Тема 10. Нагревание – охлаждение

Цели. Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.
Материал. Картинки: Пятачок в постели, холодильник с открытой дверцей, плита с дымящейся кастрюлей. Символ нагревания (тепла) – кружок картона с изображением солнца, символ охлаждения (холода) – кружок картона с изображением белых снежинок на синем фоне. Сахар, пробирка или стакан, спиртовка.
//-- Методические указания --//
Проводится беседа с детьми по домашнему заданию (плавление парафина, охлаждение воды).
Воспитатель. Помните, недавно мы слушали историю о том, как Пятачок компот заморозил? Был у него компот жидкий, а стал… (твердый). Пятачок хотел выпить этот компот и разморозил его – компот опять стал жидкий, но очень холодный. Пятачок не стал его дальше нагревать и попил холодный компот. А вы знаете, что холодное пить нельзя – можно заболеть. И Пятачок заболел. (Показывает картинку.) Теперь он лежит в кровати, болеет, и, чтобы у него горлышко скорее прошло, ему надо пить горячее молоко. А как сделать молоко горячим? (Согреть.) Правильно, надо согреть молоко и оно из холодного станет каким? (Теплым.) Ну, кто ответит, ребята, как из льда получить воду? (Надо нагреть лед.) Что получится? (Вода.) Твердый лед превратится в жидкую воду. А кто знает, сахар твердый или жидкий? (Твердый.) Можно ли твердый сахар сделать жидким?
Педагог выслушивает разные версии, обращает внимание детей на то, что мнения разделились: «Так что же для этого надо сделать? Как мы проверим, можно ли твердый сахар превратить в жидкость?»
Дети. Нагреть на плитке.
Воспитатель. Молодцы. А теперь давайте посмотрим, получится превращение или нет – превратится ли твердый сахар в жидкий.
Педагог раздает детям кусочки сахара и говорит: «Сахар твердый. Чтобы превратить сахар в жидкий, его нужно нагреть».
Затем сахар плавят таким же образом, как на предыдущем занятии парафин. Можно подержать сахар над пламенем спиртовки – появится капелька (она жидкая), капелька застынет и превратится в твердый сахар.
Воспитатель. Так кто оказался прав? Правы те, кто говорил, что сахар можно превратить из твердого в жидкий. Твердое становится жидким, жидкое становится твердым!
Далее педагог предлагает: «А теперь мы поиграем в игру «Твердый – жидкий». Вы уже знаете, как можно показать твердый лед – сжать ручки в кулачки и съежиться: «Бр-р! Холодно!», и жидкую воду – «плавать», делая движения руками в стороны. Только теперь вы должны внимательно слушать стихи и изображать лед или воду тогда, когда услышите слова «затвердевает» и «жидкий». Итак, все готовы?»
В игре могут принимать участие сначала 5–7 человек (остальные
дети наблюдают за игрой).
Воспитатель (демонстрируя символ «холода»).

Вот и холод наступает
Замерзает, охлаждает…
Все в ледышки превращает,
Все вокруг затвердевает!

Дети изображают лед.
Воспитатель. А вот солнце теплое (демонстрирует символ «тепла»).

Греет – нагревает.
Нагревает, превращает…
Превращает всех ледышек
В быстрых жидких шалунишек!

Дети «превращаются в воду», «плавают».
Далее игра повторяется, в ней может принять участие вся группа.
В завершение проводится игра «Наоборот».
//-- Закрепление материала в течение недели --//
Игра «Твердый – жидкий» («Тяжелый – легкий», «Светло – темно»)
Взрослый называет слово, обозначающее какое-либо вещество или предмет. Дети должны определить, к какому состоянию вещества это слово относится твердому или жидкому, и изобразить это состояние игровым действием – показать «твердое» (сжаться, руки к груди) или жидкое («плавающие» движения).
Исходное положение: руки на пояс. Если слово обозначает вещество или предмет, которое нельзя отнести ни к твердому, ни к жидкому состоянию, то дети оставляют руки на поясе.
Можно называть такие слова: компот, кисель, суп, пуговица, кубик, гвоздик, бумага, пальто, волосы, одеяло, подушка, шапочка и т. д.
Игра «Назови твердое или жидкое»
Игра обратна предыдущей игре. Теперь жидкое или твердое изображает взрослый, а дети называют предмет или вещество.
//-- Домашнее задание родителям --//
Проведите с ребенком опыт по плавлению сахара и его отвердеванию: возьмите кусок сахара и положите его на сковороду. Пусть ребенок вместе с вами наблюдает под вашим контролем плавление сахара. Затем понаблюдайте за отвердеванием сахара. Обязательно соблюдайте осторожность!

