них смыслом "всей жизни. ГиперопеХа выражается в стремлении род окружить ребенка повышенным вниманием, во всем защищать его, сопровождать каждый его шаг, предохранять от мнимых опасностей, беспокоиться по поводу и без повода, удерживать ребенка возле себя, "привязывать" его к своим настроениям и чувствам, требовать от него определенных поступков (Захаров, 1988). Как правило, такая забота нужна не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко невротически заостренную "потребность в привязанности и любви. При гипопротекцш реб находится на периферии внимания родителей, до него "не доходят руки", за воспитание родители берутся время от времени, когда случается что-либо серьезное Важным аспектом воспитания ребенка является степень удовлетворения его потребностей. Эта характеристика отличается от уровня протекции, так как род может много времени заниматься воспитанием, но не удовлетворять потребности реб в должной мере. Потворствование - когда род-У стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей реб. Они балуют его, любое его желание - закон для родителей. Игнорирование потребностей реб - такой стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением род к удовлетворению потребностей реб. Чаще всего страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями.

Столин В.В. отмечает что интериоризация средств и навыков контроля, используемых род, явл-ся важным механизмом формирования характерологических черт реб, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность. Интериоризация родительских стандартов зависит, с одной стороны, от чувства страха, а с другой - от чувства вины. Когда интериоризация находится на низком уровне, контроль осуществляется страхом перед внешним наказанием; когда интериоризация развита, поведение контролируется чувством вины. Столин отмечает что родительский контроль может быть представлен в двухполюсной системе: автономия -контроль. В рамках дисциплинарной оси любое конкретное поведение родителей занимает место между двумя крайними точками: от предоставления полной автономии до абсолютного подчинения воле родителей.

В концепции В. И. Гарбузова основное патогенное противоречие при неврозах заключается в несоответствии средового влияния врожденному типу реагирования -темпераменту.

Антуан де Сент-Экзюпери не был психоаналитиком. Он работал пилотом. Однако именно он напомнил человечеству о том, что все мы родом из своего детства. Наше детство идет с нами неразлучно всю нашу жизнь. Мы строим отношения с миром по тем образцам, к\р нас научили в детстве. Мы постоянно решаем базисные конфликты, к\р были заложены в нашем детстве. Родители дают нам многое. В том числе и генетически обусловленную индивидуальность. Это было замечено еще в древности и нашло свое отражение в учении о темпераментах личности. Гиппократ разделил все человечество на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Исходя из понимания темперамента и соответствующих ему качеств, в общих чертах можно было представить себе характер человека и те поступки, на которые он способен. Но только в общих чертах. Внутренний мир человека, оттенки его переживаний и чувств оставались непонятыми, нераскрытыми. Поэтому ученые вновь и вновь обращштись к исследованию типологий характера.

В современной психологии получила распространение типология А.Е. Личко. Говоря о рисунке личности в норме, обычно выделяют следующие психотипы:

- Гипертимный. Его характеризует повышенная двигательная активность, чрезмерно приподнятое настроение, стремление к лидерству, риску, авантюрам, отсутствие самокритичности. Гипертим очень разговорчив, весел, не реагирует на замечания.

- Гипотимный. Это полная противоположность гипертиму: постоянно пониженное, настроение, замкнутость, песиместичность.

|- Циклоидный. Вэтом случае человек в разные довольно большие по продолжительности периоды может проявлять себя то как гипертим, то как гипотим.

|- Эпилептоидный. Отличительная черта людей этого типа — любовь к порядку в вещах н отношениях. Эпилептоиды чрезмерно аккуратны, склонны к морализаторству.

- Истероиднып. У человека такого типа выражено стремление быть в центре внимания, добиваться этого любой ценой. Яркая одежда или ее полное отсутствие, разноцветные•волосы или авангардная стрижка, эффектная поза, смех и слезы на публикуй перед

шами истероид. Такие люди склонны забывать о своих неблаговидных поступках.

- Шизоидный. Это человек, погруженный в себя, склонный к избыточному теоретизированию, часто не слишком аккуратный. Он эмоционально нечувствителен и в то же время легкораним.

- Конформный. Ему свойственна высокая общительность, иногда доходящая до болтливости, несамостоятельность, отсутствие собственного мнения, стремление «быть каквсе».

