Функциональные стили и их взаимодействие
КУЛЬТУРА
Русской РЕЧИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
для студентов 1 курса всех специальностей
очной, заочной и дистанционной форм обучения
Часть II
Функциональные стили
шахты 2012
УДК
ББК
Е912
Авторы-составители:
к.филол.н., доцент кафедры «Психология и педагогика»
юргуэс
фисенко И. Е.
к.филол.н., доцент кафедры «Психология и педагогика»
юргуэс
Сербиновская Н. В.
cт. преподаватель кафедры «Психология и педагогика»
Ефимова И.Г.
Рецензенты:
к.филол.н., доцент кафедры «Психология и педагогика» ЮРГУЭС
Коноваленко Т.Г.
к.филол.н., преподаватель Шахтинского педагогического колледжа
Присяжнюк И.В.
Ф … Фисенко, И. Е. Культура русской речи: В 2-х ч. Ч.2: «Функциональные стили»: Учебно-методическое пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов всех направлений подготовки бакалавров и специалистов очной, заочной и дистанционной форм обучения / И. Е. Фисенко, Н. В. Сербиновская, И. Г. Ефимова. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2011. – 70 с.
Пособие «Культура русской речи» состоит из двух частей. Первая часть – «употребление в речи единиц различных языковых уровней», вторая – «Функциональные стили». Каждая включает в себя теоретические и практические материалы, библиографический список.
Вторая часть содержит разделы «Функциональные стили и их взаимодействие», «Разговорная речь», «Научный стиль», «Официально-деловой стиль», «Публицистический стиль», «Язык художественной литературы», где рассматриваются стилистические нормы современного русского литературного языка с точки зрения отбора и употребления речевых средств относительно требований стиля и жанра.
Учебно-методическое пособие «Культура русской речи» создано в соответствии с требованиями ФГОС в части формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Предназначено для студентов всех направлений подготовки бакалавров и специалистов очной, заочной и дистанционной форм обучения.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 5
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. 6
Классификация функциональных стилей. 7
Вопросы и задания по теме. 9
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ. 11
Общая характеристика. 11
Функционально-стилевая классификация научного стиля. 12
Лексика и фразеология. 13
Морфология. 13
Синтаксис. 15
Функционально-смысловые типы научной речи. 15
Методы логической организации научного текста. 16
Оформление письменного научного текста. 17
Особенности научно-информативных жанров. 21
Вопросы и задания по теме. 26
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ. 32
Лексика и фразеология. 34
Морфология. 35
Синтаксис. 36
Новые тенденции в практике письменного делового общения. 36
Резюме. 39
Вопросы и задания по теме. 44
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. 47
Лексика и фразеология. 48
Морфология и словообразование. 49
Синтаксис. 49
Вопросы и задания по теме. 50
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ. 52
Общая характеристика. 52
Вопрос о разговорно-обиходном стиле. 53
Нормы разговорной речи. 54
Фонетика. 54
Лексика и фразеология. 55
Разграничение разговорности и просторечия. 55
Словообразование и морфология. 56
Синтаксис. 57
Вопросы и задания по теме. 57
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 60
Вопросы и задания по теме. 64
Библиографический список. 66
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие «Культура русской речи» создано в соответствии с требованиями ФГОС в части формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Цель пособия – помочь студентам овладеть различными видами речевой деятельности в сфере научной, юридической (правовой), социальной, профессиональной и бытовой коммуникации; научиться грамотно использовать языковые средства в соответствии с требованиями функционального стиля; познакомить с принципами построения монологического и диалогического текста в устной и письменной форме.
Пособие состоит из двух частей. В первой части «Употребление в речи единиц различных языковых уровней» рассматриваются языковые нормы. Во второй части «Функциональные стили» рассматривается система функциональных стилей современного русского литературного языка. Особое внимание уделяется научному стилю; затронуты вопросы положения стиля художественной литературы, статуса разговорной речи, разграничения разговорности и просторечия. Вопросы и задания нацелены на закрепление теоретического материала, приобретение умений и навыков отбора и употребления речевых средств с учётом требований стиля и жанра.
Большое внимание уделяется развитию потребности работы со словарём.
Вопросы и задания позволяют построить работу со студентами, получающими образование по разным направлениям, учитывая разный уровень коммуникативной компетенции, общекультурной и языковой подготовки. Материалы пособия подобраны с учётом особенностей современной языковой ситуации.
Авторы выражают глубокую признательность проф. В.П. Малащенко и доц. Т.Г. Коноваленко за ценные рекомендации, которые были учтены при доработке текста УМП.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
В русской филологии учение о стилях опирается на идеи М.В. Ломоносова, изложенные в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке». Знаменитая теория трех штилей построена на выделении разнотипной русской лексики XVIII века. М.В. Ломоносов выделил три типа слов («три рода речений»): общеславянская лексика; церковно-славянская, понятная всем грамотным людям; лексика восточно-славянская, или собственно русская. Не были включены в число «родов речений» архаичные старославянизмы и русское околожаргонное просторечие. Необходимо отметить, что теория трех штилей включает в себя помимо членения словарного состава языка и речевое применение лексики. Данная теория находит свое отражение и в современном взгляде на стиль, понимаемый как «часть» словарного состава или «участок» языковой структуры.
Позднее проблемы стиля рассматривались Л.В. Щербой, Г.О. Винокуром. Цельная концепция стилей появляется в 50-60–е годы XX века в работах В.В. Виноградова, Б.А. Ларина, М.Н. Кожиной, О.Б. Сиротининой, А.Н.Гвоздева, А.И. Ефимова, Ю.С. Сорокина и других ученых. Общим в этих работах является признание функциональной природы языковых стилей, их связи с функциями языка, ситуациями общения и видами человеческой деятельности.
Функциональный стиль – разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере [ЛЭС, с. 567]. Наличие функциональных стилей связывают также с различием функций, выполняемых языком. К внеязыковым стилеобразующим факторам относят формы общественного сознания, социальных отношений, виды производственной и другой деятельности. Важную роль играют и типичные для той или иной сферы автор речи (частое лицо, официальное лицо, государственное учреждение и т.п.), адресат (собеседник, массовая аудитория), тематика общения, целевая установка и др.
Таким образом, функциональные стили проявляются в речи и представляют собой совокупность единиц различных языковых уровней и различной стилистической окраски, обслуживающих данную сферу общения.
Характеристика функциональных стилей строится на основе экстралингвистических (сфера и задачи общения и т.д.) и собственно лингвистических (стилистическая дифференциация языковых единиц) факторов.