Методы изучения психики детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Психологическая характеристика детей, не подлежащих обучению в специальной
(коррекционной) школе VIII вида.F-72 IQ- 35-20. Мышление не только конкретное, но и не способно к обобщению.
Низкие возможности функционирования. Выраженная степень недоразвития моторных функций. С большим трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания, некоторые вообще не могут. Могут ознакомиться с элементарным обучением. Всё сводиться к тренировке (общение, окружение). Могут самостоятельно передвигаться. Минимальное использование речи, выделение речи. Элементарные элементы эмоций. Интеллект сопровождается с выраженной неврологией. Соматические заболевания. Пороки в развитии черепа, скелета, конечностей, внутренних органов, телосложения. Не могут самостоятельно существовать.
F-73. IQ 20-0. Они крайне ограничены в способности понимать и выполнить какую- либо инструкцию. Не развиты внимание, восприятие, память. Отсутствуют элементарные мыслительные процессы. Большинство неподвижны. Недержание мочи, кала. Не способны заботится о своих потребностях, не понимание речи. У них вместо речи мычание, не понимают смысла. Двигательные реакции хаотичные, не целенаправленные. Часть могут принимать зрительно – пространственные навыки восприятия. Более тяжёлые вообще без эмоций. Реагируют только на боль. Речь и жесты не понимают. Аффективные реакции (гнева), сами себя повреждают. Безудержные проявления сексуального возбуждения. Неврологические нарушения.
Методы изучения психики детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Методы психологического обследования складываются из методов сбора информации и методов ее обработки.
Сбор информации
• Изучение документов
• Изучение продуктов деятельности
• Наблюдение
• Беседа
• Эксперимент
• Тестирование
• Анкетирование
Обработка информации
Теоретическая (предмет, процедура, анализ и интерпретация)
Патопсихологическая (нарушение познавательной деятельности, растр. восприятия, памяти, мышления)
Нейропсихологическая (взаимодействие мозга и психики)
Социально-психологическая
Математическая
Факторный анализ
Корреляционный анализ.
23. Ранняя диагностика умственной отсталости.В грудном возрасте для диагностики умственной отсталости имеет значение своевременность развития локомоторных функций, особенности эмоционального развития и психической активности, а также данные неврологического обследования: соотношение с возрастом ребенка сохранности архаических автоматизмов (рефлексы Моро, хватательный, выпрямления и др.). помимо основного клинико-психологического метода, применяется патопсихологическое обследование, включающее исследование мышления и предпосылок интеллектуальной деятельности. Педагогическая характеристика, отражающая возможности усвоения школьной программы, а также особенности личности ребенка.
Анализ психопатологических проявлений дает возможность выделять дополнительные психопатологические синдромы и диагностировать осложненные и атипичные формы умственной отсталости. Диагноз обычно подкрепляется результатами соматического и неврологического обследования и лабораторных методов исследования. Установление определенного сочетания особенностей психопатологических проявлений с характерными сомато-неврологическими симптомами. Для диагностики применяются специальные биологические методы (цитогенети-ческий, биохимический, иммунологический и др.). В диагностике ряда дифференцированных форм большое значение имеют и другие параклинические и лабораторные исследования (бактериологическое, иммунологическое, биохимическое и др.), которые позволяют диагностировать умственную отсталость, обусловленную токсоплазмозом, сифилисом, иммунологической несовместимостью матери и плода, наследственными болезнями обмена и др.
Важное условие дифференциальной диагностики умственной отсталости — анализ динамики психического недоразвития и сопутствующих психических и неврологических нарушений, так как синдром слабоумия может быть одним из клинических проявлений ряда наследственно-дегенеративных заболеваний (туберозный склероз, болезнь Стерджа—Вебера, болезнь Вильсона—Коновалова и др.).
