Срок реализации учебного предмета. При реализации программы учебного предмета «Изготовление игрушки» со сроком обучения 3 года продолжительность учебных занятий с первого по третий годы
При реализации программы учебного предмета «Изготовление игрушки» со сроком обучения 3 года продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки | Затраты учебного времени | Всего часов | |||||
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | ||||
Полугодия | |||||||
Аудиторные занятия | |||||||
Самостоятельная работа | |||||||
Максимальная учебная нагрузка |
Учебные занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
· 1-3 годы обучения – по 3 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
· 1-3 годы обучения - 1 час в неделю.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Изготовление игрушки» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них: 315 часов – аудиторные занятия, 105 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Изготовление игрушки» является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об изготовлении игрушки, формирование практических умений и навыков работы в материале, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного искусства.
Задачами учебного предмета являются:
· освоение понятий и представлений о мире игрушки и используемых средствах выразительности;
· освоение элементов конструирования и моделирования и их практическое применение;
· формирование навыков и приемов традиционной художественной обработки материалов разных видов;
· освоение швов в объеме, необходимом для изготовления игрушки;
· развитие практических умений и навыков, памяти, образного мышления;
· развитие интереса и потребности в художественно-творческой деятельности;
· создание ситуаций творческого общения, способствующих развитию коммуникативных качеств детей.
Методы обучения
Для достижения поставленных целей и реализации задач используются следующие методы обучения:
· объяснительно-иллюстративный (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретной игрушкой);
· поисково-творческий (творческие задания, участие учащихся в обсуждениях, беседах);
· игровой (разнообразные формы игрового моделирования);
· сюжетно-игровой.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами по ремеслам.
Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Овладение необходимыми навыками и изучение различных приемов изготовления игрушки должно привести к умению создать художественный образ игрушки (куклы) на основе повтора, вариации, импровизации, а также выражению своего собственное отношения к искусству и народной культуре.
В процессе обучения у детей развивается наблюдательность, совершенствуется сенсорная способность, глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма, а также развивается мелкая моторика. Данные качества и способности необходимы для решения художественно-творческих задач.
Занятия включает в себя теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть – беседы по изучению творчества, по истории создания игрушки и технологии ее изготовления.
Практическаячасть состоит из этапов:
· освоение приемов выполнения изделий по предложенным направлениям;
· выполнение изделий по схемам;
· разработка творческих эскизов и выполнение по ним изделий.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Первый класс
Общее ознакомление учащихся с видом декоративно-прикладного творчества; приобретение основных навыков и умений.
№ раздела | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Введение Вводная беседа: игрушка в жизни людей; знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося. | - | |||
Традиционные народные игрушки | ||||
Тема 2.1. Нитяная кукла «Мартиничка» - кукла, изготовленная из ниток. На основе этой куклы возможно создание разнообразных кукол и декоративных элементов, которые послужат подарком или изделием для ярмарки. | 0,5 | 7,5 | ||
Тема 2.2. Кукла из природного материала (льняная). Кукла льняная на конусной основе, выполненная с декоративной отделкой по низу юбки, поясу и окружности головы. | 0,5 | 8,5 | ||
Мягкая игрушка | 1,5 | 55,5 | ||
Тема 3.1. Знакомство с простейшими швами. Учащиеся знакомятся с простейшими швами и закрепляют полученные знания на образце. | 0,5 | 5,5 | ||
Тема 3.2. Цельнокроеная игрушка. Простая игрушка, выполненная из одной или двух деталей («Кот», «Мишка»). | 0,5 | 20,5 | ||
Тема 3.3. Игрушка с минимальным количеством деталей (до 5 деталей). Коллекция собачек и зайчиков. | 0,5 | 29,5 | ||
Цельнокроеная кукла | 2,5 | 21,5 | ||
Тема 4.1. Материаловедение. Основные признаки определения направления основной нити. Строение, состав и свойства тканей. | - | |||
Тема 4.2. Изготовление цельнокроеной куклы. Кукла, выполненная как по готовой выкройке, так и по нарисованной самостоятельно. | 0,5 | 10,5 | ||
Тема 4.3. Изготовление одежды для куклы. Простейшее платье-туника, блуза с сарафаном или отрезное платье, скроенное по выкройке. | ||||
Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке | - | |||
ИТОГО: |
Второй класс
Дальнейшее изучение вида декоративно-прикладного творчества; совершенствование умений и навыков.