- Лабильный. Настроение этих людей очень неустойчиво, эмоции выражаются слишком ярко Они словоохотливы, легко отвлекаются на внешние события.

- Сенситивнып. Люди этого типа чрезмерно чувствительны, ранимы, глубоко переживают мелкие неприятности и замечания.

- Психастенический. Такой человек постоянно сомневается в своих действиях. Если с ним случается неудача, он будет переживать ее очень долго. Ему трудно сделать выбор. Когда же, наконец, выбор сделан, он мучается вопросом, не ошибся ли. Он робок, грустен, не уверен в себе, наполнен опасениями за себя и своих близких.

- Возбудимый. Носителям этого типа свойственн повышенная раздражительность, агрессивность, угрюмость. Часто конфликтующие люди могут надевать маску и становиться услужливыми и льстивыми.

- Застревающий. Он как бы «застревает» на своих чувствах. Это склонные к затяжным склокам люди, которые «сводят счеты», не могут забыть обид. Как правило, в каждом человеке сочетается сразу несколько психотипов. Если один из них выражен более сильно, то можно говорить об определенной акцентуации характера.В различных жизненных ситуациях могут складываться условия для большего развития менее выраженных психотипов. И тогда человек как бы меняется на глазах. Едва малыш появляется на свет — и особенности его характера интуитивно сразу улавливаются родителем. Род подстраивается к нему, сознательно или неосознаваемо реализуя свои воспитательные методы. Он, как Пигмалион, целенаправленно «лепит» личность из того материала, который уже создан природой.

Даже в случае, когда родитель сознательно отказывается от прямого воздействия на ребенка, оно все же происходит, потому что реб свойственно подражать действиям взрослого. Реб обучается у родителя. Он некритично усваивает (интроецирует) предлагаемые модели поведения, образ мыслей, способы позиционирования себя как личности, уже в возрасте девяти месяцев у многих младенцев развито ясное ощущение того, какое их поведение желательно, а какое нет. При этом они ориентируются на эмоциональную реакцию родителя. Исходя из своего жизненного опыта, родители могут реализовать различные стратегии воспитания. кроме того, играет роль и психотип самого родителя, индивидуальные особенности поведения, уровень интеллекта. Выделяют различные стили семейного воспитания:

- авторитетный стиль воспитания - родители эмоционально принимают своего реб и реализуют демократический стиль общения с ним. Высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями. Это один из наиболее гармоничных стилей воспитания, у детей отмечается высокая самооценка, высокий уровень самопринятия, самоконтроля, воли и готовности к соблюдению социальных правил и стандартов Такие дети адаптивны и уверены в себе.

- либеральный стиль воспитания - родители также принимают своего ребенка, не реализуют низкий уровень контроля. То есть складывается ситуация вседозволенности: не существует правил, запретов, нет регламентации поведения. Реб ко всему должен прийти сам, на основе собственного опыта. Поскольку реальная помощь и поддержке род отсутствуют (родительская гипопротекция), то у реб может сформироваться высокая тревожность, страх реальной деятельности, отсутствие независимости.

- Индифферентный стиль воспитания - род не проявляют эмоциональной теплоты к реб и стараются отдалиться от него. Такая дистантность приводит к игнорированию потребностей ребенка, пренебрежению его интересами и низкому уровню контроля. Гипопротекция доминирует и это неблагоприятно сказывается на развитии малыша. Может даже возникать ситуация потворствующей гипопротекции, когда родители задаривают ребенка, потворствуют всем его желаниям, но при этом ведут себя по отношению к нему холодно и отстраненно. Нет общения, нет совместной деятельности, нет ласки. Подарки вместо любви. Причем подарки часто очень дорогие.

- Авторитарный стиль - низкий уровень принятия реб или даже его прямое отвержение. Общение происходит способом отдачи род команд, распоряжений, приказаний. В семье царит диктат род и их тотальный контроль.

