Социальная работа с детьми в условиях социального приюта
Деликвентность – склонность к бродяжничеству – известна давно. В годы социальных преобразований масштабы этого явления заметно возрастают, особенно среди подростков: сказываются бедность, голод в семьях, невнимание и особенно – жестокость родителей. Жизненное становление детей, оставшихся без попечения родителей, их социализация, подготовка к самостоятельной жизни, успешная интеграция протекают крайне тяжело.
Бороться с преступностью в России начали с 1921 года, когда этой проблемой занялся ЧК. Для детей созданные детские дома, воспитательные коммуны были настоящие тюрьмы. Начиная с 1925г. В СССР развивалась педология – в широком смысле это наука о поддержке детей. Педологические центры устраивали детей в семьи. В 1936 – м систему центров в считанные дни ликвидировали, педагогов расстреляли. К 1938 г. В лагерях и колониях ГУЛАГа находились десятки тысяч несовершеннолетних. К 1944 г., по официальным данным, в России насчитывалось 678 тысяч сирот. В 1980 – 1990гг. в СССР ежегодно за правонарушения, бродяжничество органы правопорядка задерживали 900 тысяч подростков. В последнее десятилетие в России обострилась проблема социального сиротства. Число детей, оставшихся без попечения родителей, стремительно растет, и это в основном сироты при живых родителях, либо лишенных родительских прав, либо бросивших своих детей или не заботящихся о них, ведущих аморальный образ жизни.
Далее необходимо пояснить понятия «дети-сироты», дать их характеристику, а только потом переходить к описанию социальных приютов и той работы ,которая там ведется. О социальных приютах найдешь в нормативных документах ,посмотри федеральные законы. И социальную работу раскрой не с точки зрения социальной педагогики, а социальной работы, т.е. деятельности специалиста по социальной работы. Поищи материал! Не забывай ссылки на авторов и оформление согласно методичке!
Учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дифференцированы.
Дети старше 3 лет переводятся в детские дома дошкольного и школьного возраста. К ним относятся образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания ( детские дома – интернаты для детей – инвалидов, с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально- реабилитационные центры, социальные приюты).
Начиная свою деятельность, приют сталкивается с проблемой нормативного и методического оснащения: отсутствовали необходимые рекомендации, пособия, литература. По крупицам собирали нужное, изучали опыт других учреждений, перерабатывали полученные материалы и разрабатывали свои. Были созданы должностные инструкции сотрудников приюта, также был создан перечень документов для помещения детей в приют, интернат, оформления опеки.
В наши дни при активной позиции федерального Министерства социальной защиты населения России в стране начал формироваться новый, а точнее – забытый тип учреждений для обездоленных несовершеннолетних. Их уже официально называют хорошо известным словом «приют». Создаются приюты силами местных администраций и органов социальной защиты. Большое значение для укрепления материально – технической базы детских приютов, их функционирования имеет помощь, оказываемая Министерством труда и социального развития Российской Федерации в обеспечении их транспортом, оборудованием, инвентарем, а также гуманитарной продовольственной и вещевой помощью. Систематическую поддержку в обеспечении муниципальных приютов оборудованием, материалами для детского творчества оказывает Комитет по делам семьи. 13 сентября 1996 г. Постановлением Правительства России утверждено «Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
Социальный приют для детей – специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.
Состав детей, помещенных в приют, неоднороден по возрасту, полу и умственному и физическому развитию, причинам, приведшим их в это учреждение.
В трудной ситуации любой ребенок в любое время суток может прийти в приют и попросить убежища. Так же добровольно он может отсюда и уйти. Но обычно дети сюда возвращаются сами. В приюте обездоленный ребенок получает доврачебную медицинскую помощь, одежду, питание. Гуманно и то, что он не лишается привычной среды и может посещать свою же школу, дружить с прежними приятелями, лечиться в местной поликлинике.
