Примерные виды заданий и игровых упражнений

1) Дифференциация мужского и женского рода имени существи­тельного

а) Игровое упражнение «Волшебный магазин». Логопед говорит ребенку, что в магазине можно купить разные необходимые предметы. К каждому предмету можно подставить слова он или она. Затем ребенку предлага­ется брать по одному предмету, и если к предмету подходит слово он, то ставить его около самолета, а если она, то по­ставить предмет около куклы. После правильного выполне­ния задания ребенок может поиграть с предметами.

б) Кроме игры «Волшебный магазин», используется игра «Внимательный Коля». В этом случае ребенок при­носит предметы, которые находятся в группе.

2) Дифференциация грамматического значения одушевленности —
неодушевленности

Для закрепления значения одушевленности — неодушев­ленности используются следующие упражнения.

а) Игра «Кто? Что? » (1 вариант).
Предлагаются картинки с изображением одушевленных

и неодушевленных предметов. Ребенка просят внимательно посмотреть на картинки и показать те, про которые можно спросить: «Кто?», затем те, про которые можно спросить: «Что?».

б) Игра «Кто? Что?» (2 вариант).

Ребенка просят подобрать как можно больше картинок (существительных) к названию действия (глаголу). Напри­мер, бежит (кто?) — кошка, девочка, (что?) —река, моло­ко; идет (кто?) — медведь, бабушка, (что?) — снег, дождь; стоит (кто?) — дедушка, собака, (что?) — поезд, диван.

3) Дифференциация падежных значений имени существительного
Игра «Будь внимательным». (Соотнесение задан­ного вопроса с соответствующей картинкой или предметом.)

Логопед предлагает ребенку найти как можно больше картинок (предметов), отвечающих на предлагаемые вопро­сы, и ответить на вопрос. Например: «Что можно шить?» —

«Рубашку, шубу, брюки»; «Чем можно шить?» — «Игол­кой, нитками»; «Кого можно угощать?» — «Девочку, кош­ку, собаку, мальчика, зайца»; «Чем можно угощать?» —

«Конфетой, молоком, мясом, капустой»; «Что принесликушать?» — «Суп, котлету, пироги»; «Кому принесли ку­шать?» — «Щенку, корове, лошади, мальчику, дедушке»; «Что принесли детям?» — «Карандаш.,ручку, торт, маши­ну»; «Чему радуются дети?» — «Торту, конфетам, соку, машине»; «Чего много на картинке?» ■— «Яблок, пней, ска­меек, арбузов, карандашей, конфет»; «Что нарисовано на картинке?» — «Яблоки, платье, кресло, лейка, стол» и т. д.)

4) Дифференциация грамматического значения числа глагола

Игра«Слушайипоказывай».

Материал — сюжетные картинки.

Логопед предлагает ребенку показать картинки (напри­мер, «читают — ...»; «читает — ...»; «рисуют — ...»; «ри­сует — ...»; «прыгают — ...»; «прыгает — ...» и т. д.).

На III этапе проводится закрепление связи между отдельным грамматическим значением и формально-язы­ковыми средствами его выражения.

Коррекционная работа по развитию умения определять род имен существительных по конечной части слова ведет­ся с учетом закономерностей онтогенеза, а также особеннос­тей овладения грамматической категорией рода имен суще­ствительных дошкольниками с ЗПР.

С учетом онтогенеза развитие умения опреде­лять род имен существительных проводится по следующим направлениям:

1) закрепление связи грамматического значения мужско­го рода с формальными признаками (нулевое оконча­ние; окончание -а/-я);

2) закрепление связи грамматического значения женско­го рода с формальными признаками (окончание -а/-я; нулевое окончание);

3) дифференциация форм мужского и женского рода сущест­вительных;

4) закрепление связи грамматического значения среднего рода с формальными признаками (формы с ударным окон­чанием -о/-е; формы с безударным окончанием -о/-е);

5) дифференциация форм среднего и мужского рода сущест­вительных;

6) дифференциация форм среднего и женского рода сущест­вительных;

7) дифференциация мужского, женского и среднего рода существительных.

Каждая грамматическая форма отрабатывается сначала в импрессивной, а затем закрепляется в экспрессивной речи.

Дифференциация существительных мужского, женского и среднего рода

Наши рекомендации