Реализации учебного предмета

Материально-техническая база ДХШ при НГХУ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда, своевременно проводятся текущий и капитальный ремонт учебных помещений. В школе имеется выставочный зал, натюрмортный и методический фонды, специализиро-

ванные мастерские для проведения групповых занятий по предмету «Композиция станковая», оснащенные компьютерами, учебной мебелью (доской, стульями, табуретами, стеллажами, шкафами, мольбертами, натюрмортными столиками, софитами). Мастерские оснащены специализированными материалами (иллюстративные материалы, наглядные пособия, материалы в электронном виде) по темам учебного предмета. Учащиеся ДХШ при НГХУ имеют возможность пользоваться библиотекой КГБОУ СПО «Новоалтайское государственное художественное училище (техникум)».

II. Содержание учебного предмета «Композиция станковая»

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы   Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
     
1 класс. Раздел № 1
1. Вводная беседа урок
2. Упражнения в работе ограниченными средствами. Линия, штрих урок
3. Понятие точки, пятна, силуэта урок
4. Цвет. Ахроматический цвет урок
5. Хроматический цвет урок
6. Тёплые и холодные цвета. Нюанс урок
7. Насыщенность цвета урок
8. Формат урок
9. Последовательность работы над композицией урок
10. Свет и светотень урок
11. Перспектива урок
2 класс. Раздел № 2
12. Правила организации плоскости урок
13. Сюжетно-композиционный центр урок
14. Статика и динамика урок
3 класс. Раздел № 3 115,5 82,5
15. Ритм урок
16. Контраст. Виды контрастов урок 59,5 42,5
4 класс. Раздел № 4 148,5 82,5
17. Закон цельности и целостности урок
18. Закон типизации и жизненной правдивости урок
19. Закон подчинённости всех средств и закономерностей композиции идейному замыслу урок 76,5 42,5
5 класс. Раздел № 5 247,5 115,5
20. Художественный образ урок
21. Выпускная композиция на свободную тему урок 127,5 59,5

