Тема лабораторного занятия: Экспериментальные методики изучения мышления умственно отсталых детей и школьников

Задание 1. Исследование уровня развития процессов обобщения и отвлечения

Необходимый материал: набор карточек с изображением различных предметов, растений.

Ход выполнения задания

Экспериментатор раскладывает на столе один из наборов карточек (демонстрационный вариант). Объясняет испытуемым смысл задания - карточки надо сгруппировать так, чтобы в группах были родственные предметы, - например, картинки с изображением ножа, карандаша, книги, стакана, циркуля, тарелки можно разделить на две группы: 1) нож, стакан, тарелка — посуда; 2) карандаш, книга, циркуль — школьные принадлежности.

После этого на столе раскладывается другой набор карточек и испытуемым предлагается выполнить аналогичное задание самостоятельно.

Результаты эксперимента протоколируются, рассуждения испытуемых фиксируются. В заключение делается вывод об особенностях обобщения и отвлечения.

Задание 2. Исследование уровня осмысления проблемной ситуации

Необходимый материал: серия картинок с изображением какого-либо сюжета, например: «Пожар», «Наводнение» и др. На картинках должны быть изображены отдельные события: ребенок в отсутствие взрослых играет со спичками; воспламеняется какая-нибудь часть интерьера; из окна дома валит дым; едут пожарные; пожарные тушат огонь; пожарник держит на руках испуганного мальчика.

Ход выполнения задания

Экспериментатор раскладывает на столе картинки, нарушая последовательность развития сюжетной линии. Испытуемому предлагается разложить картинки соответственно логике развития сюжета. Деятельность учеников протоколируется. В заключение делается вывод о правильности, быстроте и глубине осмысленности выполнения предложенного задания.

Задание 3. Исследование процесса абстракции

Необходимый материал: несколько общеизвестных пословиц и метафор.

Ход выполнения задания

Испытуемому называют пословицы и метафоры: «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Золотые руки», «Каменное сердце», «Заячья душа». Предлагается истолковать переносное значение этих пословиц и метафор. Буквальное истолкование метафоры или пословицы свидетельствует о нарушении процессов абстракции и обобщения. Делается вывод о глубине абстракции и обобщения.

Задание 4. Исследование критичности мышления

Необходимый материал: заранее подготовленный небольшой рассказ с пропущенными в отдельных фразах словами, например:

«Лев стал... и не мог ходить на... . Тогда он решил жить хитростью: залег в своей берлоге и притворил­ся... . И вот другие звери стали приходить навещать больного... . А когда они приходили, он набрасывался на них и... . Пришла лисица, но в берлогу не вошла, а остановилась у... . Лев спросил у нее: «Что же ты не войдешь ко мне?» А... отвечала: «Я вижу много следов, которые ведут к твоей... , но не вижу... , которые вели бы обратно».

Ход выполнения задания

Испытуемому предъявляется текст рассказа. Он дол­жен его прочитать и вставить пропущенные слова. Экспериментатор должен сделать вывод о качестве выполненной работы. Анализ вставленных испытуемым слов дает возможность определить не только степень критичности мышления испытуемого, но и выявить нарушения целенаправленности и мотивации его мышления.

Оценивая результаты, следует исходить из того, что критичность мышления представляет собой умение действовать, исходя из адекватно осознаваемой цели задания, умение контролировать и исправлять свои действия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. - Ташкент, 1976.

2. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1956.

3. Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.

4. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979.

6. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1966.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1966.

Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. Гл. 9.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. ЛИТЕРАТУРА

1. Особенности мышления умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.

Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. М., 1956.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М, 1979. - Гл. 9.

Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1966.

2. Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.

Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.

Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 1969.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Пинский Б. И. Об особенностях использования прошлого опыта учащимися-олигофренами. \\ Специальная школа. – 1958. - Вып. 5,

Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1953.

3. Связь мышления умственно отсталого ребенка с другими познавательными процессами.

Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1956.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж И. Шиф. - М., 1965.

Пинский Б. И. Психологические особенности де­ятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.

Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1953.

Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1956.

Умственно отсталый ребенок. /Под ред. Л. С. Выготского и И. И. Данюшевского. - М., 1935.

4. Личностные нарушения мышления (критичность, целенаправленность, мотивация).

Блейхер В. М. Клиническая психология. - Ташкент, 1976.

Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1956.

Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.

Намазбаева Ж. И. Развитие личности умственно отсталого школьника. - Алма-Ата, 1976.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. Гл. 9.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. - М, 1970.

5. Развитие мышления умственно отсталых школьников.

Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Собр. соч. - М., 1983. Т. 5.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.

Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.

Наши рекомендации