Медико-социальная работа с детьми-инвалидами в рамках центра социального обслуживания населения

Долбоносова В.С.

студентка магистратуры, 2 курс СР

научный руководитель: к.п.н., профессор В.А. Николаев

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С.Тургенева», г. Орёл

На современном этапе одной из актуальных проблем государственной политики в области охраны и укрепления здоровья населения является потребность обеспечения полноценной жизнедеятельности инвалидов. Это обусловлено тем, что с каждым годом растет число инвалидов, в том числе и детей. В связи с этим процессы социализации, адаптации и реабилитации детей в современном обществе приобретают все большую актуальность и значимость [4].

В этой связи социально-медицинское направление в общественной практике приобретает все большее значение, имея самостоятельный вектор в профессиональной деятельности. Ведущую роль в социально-медицинской работе выполняет специалист по социальной работе – куратор, который осуществляет социальную защиту детей-инвалидов, их прав и интересов, содействует в решении конкретных проблем.

Наличие у ребенка инвалидности существенно ограничивает его возможности развития и полноценного вхождения в жизнь. Однако депривация, вызванная инвалидностью, может быть ослаблена, а в некоторых случаях практически преодолена, если ребенок своевременно включен в систему специальных мероприятий, получивших название комплексная медико-социальная реабилитация.

С нашей точки зрения, медико-социальная работа — это профессиональная деятельность междисциплинарного и межведомственного характера, предполагающая оказание медико-социальной помощи детям-инвалидам, медицинский компонент которой осуществляется медицинским персоналом всех уровней профессиональной подготовки и включает все современные достижения медицины в профилактике, диагностике, лечении заболеваний и дальнейшей реабилитации человека; социальный компонент - представляет собой синтез образовательной, психологической, посреднической, юридической, экономической и бытовой помощи семье с ребенком-инвалидом.

Ее главная цель — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием. Важным является то, что медико-социальная работа принципиально меняет комплекс мер помощи и сфере охраны здоровья, так как предполагает системные медико-социальные воздействия на более ранних стадиях заболевания и развития болезненных процессов[1, 442] .

В связи с этим становится понятным, что комплексное изучение медицинских и социальных факторов, влияющих на здоровье ребенка, имеет существенное преимущество перед односторонним учетом только медицинских или социальных аспектов в проведении профилактической работы.

Цель социальной реабилитации состоит в том, чтобы помочь человеку с ограниченными возможностями занять и поддержать оптимальный социальный статус, позволяющий ему быть самостоятельным субъектом жизнедеятельности, сохранять и расширять свою независимость, становясь полноправным участником социального взаимодействия [2, 95].

На практике медико-социальная реабилитация ребенка-инвалида предполагает комплекс медицинской, педагогической, психологической и иной помощи, способствующей нормализации его развития. Она связана с решением вопросов его воспитанию и обучения, образования и профессиональной подготовки, трудоустройства, жизнеобеспечения и т. п.

На базе ГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям Трубчевского района» отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями была адаптирована и реализована модельная программа по внедрению института социального сопровождения участковыми специалистами по социальной работе семей с детьми-инвалидами [3,95].

Целью программы является определение сущности, содержания, целей и задач, принципов, методов и технологий работы участковой службы сопровождения семьи, имеющей ребенка-инвалида, находящихся в трудной жизненной ситуации, по ее социальной поддержке и профилактике социального неблагополучия путем оказания комплекса услуг учреждениями социального обслуживания населения.

Отметим, что модельная программа представляет собой комплекс мероприятий, рекомендуемых для внедрения службы сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов с целью предоставления комплекса социальных мер поддержки по выводу их из трудной жизненной ситуации, повышения их реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала.

Программа социального сопровождения семей детей-инвалидов разрабатывается на основе комплекса поэтапных мероприятий, которые необходимо осуществить для социальной поддержки и профилактики социального, а также качества и уровня доступности предоставляемых им социальных услуг.

Результатами реализации программы социального сопровождения являются:

· раннее выявление социального неблагополучия семей, имеющих детей-инвалидов;

· разработка и реализация индивидуальной программы социального сопровождения с участием семьи;

· установление договорных отношений при реализации индивидуальной программы сопровождения семьи;

· профилактика трудной жизненной ситуации семьи, имеющей ребенка-инвалида;

· социальная поддержка семьи, путем оказания комплекса социальных услуг, помощь в реализации ИПРА в соответствии с потребностями и особенностями инвалидности ребенка и проблем семьи;

· создание для семьи развивающей среды и проведение мероприятий, направленных на овладение семьей общечеловеческих и специальных знаний, социального опыта, формирование позитивных ценностных ориентаций семьи;

· медицинская, психологическая, бытовая и юридическая поддержка семьи, вовлечение имеющихся материальных и личностных ресурсов в решение ее проблем в рамках закона и межведомственного взаимодействия;

· информирование и консультирование ребенка и семьи по основным вопросам жизнедеятельности и путям преодоления сложных жизненных ситуаций;

· сохранение физического, психологического и социального здоровья семьи, содействие ей в достижении целей и развитии ее внутренних ресурсов;

· сокращение числа семей, имеющих детей-инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Таким образом, проблема сохранения здоровья — одна из глобальных проблем современности. В настоящее время здоровье человека не сводится к его анатомическим и физиологическим характеристикам, все чаще подчеркивается весомая роль социального аспекта — физическая гармония должна подкрепляться позитивным душевным состоянием и социальным благополучием, поэтому здоровье перестало быть только заботой врачей. Предупреждение и преодоление заболеваний требует вмешательства и социальных служб.

В ходе реализации модельной программы по внедрению института социального сопровождения участковыми специалистами по социальной работе семей с детьми-инвалидами было подтверждено, что такие мероприятия положительно сказываются на морально-психологическом состоянии не только ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и семьи в целом. Так же данный комплекс мер способствует расширению круга интересов и возможностей семьи. Степень восстановления социальной активности семьи с ребенком-инвалидом и ее адаптационных ресурсов является своеобразным итогом медико-социальной работы.

Использованные источники

1. Вязьмин А.М., Санников А.Л., Варанина Ж.Л. Социально-медицинская работа. – Архангельск: СГМУ, 2008. -474 с.

2. Ерохин Ю.С. Технология социальной работы с детьми-инвалидами // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2009. - №10. – С. 92-99.

3. Социальное сопровождение участковыми социальными работниками семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья / Информационно-методические рекомендации. – М.: ИПК ДСЗН, 2013.

4. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющий детей, в Российской Федерации за 2015 год [Электронный ресурс] URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/355 (дата обращения 03.04.2017).

Наши рекомендации