Любой дисгармоничный тип воспитания таит в себе много опасностей для развития личности ребенка, вне зависимости от того, применяют ли его родители сознательно или неосознанно. Одно и то же воспитательное воздействие, направленное на людей с разным психотипом, приводит к совершенно различным результатам. То есть, в одних и тех же семьях, примерно в одних и тех же условиях, возможно, при значительном внешнем сходстве, формируются совершенно различные, внутренне непохожие личности. И этот процесс протекает по вполне определенным законам Феномен отклоняющегося поведения в педагогической психологии: подходы к типологизации. Под отклонениями в поведении детей и подростков понимают такие его особенности и их проявления, к\р нетолько обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родит, учит, общественность). Это поведение и поступки не соответствующие социальным нормам. Основными видами явл-ся преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, самоубийства. В значительной степни определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления наблюдаются в детском или подростковом возрасте, объясняются низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. Такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Может сочетаться с хорошим знанием нравственных норм,что указывает на необходимость формирования в раннем возрасте нравственных привычек. Когда откл поведение связано с психическими забролеваниями, для его коррекции требуются не только педагогические, но и лечебные меры. Девиантное поведение делится на дезадаптивное: аффективное, аутичное, суицидальное, адиктивное - (в основе: нарушения психического и личностного развития,психическая депривация, психологический дискомфорт)и ассоциальное -агрессивное, деликвентное(противоправное), криминальное(преступное) (в основе: нарушения социализации, социальная и педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения, социальная дезодоптация,десоциализация). Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у подростков. Чтобы работа с детьми группы риска была успешной, необходимо выявить следующие факторы:

-Процессы происходящие в обществе( несовершенство законов, безработица, отсутствие соц гарантий, пропаганда насилия, доступность табака, алкоголя, наркотиков и т.д.); - Состояние семьи, её атмосфера (неполная семья, матер, положение, соц-культ уровень родителей,низкая самооценка, злоупотребление родителями алкоголя и т.д.); -Выявление факторов риска, идущих от организации внутришкольной жизни (несовершенство организации обучения,профессиональная несостоятельность учителей,низкий уровень мотивации детей, поступивших в школу). Психологическую информацию о видах девиантного поведения можно получить при использовании опросника Р.Кеттела,патахарактерологического опросника Личко и_ проективного теста Люшера. '~~"~

Коррекция : И.А.Фурманов предложил осуществлять коррекцию агрессивного поведения на диагностической основе, выделяя 4 категории детей: 1-склонные к проявлениям физич агрессии', 2- вербальной агрессии', 3-косвенной, 4- негативизма. Т.об. агрессивных детей можно разделить на две большие группы: -социализированные формы нарушения поведения (физическая и косвенная); - несоциализированные формы нарушения поведения (вербальная агрессия и негативизм).

Комплексная коррекция состоит из трех блоков: «Тренинг модификации поведения»,»Тренинг эффективности родителей»; «Тренинг психологической компетентности учителя».

Аутоагрессия и ее профилактика (суицидальные попытки и суицид): ./-Взаимоотношения с родителями, понимание, сопререживание;

2-Проблемы в школе - (например проблема с учителем);

3-Взаимоотношения со сверстниками, друзьями, с противоположным полом. Основной задачей шк психолога явля-ся профилактика суицидального поведения, можно применять различные техники - ментального переживания. Внутреннего диалога, телефон доверия. При диагностике суицидального поведения можно применять опросник «Самооценка психического состояния личности» и «Метод неоконченных предложений».

Адиктивное поведение - это вид отклоняющегося поведения - саморазрушающего поведения, связанный с состоянием измененного сознания деформированной формой удовлетворения потребностей ч\з психоактивные ве-ва. Наркомания как заболевание и адиктивное поведение очень трудно поддается лечению и коррекции. Как правило -это комплекс мер соц поддержки и реабилитации. Наиболее эффективной формой псих кореекции явл-ся проведение групповой психотерапии и в работе с родителями девиантных подростков. Групповая психотер решает следующие задачи: повышение самооценки (научить подростка по взрослому воспринимать окружающую жизнь и видеть пути своего развития. Важным компонентом психокоррекционной программы явл-ся работа с семьей: выполнять функцию стабилизации семьи, компенсировать блоктрованные потребности, т.е. выяснить значение «симптома» внутри семьи и попытаться оптимизировать ее функционирование. Семейный принцип: -стремление выполнять большинство задач за подростка с детства и требование самостоятельности в подростковом возрасте; -страх передачи ответствености подростку; требование уважения и отказ в этом самому подростку; -страх неизвестного; и т.д.

Наши рекомендации