Тема 11. Испарение

Цели. Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию.
Материал. Кусочки льда (на каждого ребенка), стакан со льдом, плитка или спиртовка, небольшая кастрюля.
//-- Методические указания --//
Проводится беседа с детьми по домашнему заданию (плавление сахара).
Воспитатель. Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратиться в жидкое. А как нам узнать, во что может превратиться жидкое? (В твердое.) А как это проверить? Что нужно сделать? (Охладить.) Правильно. Твердое превращается в жидкое, жидкое превращается в твердое.
Педагог предлагает детям проделать опыт по превращению твердого льда в жидкую воду. Раздает им по кусочку льда и спрашивает: «Какой лед, кто мне ответит?»
Дети. Холодный, твердый.
Воспитатель. Хорошо. Давайте превратим его в жидкую воду.
Дети растапливают лед в руках.
Воспитатель. Лед холодный, ладошки у вас теплые, получается вода. Лед мы нагреваем и водичку получаем! Теперь вы знаете, что твердый лед превращается в жидкую воду. А как из воды сделать лед? (Поставить в холодильник.) Правильно, надо лед охладить и жидкая вода станет твердым… (Льдом.) Ребята, у вас были маленькие кусочки льда, а если взять вот такой кусок? (Демонстрирует лед, замороженный в стакане.) Как его превратить в воду? Как сделать, чтобы он растаял? (Надо нагреть на плите.) Правильно. Лед холодный, плита горячая, на плите лед тоже превратится в воду. Нагревали лед в ладошках, нагревали на плите. А как еще можно нагреть? Что же может нагревать? Лед в водичку превращать? Что еще дает тепло? (Солнышко, огонь.) Правильно, и солнышко согреет лед, и огонь…

Солнце дарит нам тепло,
Солнце нагревает,
Солнышко горячее
Землю освещает!
А еще огонь горячий
И горячая плита.
Греют-греют, нагревают,
Много нам несут тепла!

А еще тепло нам дает отопление – по трубам идет горячая вода и в комнатах всегда зимой тепло. (Можно показать детям трубу отопления.) Значит, твердый лед нагреть можно и на солнышке, и на
плите, и на огне.
Педагог демонстрирует стакан с водой и спрашивает: «А что будет, если мы эту воду будем и дальше нагревать?»
Дети. Вода станет горячей.
Воспитатель. Правильно, а если еще сильнее нагревать будем?
Педагог выслушивает ответы детей. Затем предлагает: «Давайте проведем опыт и посмотрим, что произойдет».
Воду нагревают в кастрюле на электрической плитке или на спиртовке. Вода кипит, появляется пар.
Воспитатель. Ребята, что это над водой появилось?
Дети. Пар.
Следует нагревать небольшое количество воды так, чтобы она на глазах у детей испарилась.
Воспитатель. Куда исчезла вода? Все видели: в кастрюлю налили воду, потом появился пар… А вода-то где? Может, кастрюлька с дыркой и вода пролилась?
Важно, чтобы дети сами догадались, что произошло превращение воды в пар.
Воспитатель. Вода испаряется, испаряется, превращается в пар, если ее нагревать. Была вода жидкая, а превратилась в пар. Сначала у нас был твердый лед, затем жидкая вода, а из воды получился пар. Итак, твердое – жидкое – пар! Значит, вода у нас может быть и твердой, и жидкой и может быть пар: вода – твердая, вода – жидкая, вода – пар. Посмотрите на пар. Какой он? (Белый, легкий.) Да, пар белый, легкий, он улетает. Скажите, пар твердый? (Нет.) Пар – жидкий? (Нет.) Правильно, пар – не твердый и не жидкий, пар – он как воздух, как дым от костра, как облака на небе. Отгадайте загадку:

Если сильный-сильный жар,
Из водички будет… (пар).