Основная цель таких учреждений – научить ребенка жить в сложившихся социальных условиях, вернуть ему здоровье и психологическую стабильность. Для детей создаются условия, приближенные к домашним. Совместно с органами опеки и попечительства осуществляется сбор документов и оформление личных дел воспитанников и осуществляются меры с целью решения их дальнейшей судьбы.
В приюте ребенок может находиться не более полугода, поэтому в задачу социального работника этого учреждения входит:
§ Снятие у ребенка остроты психического напряжения или стрессового состояния;
§ Выявление и анализ причин, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних;
§ Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних в семью, интернатные учреждения и др.
Срок пребывания несовершеннолетних в приюте устанавливается его администрацией с учетом их интересов и личностных особенностей. Воспитатели, медсестра, детский врач помогают детям избавиться от комплексов, пройти курс социальной реабилитации. Специалист по социальной работе( специалист в области социальной работы, обладающий высоким общекультурным, интеллектуальным и нравственным потенциалом, профессиональной подготовкой и необходимыми личностными качествами, позволяющими эффективно выполнять профессиональные функции по изучению социально- экономических и социально- психологических условий жизни социальных групп, слоев, семьи и отдельного человека с целью применения адекватных методов социальной защиты, поддержки, реабилитации и других видов социальной работы, применения различных социальных технологий) оформляет документы на ребенка, определяет его первичный статус. В течение пребывания ребенка в приюте, ребенку подыскиваются усыновители, опекуны или приемная семья либо проводится работа по ликвидации кризисной ситуации в его родной семье, куда он может быть возвращен. В детские дома дети попадают из приютов лишь в тех случаях, если не удалось подобрать им приемных родителей или опекунов или вернуть их в прежнюю семью, нормализовав обстановку в ней. Определиться с дальнейшим устройством ребенка – значит дать ему путевку в жизнь.
Основная идея социально – педагогической реабилитации дезадаптированных детей в социозащитных службах – это ориентация на потенциальную на потенциальную социально- психологическую полноценность формируемой личности. Социально- психологическая реабилитация нацелена на то, чтобы восполнить недостатки, а подчас и полное отсутствие воспитательного воздействий кровной семьи. Пожалуй, не меньше, чем в социально- психологической реабилитации, нуждаются воспитанники и в социально- педагогической коррекции. То есть в создании благоприятных условий для непрерывного воспитательно- образовательного процесса социальной адаптации. Главное условие успешной реабилитации воспитанников приюта является атмосфера открытости и добросердечности, а также создание профессионального сообщества, функцией которого стало безусловное принятие маленького человека таким, каков он есть, со всеми достоинствами и недостатками, создание условий для самораскрытия и саморазвития развивающейся юной личности. «Человек не воспитывается по частям, он создается всей суммой влияний, которым он подвергается»- писал А. С. Макаренко. Такие цитаты лучше убирать! Они здесь неуместны. Это утверждение известного педагога, работавшего с бывшими беспризорниками, актуально и для социальных педагогов и воспитателей приюта. Результативность усилий по формированию личности может быть достигнута только при осуществлении социально- педагогического прочеса как целостной системы осознаваемой не только руководителем учреждения, но и всем коллективом. В приюте существует преемственность в работе всего персонала, что позволяет осуществлять реабилитационные программы воспитанников в полном объеме. Также существует совместная работа социальных педагогов приюта с педагогическим коллективом школы для того, чтобы изменить представление взрослых о тех детях и подростках, которые поподают в социальный приют. Социальный педагог- специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах. Изменив отношение учителей к приюту, изменяется и отношение ребят к школе. Дети ощутили себя нужными не только в стенах приюта, но и в другом мире тоже.
Находясь в приюте, каждый ребенок участвует в общественно - полезном труде.
Важно быть полезным кому- то, нужным, приносить маленькие радости себе и окружающим. Это очень важно почувствовать воспитанникам, потому что в их жизни было очень много горя и очень мало радости.