Содержание разделов и тем. Годовые требования

Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

Наименование раздела, темы   Содержание Общий объем времени (в часах)
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
      1006,5 412,5
1 класс. Раздел № 1 Основной принцип преподавания композиции в первом классе ДХШ – сочетание «игры» и рационального подхода, основанного на профессиональном знании. Следует вызывать и поддерживать творческую инициативу ребенка, направляя ее на решение композиционных задач.
1. Вводная беседа Организация рабочего места. Материалы и инструменты для занятий Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
2. Упражнения в работе ограниченными средствами. Линия, штрих Задание: Выполнение композиционных заданий, развивающих ассоциативное мышление. Материал: карандаш, тушь, палочка, перо. Размер: альбомный лист. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
3. Понятие точки, пятна, силуэта Задание: Решение композиции на сказочные и литературно-фантастические образы. Точка, пятно – как силуэт, как освещённость при изображении с натуры (животные, цветы, предметы). Упражнения выполняются на свободном поле листа. Композиция на 1/4 листа ватмана. Материал: тушь, перо, акварель, кисть, мел, гуашь, фломастер. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
4. Цвет. Ахроматический цвет Ахроматический цвет как средство выражения в композиции. Задание: Композиция на тему «Ночной город». Предварительно выполняются упражнения на ассоциативное мышление, используя тоновые растяжки от чёрного до белого (составление фразы «Снежная буря», «Небесный бой», «Звёздное небо», «Светлячки») Материал: акварель, гуашь. Размер для упражнений – альбомный лист, для композиции – 1/4 листа ватмана. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
5. Хроматический цвет Роль хроматических цветов в композиционных поисках. Задание: Композиция « В лесу» (холодно, страшно, скучно, заблудился, смешно, радостно). Характеристика психологического воздействия чистых хроматических цветов. Материал: гуашь (один цвет является основным, любой по – выбору учащихся и в зависимости от эмоциональной характеристики цвета в заданной теме.) Размер: 1/4 листа ватмана. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
6. Тёплые и холодные цвета. Нюанс Задание: Выполняются композиции, развивающие активность воображения: «Я на планете…» Например: «На солнце», «На марсе», «На железной планете», «На неизвестной планете» и т. д. Композиция выполняется на свободном поле листа 1/4 листа ватмана. Предварительно выполняются упражнения на получения цветовых оттенков, нюансов. Материал: гуашь, акварель - по выбору учащихся. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
7. Насыщенность цвета Задание: Эскизы на тему «Мой дом» выполненные в различных временах суток и погодных условиях. Эскизы выполняются на одном листе 1/4 листа ватмана в сравнении друг с другом. С возможным перемещением или изменением элементов композиции. Предварительно выполняются наброски с натуры. Материал: гуашь, пастель. Самостоятельна работа: Сбор материала по теме.
8. Формат Задание: Композиционные эскизы на разных форатах на тему «Детские игры». Например: «Воздушный змей», «Велогонки», «Эстафета», «Плавание», «Глухой телефон». Материал: по выбору учащихся. Размер: эскизы на альбомных листах, работа на планшете. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
9. Последовательность работы над композицией Задание: Сюжетно–тематическая композиция на тему «Дорога в школу», «Двор, где я живу». Выбор темы. Сбор материала с натуры. Анализ темы, ее содержания. Выбор главного – композиционного центра, определение второстепенного. Поиск формата. Размещение сюжета в формате. Цветовые поиски. Выполнение композиции. Материал: гуашь, акварель. Размер: Эскизы выполняются на альбомных листах, а работы на планшетах. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
10. Свет и светотень Задание: Выполнить упражнение на тему «У окна» (тематический натюрморт). В решении эскиза должна быть выражена тема, целесообразность всех элементов композиции. Предварительные упражнения: композиционные наброски с натуры и по памяти. Решение больших масс. Определение формата в зависимости от замысла. Монохромное решение. Материал: карандаш, однотонная акварель, черная гуашь, белила. Размер:1/4 листа ватмана на планшете. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
11. Перспектива Задание: Композиция городского или сельского пейзажа со стаффажем. Предварительные упражнения: композиционные наброски с натуры и по памяти. Упражнения на распознание видов перспективы. Выбор формата. Материал: акварель. Размер:1/4 листа ватмана. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
2 класс. Раздел № 2 Задачей второго года обучения композиции является развитие у ребят потребности в познании мира вокруг себя и необходимости воспроизвести его и своё мироощущение в образных решениях своих композиций. Это реализуется через дальнейшее знакомство учащихся с различными средствами композиции. Первое полугодие работы выполняются сразу на формате без предварительных разработок. Во втором полугодии, познакомившись с особенностями работы над любой станковой картиной и форматом, учащиеся выполняют предварительные эскизы, собирают целевой материал, а выходы выполняют на планшетах и оформляют их в паспарту. К концу второго класса ребята должны приобрести знания особенностей станковой композиции, навыки работы на плоскости, умения использовать в композициях различные средства.
12. Правила организации плоскости Правила организации плоскости. Равновесие. Симметрия, асимметрия Задание: композиция тематического натюрморта на различные виды равновесия. Замкнутое, открытое состояние. Симметрия, асимметрия в равновесии. Неделимость композиции. Значение формата и его связь с композицией. Композиционные схемы. Выполняются два варианта в заданных форматах. Предварительные упражнения: выполняются на основе случайно поставленных предметов, овощей, фруктов, цветов и т.д. с целью закрепления навыков различной организации плоскости. Материал: тушь, акварель. Размер: 1/4 листа ватмана. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