Правильно.

Давайте нарисуем пар – изобразим воду и пар над ней. Только сначала посмотрите на свои руки. Они мокрые или сухие? (Сухие.) А были мокрые, ведь вы в них держали лед… Кто ответит мне, куда с рук исчезла вода? (Впиталась. Испарилась.) Правильно, вода испарилась. А почему мы не видим пар в руках?
Педагог выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: пар не видно, потому что руки у нас не такие горячие, как огонь и плита, и пара образуется мало.
Воспитатель. Ну а теперь нарисуем водичку и пар – как пар клубится над горячей водой.
Дети приступают к рисованию.
//-- Закрепление материала в течение недели --//
Игра «Лед – вода – пар»
На команду педагога «Пар!» дети изображают пар (выполняют круговые движения руками и произносят: «Ф-ф-ф»), На команду «Вода!» дети «плавают», на команду «Лед!» – сжимаются.

Тема 12. Золушка

Цели. Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формирование представлений об испарении жидкостей. Развитие способностей к преобразованию.
Материал. Одеколон (или спирт) во флаконе, пипетка, блюдечки (на каждого ребенка).
//-- Методические указания --//
Воспитатель. Ребята, не прошлом занятии мы с вами видели, как вода испаряется и превращается в пар:

Если сильный – сильный жар,
Из водички будет… (пар).

Если воду нагревает огонь, плита, солнце, то вода из холодной станет какой… (горячей). И над водой будет виден пар. Пар легкий, он поднимается вверх. А вот скажите мне, если он будет подниматься все выше и выше, то что будет?
Дети. Облачко!
Воспитатель. Да, облака на небе похожи на пар – они белые и легкие, и пар тоже белый и легкий. Но мы же знаем, что пар получается из… (из воды). Правильно, пар получается из воды, значит, и облака получаются тоже из воды. Отгадайте загадку:

Дождик вдруг полил из тучки
И накапал нам на ручки.
Как вода попала в тучку?
Кто ответит мне получше?

Так кто же скажет, как водичка на небо попадает?
Дети. Вода испаряется и поднимается в небо.
Воспитатель. Правильно, вода испаряется – превращается в пар. Пар поднимается наверх, и получаются облачка и тучки, а потом из тучек идет… Что? Правильно, дождик!

Дождик – это же вода,
А она везде, всегда.
Зимой и летом, круглый год
Дружат пар, вода и лед!
Если холод вдруг придет,
Из водички будет… (лед).


Если вдруг тепло настанет,
Жарко будет, лед… (растает).


Лед растает, и тогда
Будет из него… (вода).


Если сильный-сильный жар,
Из водички будет… (пар).


Если пар вдруг охладится,
Превратится пар в… (водицу).

Правильно, когда тепло, вода нагревается и получается пар, а когда холодно, получается из пара снова вода – из тучек идет дождь.

Я – веселая вода,
Я бегу туда-сюда.
Я и в ванне, и в реке,
И вблизи, и вдалеке.
Превращаюсь в пар и в лед,
А могу наоборот!

