Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:.
• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
• обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
• идет объединение, интеграция школьных дисциплин;
• вариативность и дифференциация обучения;
• используется положительная стимуляция ученья.
Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов:
опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д. Б. Эль-
конина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е. Н. Ильина, Б. М. Неменского и др.
Концепция воспитания
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
- превращение школы Знания в школу Воспитания;
- постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
- развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
- возрождение русских национальных и культурных традиций;
- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
- постановка трудной цели.
Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.
Педагогизация окружающей среды
Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным деиствием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.
Аналоги. «Педагогика сотрудничества" как проникающая технология широко применяется в работе учителей и целых школ, как в России, так и за рубежом. Кроме вышеупомянутых, можно указать также известные школы и имена:
Агишева З. И. (Йошкар-Ола, Марий-Эл);
Жаренова Т. Н. (Лакинск, Владимирская обл. );
Англия: Саммерхилл (Педагогика свободы по А. Нейлу);
США: Бруклайн (Демократия в действии), Нью-Йорк (^Справедливое сообществом Л. Кольберга);
Швейцария: Иттиген (Вальдорфская школа).
Литература
1 Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! - М. : Просвещение, 1990.
2. Берулаева М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. -1994. - № 5.
3. Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к перестройке процесса обучения в школе //Народное образование. — 1988. — № 1.
4. Иванов И П. Методика коммунарского воспитания. - М. : Просвещение, 1990.
5. Ильин Е. Н. Путь к ученику. - М. : Просвещение, 1988.
6. Концепция общего среднего образования. - М. : ВНИК "Школа", 1988.
7. Кочетов Л. И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в школе. - Ярославль, 1994.
8. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. - М. : Просвещение, 1989.
9. Мухин М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского. - М. , 1994.
10. Отчеты о встречах учителей-новаторов (Учительская газета):
Педагогика сотрудничества. - 1986. - 18 марта.
Демократизация личности. — 1987. — 17 октября.
Методика обновления. - 1988. - 19 марта.
Войдем в новую школу. - 1988. - 18 октября.
От ученика - к личности // Первое сентября. - 03. 09. 96.
11. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - М. , 1987.
12. Селевко Г. К. Активизация психологических факторов развития и личностный подход к учащимся // Тезисы Всесоюзной конференции «Развитие личности». - М. : МГУ, 1989.
13. Селевко Г. К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества // Республиканская конференция по активным методам обучения. - Пермь, 1991.
14. Селевко Г. К. , Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. Ч. I, II. - Ярославль, 1988, 1989.
15. Селевко Г. К. , Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. - Ярославль, 1990.
16. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994 - № 5
17. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М. : Просвещение, 1987.
18. Цирлина Т. В. На пути к совершенству. - М. : Сентябрь, 1997.
19. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. - М. : Пеленг, 1993.
20. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М. : Просвещение, 1990.