24. Закономерности формирования личности умственно отсталых детей.Развитие личности умственно отсталого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно проходит в своеобразных условиях. Воля - Ученикам младших и даже средних классов трудно длительное время удерживать цель действий, они не доводят начатое дело до конца, им требуется для этого направляющая помощь взрослого. Безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, слабая мотивация. Эти черты личности проявляются и в учебной, и в трудовой деятельности. Даже не пытаются преодолеть неудачи и препятствия, если они возникают. Нередко они действуют в соответствии с внезапно возникающими желаниями, не имея силы воли, чтобы противостоять им. Этим ученикам особенно важны постоянное руководство и своевременная помощь со стороны взрослого. Учащиеся не в состоянии завершить начатую работу, если к этому их не побуждают внешние дополнительные стимулы. Самостоятельное выполнение учебных заданий для умственно отсталых школьников представляет трудность, так как оказываются слабыми мотивы, побуждающие их к деятельности. Самооценка - ученики младших классов в преобладающем большинстве оценивают себя положительно. Самостоятельно они затрудняются оценить личностные качества свои и окружающих. Чем более выражен у них дефект, чем слабее он успевает, тем выше оказываются его самооценка и уровень притязаний. Подростки более адекватно, чем ученики младших классов, оценивают свои успехи в учебе, отмечают реальные трудности, возникающие при усвоении некоторых предметов. Самооценка определяется выполняемой ими деятельности, учебным предметом и успехами обучении. Особенно большую роль играет трудовое обучение. Оценочные критерии умственно отсталых школьников изменяются в ходе трудового обучения. Эмоции - Эмоциональная сфера умственно отсталых детей, особенно младшего школьного возраста, характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, связанными преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных психических процессов. Ученики - олигофрены склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям, которые поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым, подчас резким изменениям. Однако у некоторых учащихся наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих выраженный эгоцентрический характер. Умственно отсталые учащиеся слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать. Почти все ученики правильно понимают и называют наиболее часто переживаемые ими самими и окружающими их людьми состояния радости, обиды и т.п. Вместе с тем сложные эмоции социально-нравственного характера, тонкие оттенки чувств остаются недоступными для понимания и обозначения. У всех умственно отсталых учащихся наблюдается потребность в одобрении со стороны окружающих и в признании себя. У младших умственно отсталых школьников прослеживается недостаток эмоционально положительных отношений и контактов с окружающими.
25. Особенности самооценки и уровня притязаний.Ученики младших классов в преобладающем большинстве оценивают себя положительно. Они говорят о себе — «я хороший», «я умный». Самостоятельно они затрудняются оценить личностные качества свои и окружающих. чем более выражен у них дефект, чем слабее он успевает, тем выше оказываются его самооценка и уровень притязаний. подростки более адекватно, чем ученики младших классов, оценивают свои успехи в учебе, отмечают реальные трудности, возникающие при усвоении некоторых предметов. Самооценка и уровень притязаний умственно отсталых учеников старших классов в значительной мере определяются видом выполняемой ими деятельности, учебным предметом и успехами обучении. Особенно большую роль играет трудовое обучение. Оценочные критерии умственно отсталых школьников изменяются в ходе трудового обучения.
26. Особенности отношения к учебной деятельности.Ушаковой следующие параметры: направленность (преобладание положительного или отрицательного фактора отношения), осознанность устойчивость, объем и мотивы. При активно-отрицательном отношении реакция учеников-олигофренов характеризуется активным и даже агрессивным сопротивлением требованиям педагога. При пассивно-отрицательном отношении к учению учащиеся, хотя и отрицательно воспринимают требования учителя или воспитателя, но все же выполняют их под давлением со стороны взрослого или в силу ситуационной заинтересованности. При равнодушном отношении к учению школьники безразличны к требованиям учителя. Наиболее распространенным отношением к учебной деятельности у учащихся младших классов является равнодушное и внешне положительное. Реже встречаются ученики с активно-отрицательным отношением к учебной деятельности. Может изменяться под влиянием ситуации, успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны педагога. умственно отсталые учащиеся как младшего, так и старшего школьного возраста, преимущественно положительно относятся к учению. У старшеклассников можно наблюдать избирательное отношение к школьным предметам. У некоторых учащихся избирательное отношение к школьным предметам не формируется даже к VIII классу. В I — III классах большинство учеников положительно относятся к таким предметам, как рисование, физкультура, труд, негативное отношение к урокам математики. предпочитаемыми оказываются те задания, которые учащиеся выполняют легко, без затруднений. Самые высокие места в I— II классах устный счет, рисование. В III классе письменные упражнения и рисование. К старшим годам обучения у учеников наблюдается предпочтение тех заданий, которые выполняются легко, но требуют определенного интеллектуального напряжения, активности. Большое значение имеет педагогическая оценка. Педагогическая оценка у УО учащихся, как правило, определяет избирательное отношение к учебным предметам, отдельным заданиям. В формировании положительного отношения умственно отсталых школьников к учению, особенно в первые годы обучения, значительная роль принадлежит учителю.