Какая бывает вода? (Холодная, горячая, теплая, жидкая.) А твердая
вода бывает? (Да, это лед.) А вверх может улетать? (В виде пара вода может улететь.) Когда вода превращается в пар, то как мы говорим: вода… (испаряется). Молодцы! Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что испаряться может не только вода – другие жидкости тоже испаряются. Компот может испаряться, как вы думаете?
Дети. Может. Он бывает горячим, тогда над ним пар.
Воспитатель. А суп испаряется? Над ним бывает пар? (Да.) А если оставить суп стоять на столе, может случиться так, что все испарится и тарелка окажется пустой?
Педагог выслушивает ответы детей, а затем предлагает им послушать сказку.
Жила-была девушка по имени Золушка. Она была дочерью дровосека. Мама Золушки, когда та была еще маленькой, заболела и умерла, и женился бедный дровосек на другой женщине, у которой еще было две дочери. И стали они жить все вместе. Золушка не была для мачехи – жены дровосека – родной дочерью. Мачеха не любила Золушку, заставляла ее все делать по дому, мыть посуду, убирать в комнатах, шить платья для других двух дочерей. Однажды во дворце был назначен большой праздник – бал. Все хотели побывать на этом балу, потанцевать и показать свои наряды. Золушка тоже мечтала попасть на бал, но мачеха заставила ее работать по дому. А другие девушки красиво оделись и уже готовились пойти на бал. Мачеха была злая и жадная. У нее были очень красивые платья, много разных украшений, а еще – духи. (Демонстрирует флакон одеколона.) Она дала своим дочерям подушиться одеколоном. Золушка тоже попросила у мачехи немного одеколона. Мачеха сказала: «Вот тебе одна капелька одеколона. Когда сделаешь всю работу по дому, тогда и сможешь пойти на бал». И капнула ей на блюдечко одну маленькую капельку. Обрадовалась Золушка и оставила блюдечко на столе. Мачеха с дочерями ушли на бал, Золушка осталась дома. У нее было много работы, и, пока она ее выполнила, прошло много времени. Она посмотрела, не пролилась ли ее драгоценная капелька одеколона с блюдечка, – и увидела, что капли нет! «Куда же она делась?» – подумала Золушка. А как вы думаете, ребята, куда исчезла капелька одеколона с блюдечка?
Дети. Испарилась.
Воспитатель. Правильно, она испарилась, исчезла. Давайте посмотрим, как испаряется капелька одеколона. Вот вам всем по капельке на блюдце. (Раздает детям по блюдечку с каплей одеколона.) Понюхайте. Пахнет? Все видят капельку одеколона? Давайте внимательно за ней наблюдать. Чтобы капелька быстрее испарилась, можно чуть-чуть ее размазать пальчиком по блюдцу. Уменьшается капелька? Одеколон жидкий – посмотрите. (Покачивает флакон с одеколоном.) Жидкость испаряется, но мы не видим этого – не видно пара. Кто скажет, почему не видно пара?
Дети. Потому что его мало.
Воспитатель. Правильно, молодцы. Жидкость незаметно испаряется – видите, капелька уменьшается, становится все меньше и меньше. Замечали, что происходит с лужами летом после дождя? Правильно, они тоже испаряются – солнышко их греет, и они быстрее испаряются. Но если солнышка нет на небе, то они все равно будут испаряться, только медленно-медленно и потом совсем исчезнут. А теперь давайте послушаем, что же произошло с Золушкой дальше.
Педагог забирает у детей блюдечки и продолжает рассказывать сказку о Золушке (традиционное продолжение сказки).
//-- Домашнее задание родителям --//
Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).
Проведите опыт по испарению капельки одеколона (духов): капните немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением объема капли. Предложите ребенку зарисовать фазы испарения: начало (исходная каплю), промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла).

