Примерные виды заданий и игровых упражнений. 1) Формы мужского рода имени существительного
1) Формы мужского рода имени существительного
В импрессивной речи.
Логопед просит ребенка внимательно посмотреть на картинки и выбрать ту, про которую можно сказать он. Для работы последовательно предлагаются картинки первой и второй группы.
Дидактический материал — картинки.
I группа картинок (закрепление формы мужского рода
с нулевым окончанием): дом, стол, девочка, мальчик, кот,
курица, поезд, медведь, кукла, чайник, портфель, конь и т. д.
II группа картинок (закрепление формы мужского рода
с окончанием -а/-я): папа, кошка, дядя, дедушка, юноша,
девочка, лампа, бабушка и т. д.
Сначала отрабатываются слова I группы, затем работают со словами II группы.
В экспрессивной речи.
Работа проходит последовательно с теми же группами слов, что и в импрессивной речи (см. выше).
Логопед предлагает ребенку внимательно послушать произносимое им слово, и если к нему подходит слово он, то поднять руку и повторить произнесенное слово, например, стол — он.
2) Формы женского рода имени существительного
В импрессивной речи.
Логопед предлагает ребенку выбрать из группы картинок ту картинку, про которую можно сказать она. С каждой группой картинок задание отрабатывается отдельно.
Дидактический материал — группы картинок.
I группа картинок (закрепление формы женского рода
с ударным окончанием -а/-я): сосна, змея, колбаса, свинья,
коза, пила, кора, овца, мальчик, воробей, яблоко, цветок,
мяч, ковер и т. д.
II группа картинок (закрепление формы женского рода
с безударным окончанием -а/-я): собака, девочка, утка, ба
бушка, сумка, тетя, лампа, шишка, шуба, рубашка, белка,
Кастрюля, дятел, карандаш, дерево, медведь, стол, диван,
зеркало и т. д.
III группа картинок (закрепление формы женского рода
существительных 3 склонения с нулевым окончанием ): ло
шадь, тетрадь, мышь, фасоль, печь, стул, лист, яблоко, гнез
до, шкаф, лук, помидор, дедушка, медаль и т. д.
В экспрессивной речи.
Работа проходит с каждой группой слов с соблюдением последовательности работы в импрессивной речи.
Логопед просит ребенка внимательно послушать слово, и если к произнесенному слову подходит слово она, то поднять флажок-сигнал и повторить слово.
3) Дифференциация форм мужского и женского рода существи
тельных
В импрессивной речи.
а) Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть
на картинки и выбрать ту, про которую можно сказать он
или она.
б) Определение рода данных существительных.
Дидактический материал — группы картинок {кукла, мяч,
рубашка, кастрюля; дом, самолет, девочка, стол и т. д.).
Ребенка просят выбрать «лишнюю» картинку (например, в группе картинок «дом, самолет, девочка, стол» «лишней» считалась картинка «девочка»).
В экспрессивной речи.
Игра «Подбери картинку».
Логопед предлагает поднять руку, если к произнесенному слову можно подставить слово он; поднять флажок, если к слову можно подставить слово она. Картинки, названия которых обозначают существительные мужского и женского рода, ребенок раскладывает отдельно. Затем с каждой картинкой составляется предложение.
Игра «Лишнее слово».
Логопед произносит ряд слов, ребенок называет «лишнее» и объясняет, почему он так решил.
Дидактический материал — группы слов (собака, папа, лампа, девочка; медведь, автобус, сумка, конь и т. д.).
4) Форма среднего рода имени существительного
В импрессивной речи.
Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и выбрать ту картинку, про которую можно сказать оно. После выбора картинки ставится вопрос: «Скажи, что слышится в конце слова?»(о) С каждой группой картинок задание отрабатывалось отдельно.
Дидактический материал — картинки.
I группа картинок (закрепление формы среднего рода
с ударным окончанием -о/-е): пальто, девочка, яйцо, книга,
крыльцо, стекло, дом, гнездо, кольцо, стакан, дупло, ручка,
лицо, письмо, колесо и т. д.
II группа картинок (закрепление формы среднего рода
с безударным окончанием -о/-е): дерево, зеркало, стол, пла
тье, кресло, солнце, кукла, облако, полотенце, собака, ябло
ко, карандаш, барабан, сено, озеро, море и т. д.
В экспрессивной речи.
Работа проходит с каждой группой слов (см. выше) отдельно. Логопед предлагает ребенку внимательно слушать слово, и если к произнесенному слову подходит слово оно, то поднять флажок и повторить слово.
5) Дифференциация форм среднего и мужского рода существи
тельных
Игровое упражнение «Будь внимательным».
В импрессивной речи.
Дидактический материал — картинки (гнездо, мальчик, зеркало, кольцо, крыльцо, дом, стол, дупло, дерево, медведь, самолет, яйцо и т. д.).
Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и показать ту, к которой можно подставить слово оно или он.
В экспрессивной речи.
Дидактический материал — предметы (яблоко, зеркало, клоун, кольцо, колесо, карандаш, портфель, альбом и т. д.).
Логопед предлагает ребенку посмотреть вокруг себя и найти предмет, о котором можно сказать: а) оно, б) он. Например, яблоко — оно, клоун — он. Предметы ставятся на отдельные подносы. Затем ребенок составляет предложения с данными словами.
6) Дифференциация форм среднего и женского рода существи
тельных.
В импрессивной речи.
Игра «Умная стрелка».
Дидактический материал — «волшебные часы», на которых вместо цифр наклеены картинки (кольцо, иголка, кошка, яйцо, гнездо, пирамидка, собака, береза, машина, зеркало, яблоко, ромашка).
Логопед просит ребенка направить волшебную стрелку на картинку, о которой можно сказать: а) она, б) оно.
В экспрессивной речи.
Игра «Ловкий мяч».
Дидактический материал — картинки на наборном полотне или предметы (колесо, лопата, гнездо, машина, яблоко, кресло, утка, яйцо, лампа, шишка, кольцо и т. д.).
Логопед предлагает ребенку: «Сейчас мы с тобой поиграем с «ловким» мячом. Я кину тебе мяч и скажу слово «оно» или «она», а ты выберешь картинку или предмет, которые соответствуют этому слову и, назвав, вернешь мне мяч обратно. Например, «она» — лопата; «оно» — гнездо».
7) Дифференциация форм мужского, женского и среднего рода
существительных
а) Развитие умения определять род имен существительных по конечной части слова.
В импрессивной речи.
Игра «Подбери картинку».
Дидактический материал — картинки (дерево, стол, кот, рубашка, колесо, лоб, лист, машина, кольцо, белка, мак, лось, зеркало, облако, кресло и т. д.).
Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и выбрать ту, про которую можно сказать: а) он, б) она, в) оно.
В экспрессивной речи.
Игра «Умники и умницы».
Дидактический материал — слова (девочка, муравей, вода, окно, сосна, дуб, яблоко, платье, лампа, конь, мышка, белка, кресло, шалаш, мама, гнездо, папа, море, дедушка, слон, лошадь и т. д.).
Логопед произносит слово, дети подставляют к нему слова он, она и составляют предложения.