13. Сюжетно-композиционный центр Задание: Композиция на тему «Подвиг», «Событие» на основе несложного сюжета из 2­­­-3 фигур. Цельность композиции. Определение главного, второстепенного. Соподчинение. Выделение главного тоном, цветом, светом. Материал: карандаш, гуашь, акварель. Размер: 1/4 листа ватмана. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
14. Статика и динамика Задание: Выполнение упражнений по теме «Статика и динамика». На основе наблюдений, зарисовок с натуры и по памяти, выполнить композиционный эскиз на тему «Спорт». Построение общего движения в композиции (по горизонтали, вертикали, в глубину, с применением правил передачи движения.) Пластика движения фигуры человека, пластическая связь групп, характеристика движения в зависимости характера спорта, возраста участников. Развитие движения во времени. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме..
3 класс. Раздел № 3 Задачей 3-го года обучения является усвоение учащимися правил и приёмов композиции. Воспитание у детей обострённого художественного видения. Большое внимание уделяется вопросам организации плоскости и равновесия, умению выделить главное (композиционный центр) и интересное в композиции. Усвоить основные понятия правил композиционного построения, таких как движение, статика, ритм и научиться пользоваться ими при построении сюжета. Для плодотворного усвоения основных закономерностей композиции необходимо придать практическое значение упражнениям, предваряющим решение основного задания.
15. Ритм Наблюдение ритмических ситуаций в жизни. Виды ритмов. Колебание по горизонтали, вертикали, в глубину. Кривые, объединяющие верхние, средние, нижние части. Членения, цезуры, длительные паузы, интервалы, сгущения и разряжения. Цветовые ритмы, акценты. Дополнительные элементы ритма (складки, линии, мазки и т.д.). Задание: Композиция на основе наблюдения ритмических ситуаций в людных местах «В магазине», «На рынке», «На вокзале», «В транспорте». Особенности построения многофигурной композиции. Материал: гуашь, акварель. Размер: 1/2 листа ватмана. Формат удлиненный. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
16. Контраст. Виды контрастов Задание: Роль контраста в повышении эмоциональной напряженности. Сюжетно-тематическая композиция на основе осенних впечатлений. Задание по наблюдению на улицах, жизненных ситуациях. Выполнение набросков и зарисовок с натуры и по памяти. Поиски сюжета, разработка пластического решения. Выражение первого зрительного впечатления от увиденного: освещение, выявление значительного, передача того, что поразило, привлекло. Материал: акварель, гуашь. (По выбору преподавателя.) Размер: 1/ 2 листа ватмана, на планшетах. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
4 класс. Раздел № 4 Задачей четвертого года обучения является изучение законов композиции, таких как: закон цельности и целостности, закон подчиненности всех средств идейному замыслу, закон контрастов. Объективный всеобщий характер закона.
17. Закон цельности и целостности Закон цельности и целостности. Композиция на заданную тему. 1) Неделимость. 2) Связь и взаимную согласованность всех элементов в композиции. 3) Неповторимость. 4)Многофигурная композиция и особенности ее построения. Задание: Композиция из трех, четырех и более фигур, построенная на несложном сюжете на тему «Зоопарк». Цельность композиции, неделимость. Смысловое соподчинение, всех элементов композиции. Многофигурной композиции. Особенности ее построения. Самостоятельная работа: Эскизы и наброски по теме.
18. Закон типизации и жизненной правдивости Упражнения на типичность характеров и типичность обстоятельств. Построение сюжета по законам движения и развитие во времени. Новизна. Интуиция и анализ. Задание: Выполнение композиции на передачу образа одного или нескольких человек объединенных общим делом. (Профессий, хобби, увлечение). Выполнению задания предшествует сбор целевого материала. Материал: акварель, гуашь. Размер: 1/2 листа ватмана. Самостоятельная работа: Эскизы и наброски по теме.
19. Закон подчинённости всех средств и закономерностей композиции идейному замыслу Композиция из двух фигур, в основе которой лежит диалог. Несложный сюжет в интерьере. Темы: «Встреча», «Ссора», «Расставание», «Молчание», «Вместе», «Мгновения» и т.д. Выполнение эскизов, сбор целевого материала, выход. Материал: акварель, гуашь. Размер: 1/2 листа ватмана. Самостоятельная работа: Эскизы и наброски по теме.
5 класс. Раздел № 5
20. Художественный образ Задание: Композиция на историческую тему. Особенности построения многофигурной композиции. Главная идея композиции. Пластическое и пространственное решение замысла. Ритмические ассоциации (цветовые, тоновые и т.д.). Выбору сюжета композиции предшествует сбор целевого материала. Материал: акварель, гуашь. Размер: 1/2 листа ватмана. Самостоятельная работа: Эскизы и наброски по теме.
21. Выпускная композиция на свободную тему Задание: Композиция на свободную тему. Поиск пластического мотива на современную тематику. Эскиз станковой композиции. Тема эскиза выбирается в зависимости от индивидуальной склонности учащегося. Обязательно к композиции прилагается целевой материал, эскизные разработки. Материал: акварель, гуашь, по выбору учащегося. Размер: 1/2 листа ватмана. Самостоятельная работа: Эскизы и наброски по теме.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Содержание программы учебного предмета «Композиция станковая» обеспечивает художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею следующих теоретических знаний, умений и навыков:

- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;

- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;

- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

- навыки работы по композиции.

Наши рекомендации