Урок как основная форма обучения

Урок как основная форма обучения.С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества класс­но-урочной системы обучения, которая при массовости охвата уча­щихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы, экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с боль­шим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тес­ную связь обязательной учебной и вне учебной (внеурочной) рабо­ты.

Урок — это такая организационная форма обучения, при ко­торой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучае­мого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для вос­питания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников .

Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Структура урока может быть простой и довольно сложной.

Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, но прежде всего сложностью и многосторонностью процесса .Выделены несколько типов уро­ков:

•комбинированные, или смешанные, уроки,

•уроки по ознакомлению с новыми фактами, конкретными явлениями или имеющие целью осмысление и усвоение обобщений,

•уроки закрепления и повторения знаний,

•уроки, имеющие основной целью обобщение и системати­зацию изученного,

•уроки выработки и закрепления умений и навыков,

•уроки проверки знаний и разбора прОверочных работ.

Под уроком ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний понимается такой урок, содер­жанием к-го яв-ся новый, неизвестный учащимся матери­ал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и тре­бующий значительного времени на его изучение. На уроках закрепления знаний основным содержанием учеб­ной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных зна­ний с целью их прочного усвоения. С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработ­ки изакрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляет­ся на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в ви­де упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к уроку материал усложняется.

Обобщающими уроками (обобщения и систематизации зна­ний) являются такие, на которых систематизируются и воспроиз­водятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, выполняютсяимеющиеся пробелы в знаниях учащих­ся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса.

Урок проверки (контрольные) позволяют учителю выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учеб­ным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осу­ществляться как в устной,, так и в письменной форме.

Дополнительные формы организации обучения. Урок как основная организационная форма обучения органично дополняется другими формами, некоторые из которых развивались параллель­но с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консуль­тации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), а другие были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, се­минары, практикумы, зачеты, экзамены).

Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащи­мися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выра­ботки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. Различают текущие, темати­ческие и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые. что не исключает, конечно, и индивидуальных их форм. Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепление знаний, совершенствование умений и навыков), сколько зада­чами формирования навыков самостоятельной работы и подго­товки школьников к самообразованию.

Домашняя учебная работа учащихся принципиально отли­чается от классной прежде всего тем, что протекает без непос­редственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Можно выделить три вида домашних заданцй:

•подготавливающие к восприятию нового материала,. изу­чению новой темы,

•направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков,

•требующие применения полученных знаний на практике. Особым видом являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий).

Могут быть индивидуальные домашние задания и задания группам учащихся.В практике работы школы сложились следующие виды инст­руктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе, объяснение способа выполнения задания на 2—--З при­мерах, разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.

Редко практикуемой в школах, но довольно действенной фор­мой организации обучения, имеющей своей целью обобщение ма­териала по какому-либо разделу программы, является учебная конференция. Она требует большой (прежде всего длительной) под­готовительной работы (проведение наблюдений, обобщение мате­риалов, организация экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников). Конференции могут проводиться по всем ученым предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ.В них могут принимать участие учащиеся других (прежде всего параллельных) классов, учителя, передовики производства, уча­стники войны, ветераны труда.

Вспомогательные формы организации обучения.Эффективной формой дифференцированного обучения и вос­питания являются факультативы. Их основная задача — углуб­ление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но со­став остается стабильным в течение года или двух лет.Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях яв­ляется больше обучающей, чем контролирующей. Отметка выс­тавляется только в том случае, если она подводит итог большой работы, проведенной учащимся, и чаще всего — в виде зачета.Занятая вкружках и клубах по интересах, так же, как и фа­культативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, из­меняющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах доброволь­ности, развития инициативы и самодеятельности детей, романти­ки и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия:олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выс­тавки.

Содержание образования

Обучение — процесс социально обусловленный, вызван­ный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником “создания” личности служит миро­вая культура — духовная и материальная, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, которыми не­обходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответ­ствии с поставленными целями развития человека и в виде ин­формации передается ему.

Можно выделить следующие составные части общественно­го опыта: опыт физического развития человека, опыт эстетичес­кого отношения к жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт познавательной и научной деятельности, опыт нравственных отношений. Соответственно выделяются основные направления содержания воспитания и образования: физическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание.

Составные части каждого направления содержания воспита­ния:

ЗНАНИЯ,НАВЫКИ,УМЕНИЯ,ОТНОШЕНИЯ,ТВОР­ЧЕСКАЯ ДНЯТЕЛЬНОСТЬ.

Знание впедагогике можно определить как понимание. сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, принципах, з-ах ,закон-ях, фактах, идеях, символах.

Навыкисостоят из простых приемов деятельности и со­вмещенных приемов, из приемов контроля и приемов регу­лирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, доведенное до высокой степени совершенства.

Умения— это владение способами (приемами, действи­ями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки. Формирование знаний. умений, навыков зависит от способностей человека. Под спо­собностями принято понимать такие развивающиеся в про­цессе обучения психические свойства личности, которые вы­ступают, с одной стороны, как результат ее активной учеб­но-лознавательной деятельности, а с другой — обусловли­вают высокую степень легкости, быстроты и успешности ов­ладения и выполнения этой деятельности.

Отношениявключают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности. Творческая деятельностьобеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений. Содержание образованиядолжно строиться на строго науч­ной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке фак­ты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способство­вать формированию жизненной позиции.

* СО по каждому учебному пред­мету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также на основе взаимосвязи между отдельными учеб­ными предметами.

•В С-и о-я теория должна соединяться с практикой, обучение — с производительным трудом.

•СО должно соответствовать воз­растным возможностям учащихся.

•Общее образование в школе должно сочетаться с тех­ническим и трудовым обучением, способствовать профессио­нальной ориентации учащихся.

Содержание образования фиксируется в учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях. Учебные программы могут строиться по концентрическому и линейному принципам. При К—ом С-бе построения программ материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходят на последующих ступенях обучения. Сущность ЛС построения уч.пр-м состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того,что изучалось в предыдущие годы.

Наши рекомендации