Экспериментальные методики

МЕТОДИКА «НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ»

Цель: выявить коллективистическую или индивидуалистическую направленность личности.

В зависимости от возраста школьников эксперимент может быть проведен в различных вариантах, но суть остается одна и та же: к учащимся обращаются с просьбой оказать помощь педагогам, шефам, подшефным. Перед школьниками должна возникнуть альтернатива: помочь или не помочь, работать бескорыстно или за награду, сказать правду или промолчать и т. п. Ситуации выбора, которые создает учитель, ни в коем случае не должны выглядеть как оце­ночные или обучающие, т. к. в таком случае их диагностическое или воспитательное значение будет сведено на нет. Учащиеся должны быть уверены, что их выбор не обернется против них самих. Естественность ситуации для учащихся – необходимое условие проведения эксперимента. Приведем два возможных варианта его осуществления:

ВАРИАНТ1.

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ: Па уроке физкультуры или во время игры (например, в походе, в лесу и т.п.) ребятам предлагается разыграть три первенства: личное, между звеньями и между классами. Имеются три мишени, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга. Необходимо попасть мячом в одну из мишеней. Попадание в цель приносит очко: в личный счет – мишень слева, в счет звена – мишень посредине, в счет класса – мишень справа. Мяч бросается 10 раз: Если мяч не попал в мишень, то снимается очко, при этом школьник должен указать, за чей счет снять очко: за его личный счет; за счет звена или за счет класса;

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ. Подсчитывается число очков, набранных учеником в личный счет, в счет звена, в счет класса; По этим данным учитель может судить о направленности ученика;

В А Р И А Н Т 2.

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ: На уроках Труда учащиеся изготовляют елочные или другие игрушки. После этого перед ними ставится проблема, кому передать эти игрушки: каждому ученику для домашней елки (для подарка родным), для класса или для детского сада. Возможны и другие варианты выбора, которые должен сделать ученик в пользу коллектива, общества или в свою пользу

МЕТОДИКА «УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ»

ЦЕЛЬ: Изучение уровня притязаний школьника.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. набор карточек с написанными на них номерами от 1 до 10 (15).

2. набор задач различной степени трудности. Содержание задач может быть различным в зависимости от Возраста школьников. Это могут быть математические задачи, головоломки, ребусы и т, д. Главное – создать заинтересованность у школьника в решении задач. Кроме того, однотипные по содержанию задачи должны различаться по степени сложности. Количество задач может быть 10 – 15, Возможные варианты заданий можно найти в книге: «Практические занятия по психологии», ред. Петровский А. В. М., 1972, С, 18 – 27.

ХОД РАБОТЫ:

Карточки с номерами раскладываются перед испытуемым по порядку возрастания номеров. Затем испытуемому сообщается инструкция: «Перед вами лежат номера задач различной трудности. № 1, 2, 3 – самые легкие, далее следуют задачи немного труднее, а №№ 14, 15 самые трудные. Задачи на карточках не написаны, задачу я дам вам после того, как вы выберете номер. На решение каждой задачи дается некоторое время, которое вам неизвестно. Я слежу за временем по секундомеру. Если вы не успеете за отведенное время написать ответ, задача будет считаться нерешенной. Выбирайте, пожалуйста, сами, какой номер задачи вы хотите решать».

После объяснения инструкции испытуемый выбирает номер задачи. Экспериментатор фиксирует номер выбора, дает испытуемому задачу, соответствующую выбранному номеру, одновременно включает секундомер. Время для решения каждой задачи экспериментатор может регулировать произвольно, тем самымискусственно(!), создавая ситуацию успеха или неуспеха. Реальные успехи испытуемого в данном опыте не играют никакой роли, важна только его реакция на (не) успех. О результатах решения каждой задачи испытуемому сообщается сразу: «решил» или «не решил». После этого испытуемый по собственному желанию выбирает номер следующей задачи и т. д. Количество выборов может быть различным, ориентировочно 6 – 8. Перед -последним выбором испытуемый предупреждается о том, что выбор последний. В ходе эксперимента тщательно протоколируются все высказывания испытуемого и фиксируются все особенности поведения.

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА

№ выбираемой задачи решение («+» или «—») высказывания, поведение
           

Наши рекомендации