№ раздела | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Введение Вводная беседа: игрушка в жизни людей; знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося. | - | |||
Традиционные народные игрушки | 0,5 | 7,5 | ||
Тема 2.1. Кукла из природного материала (соломенная). Самая простейшая кукла – «стригушка». На основе этой куклы возможно создание целого ряда соломенных кукол-образов (мужчина и женщина, веничек, колокольчик и т.п.). | 0,5 | 7,5 | ||
Нитяные конструктивные игрушки | ||||
Тема 3.1. Шариковая кукла (марионетка). Одна из простейших кукол-марионеток, созданная на основе соединения шариков, бусин и т.п. с нитью. | 0,5 | 2,5 | ||
Тема 3.2. Кукла на проволочном каркасе. Простейшая игрушка на основе проволочного каркаса и ниток, скрепленных клеем. | 0,5 | 5,5 | ||
Мягкая игрушка Игрушка из искусственного меха, ткани и набивного материала, состоящая из 5-6 деталей. | ||||
Тема 4.1. Кукольный театр (игрушки на руку). Изготовление перчаточных мимических кукол. | 0,5 | 11,5 | ||
Тема 4.2. Игрушка, состоящая из нескольких деталей. Дальнейшее освоение приемов изготовления мягкой игрушки с более сложными деталями кроя («Жираф», «Лошадка»). | 0,5 | 41,5 | ||
Сшивная кукла | ||||
Тема 5.1. Материаловедение. Дальнейшее знакомство с технологией изготовления тканей. Основные признаки определения направления основной нити. Строение, состав и свойства тканей. | - | |||
Тема 5.2. Изготовление куклы. Дальнейшее освоение приемов изготовления сшивной куклы с более сложными деталями (отдельно скроенными руками, головой или ногами). «Подружки». | 0,5 | 16,5 | ||
Тема 5.3. Изготовление одежды для куклы. Одежда должна быть обязательно отделана тесьмой, кружевами либо вышивкой. | 0,5 | 8,5 | ||
Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке | - | |||
ИТОГО: | 11,5 | 93,5 |
Третий класс
Углубленное изучение вида декоративно-прикладного творчества; совершенствование умений и навыков.
№ раздела | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Введение Вводная беседа: игрушка в жизни людей; знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося. | - | |||
Традиционные народные игрушки | 0,5 | 7,5 | ||
Тема 2.1. Кукла из природного материала (коса-оберег). | 0,5 | 7,5 | ||
Нитяные конструктивные игрушки | ||||
Тема 3.2. Кукла на проволочном каркасе. Композиция («Семья») из кукол на основе проволочного каркаса и ниток, скрепленных клеем. | ||||
Мягкая игрушка | ||||
Тема 4.1. Многодетальные игрушки. Дальнейшее освоение приемов изготовления мягкой игрушки с более сложными и многочисленными деталями кроя («Пчелка», «Птичка»). | ||||
Сшивная кукла | ||||
Тема 5.1. Материаловедение. Дальнейшее знакомство с технологией изготовления тканей. Признаки определения направления основной нити. Строение, состав и свойства тканей. | - | |||
Тема 5.2. Суставная кукла. Кукла подвижна в плечевом, локтевом, тазобедренном или локтевом суставе. Платье для куклы отделано декоративными швами, тесьмой или вышивкой. Кукла «Соня». | ||||
Тема 5.3. Конструктивная кукла. Изготовление куклы из целого куска ткани путем прокладывания стяжек. | ||||
Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке | - | |||
ИТОГО: | 11,5 | 93,5 |
Годовые требования
Предложенные в данной программе разделы, темы и задания следует рассматривать как рекомендательные, что дает преподавателю возможность творчески подходить к учебному процессу, применяя наработанные им методы и приемы.
Процесс изучения каждого раздела программы включает следующие этапы:
· обзорное знакомство с каждой темой;
· изучение основных технологических приемов;
· практическое выполнение изделия.
Программа рассчитана на поэтапное усвоение учебного материала:
1 класс – общее ознакомление учащихся с изготовлением игрушки; приобретение основных навыков и умений;
2-3 классы – углубленное изучение изготовления игрушки; совершенствование умений и навыков.
Первый класс
Раздел 1. Введение
Вводная беседа: игрушка в жизни людей; знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося.