Сущность, принципы и средства коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Основные направления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

В настоящее время в системе образования существуют разнообразные формы оказания квалифицированной коррекционной помощи детям с проблемами в интеллектуальном развитии. Это: ДОУ компенсирующего вида; ДОУ комбинированного вида; коррекционных детских домах; дошкольных отделениях при специальных (коррекционных) школах; реабилитационных центрах и центрах коррекции; консультативных группах в ДОУ компенсирующего вида; форме надомного воспитании (для детей с ослабленным здоровьем и со сложными нарушениями в развитии).

Основными функциями этих учреждений являются:

1. Коррекционно-развивающая, предполагающая активизацию компенсаторных механизмов в становлении психики и деятельности ребенка, а также преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной, двигательной и эмоционально-волевой сферы;

2. Воспитательная, ориентирующая на формирование нравственных, трудовых, эстетических, этических представлений, понятий, способов поведения, что в свою очередь формирует совокупность качеств личности ребенка, а также способствует его социализации в целом;

3. Образовательная, заключающаяся в обучении детей способам усвоения общественного опыта, в развитии их познавательной активности, формировании всех видов детской деятельности;

4. Попечительская, предусматривающая обеспечение оптимальных условий пребывания детей в дошкольном учреждении с учетом их физического, психического и эмоционального состояния;

5. Просветительская, предполагающая оказание квалифицированной помощи семье через трансляцию результатов современных психологопедагогических исследований;

6. Организационно-методическая, нацеливающая на повышение уровня воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, изучение деятельности педагогов-новаторов и обобщение их опыта, помощь молодым воспитателям в овладении педагогическим мастерством, повышение социально-психологической культуры воспитателей и специалистов.

Деятельность коррекционно-образовательного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих аспектах — медицинском и психологопедагогическом.

К психолого-педагогическим мероприятиям в специальных дошкольных учреждениях относят, прежде всего, охранительно-педагогический режим, смыслом которого является создание оптимальных условий для коррекции проблем у ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Важнейшими из этих условий являются: жесткая регламентация режимных моментов; ограниченная наполняемость групп (от 6 до 10 детей —в зависимости от выраженности проблем и возраста); наличие необходимых специалистов, работающих с ребенком в течение каждого дня и недели (учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор лечебной физкультуры, воспитатель, помощник воспитателя и т. д.); необходимость специального оснащения комплекса помещений: групповые комнаты, раздевалки, спальни, туалетные комнаты; кабинеты учителей-дефектологов, кабинет логопеда, кабинет психолога, музыкальный и физкультурный залы, медицинский кабинет, кабинет массажа и физиотерапевтический кабинет и др.; обязательность создания развивающей среды.

Ключевая в психолого-педагогическом плане роль принадлежит специально организованному обучению дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, реализуемому в соответствии с требованиями индивидуального и дифференцированного подхода, наглядности, сниженного темпа, повторяемости, упрощенности содержания.

Наши рекомендации