Урок как основная форма обучения
Урок как основная форма обучения.С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы, экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и вне учебной (внеурочной) работы.
Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников .
Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Структура урока может быть простой и довольно сложной.
Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, но прежде всего сложностью и многосторонностью процесса .Выделены несколько типов уроков:
•комбинированные, или смешанные, уроки,
•уроки по ознакомлению с новыми фактами, конкретными явлениями или имеющие целью осмысление и усвоение обобщений,
•уроки закрепления и повторения знаний,
•уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного,
•уроки выработки и закрепления умений и навыков,
•уроки проверки знаний и разбора прОверочных работ.
Под уроком ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний понимается такой урок, содержанием к-го яв-ся новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки изакрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к уроку материал усложняется.
Обобщающими уроками (обобщения и систематизации знаний) являются такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, выполняютсяимеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса.
Урок проверки (контрольные) позволяют учителю выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной,, так и в письменной форме.
Дополнительные формы организации обучения. Урок как основная организационная форма обучения органично дополняется другими формами, некоторые из которых развивались параллельно с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), а другие были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).
Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.
С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые. что не исключает, конечно, и индивидуальных их форм. Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепление знаний, совершенствование умений и навыков), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию.
Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличается от классной прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Можно выделить три вида домашних заданцй:
•подготавливающие к восприятию нового материала,. изучению новой темы,
•направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков,
•требующие применения полученных знаний на практике. Особым видом являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий).
Могут быть индивидуальные домашние задания и задания группам учащихся.В практике работы школы сложились следующие виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе, объяснение способа выполнения задания на 2—--З примерах, разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.
Редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы, является учебная конференция. Она требует большой (прежде всего длительной) подготовительной работы (проведение наблюдений, обобщение материалов, организация экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников). Конференции могут проводиться по всем ученым предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ.В них могут принимать участие учащиеся других (прежде всего параллельных) классов, учителя, передовики производства, участники войны, ветераны труда.
Вспомогательные формы организации обучения.Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача — углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года или двух лет.Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях является больше обучающей, чем контролирующей. Отметка выставляется только в том случае, если она подводит итог большой работы, проведенной учащимся, и чаще всего — в виде зачета.Занятая вкружках и клубах по интересах, так же, как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия:олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки.
Содержание образования
Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником “создания” личности служит мировая культура — духовная и материальная, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта.
Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Можно выделить следующие составные части общественного опыта: опыт физического развития человека, опыт эстетического отношения к жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт познавательной и научной деятельности, опыт нравственных отношений. Соответственно выделяются основные направления содержания воспитания и образования: физическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание.
Составные части каждого направления содержания воспитания:
ЗНАНИЯ,НАВЫКИ,УМЕНИЯ,ОТНОШЕНИЯ,ТВОРЧЕСКАЯ ДНЯТЕЛЬНОСТЬ.
Знание впедагогике можно определить как понимание. сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, принципах, з-ах ,закон-ях, фактах, идеях, символах.
Навыкисостоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, из приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, доведенное до высокой степени совершенства.
Умения— это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки. Формирование знаний. умений, навыков зависит от способностей человека. Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-лознавательной деятельности, а с другой — обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.
Отношениявключают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности. Творческая деятельностьобеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений. Содержание образованиядолжно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции.
* СО по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами.
•В С-и о-я теория должна соединяться с практикой, обучение — с производительным трудом.
•СО должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.
•Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся.
Содержание образования фиксируется в учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях. Учебные программы могут строиться по концентрическому и линейному принципам. При К—ом С-бе построения программ материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходят на последующих ступенях обучения. Сущность ЛС построения уч.пр-м состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того,что изучалось в предыдущие годы.