Тема 13. Выпаривание соли

Цели. Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.
Материал. Картинки с изображением моря, реки, соляного озера; соль, пробирка, спиртовка.
//-- Методические указания --//
Воспитатель. Ребята, помните наш опыт с капелькой одеколона? Что произошло с этой капелькой? (Она испарилась.) А что значит – испарилась? (Исчезла.) Да, она исчезла, но не сразу. Она становилась все меньше и меньше, сначала была большая, а потом испарялась, испарялась и совсем исчезла. А что еще может испаряться? (Вода. Жидкости.) Правильно, все жидкости могут испаряться: и вода, которая течет из крана, и вода в реке, в море, в океане, и компот, одеколон, суп – все жидкости испаряются. Вы знаете, чем вода, которая течет из крана, отличается от воды в море? (Вода в море соленая.) Правильно, вода в море соленая, и если попробовать ее на вкус, то мы почувствуем соль. А вот вода, которая течет из крана, – несоленая, и ее можно пить. Вода в речке тоже несоленая. Но мы с вами знаем, что людям нужна соль – ее добавляют в пищу, чтобы было вкусно. Вы, наверное, замечали, что когда ваша мама готовит, то она солит суп, котлеты, пельмени и другие блюда, а иначе будет невкусно есть. Откуда же берется соль? Существуют соляные озера, вода в которых очень соленая. (Показывает иллюстрацию.) Когда вода испаряется, соль, которая в была в воде, остается. Посмотрите на картинку: соль лежит по берегам озера… Эту соль можно собирать и добавлять в пишу. Но можно и самим получить соль. Давайте проведем опыт и получим из соленой воды соль.
У меня стакан с водой, а в банке – соль. Попробуйте ее на вкус – соленая? Я кладу соль в воду, размешиваю. Видите в стакане с водой соль? Может, она исчезла – ее же не видно? Как доказать, что она никуда не делась? Да, она осталась в воде – вода стала соленая. (Пробует воду на вкус, морщится.) Какая соленая! Кто хочет попробовать? Эта вода очень соленая, потому что в ней есть соль. Но мы эту соль не видим. Перед нами сложная задача: у нас вода с солью, то есть соленая вода. А можно обратно отделить соль от воды? Кто знает?
Важно стимулировать умственную активность детей и получить от них разные ответы, а затем подвести к выводу: «Воду нужно нагреть».
Воспитатель. Хорошо. А если воду нагреть, то что получится?
Дети. Вода улетит, а соль останется.
Воспитатель. Очень интересная идея. Давайте проверим – действительно ли, если сильно нагреть воду, удастся отделить соль от воды. Чтобы получить из соленой воды соль, надо соленую воду выпарить, то есть испарить. Вода испарится, а соль останется. Как можем испарить воду? Что надо для этого сделать?
Дети. Нагреть воду.
Воспитатель. Сейчас проведем опыт. Нагреем соленую воду и посмотрим, что будет.
Воду наливают в пробирку или столовую ложку и нагревают на пламени спиртовки. Через некоторое время вода закипает, появляется пар.
Педагог говорит: «Видите, ребята, вода испаряется – уже появился пар. Вода превращается в пар».
Через некоторое время на дне пробирки начинает появляться соль.
Педагог спрашивает: «Ребята, видите, что там на дне появилось белое? Что это? (Соль.) Да, это соль. Значит, правы были те, кто сказал, что нагреем воду и выделим соль. А куда же делась вода? Ведь сначала у нас были вода и соль, а теперь соль есть, а вода исчезла. Правильно, вода испарилась, а соль осталась.
Воду из пробирки выпаривают почти до конца, пока на стенках и на дне пробирки не будет хорошо видна осевшая соль.
Воспитатель. Воду мы нагревали и она… (испарилась). Вода превращается в… (пар). Очень хорошо! Вам домашнее задание – возьмите стакан воды и положите туда соль, помешайте ложкой, пока соль не растворится, а потом вместе с папой или мамой нагревайте эту соленую воду, и вы увидите, как вода превращается в пар, а соль остается.
//-- Закрепление материала в течение недели --//
Игры «Покажи твердое или жидкое», «Назови твердое или жидкое», «Наоборот», «Мы шагаем», «Мы растем».
//-- Домашнее задание родителям --//
Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды.
Размешайте в стакане с водой ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратие внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).
Затем возьмите кастрюлю, вылейте в нее соленую воду из стакана и поставьте на огонь. Понаблюдайте с ребенком за процессом испарения воды и образования соли. Предложите зарисовать процесс испарения воды: первая фаза (кастрюля с соленой водой), вторая фаза (кипение воды), третья фаза (кастрюля без воды, но с солью).
Обсудите с ребенком увиденное, обратите внимание на последовательность растворения соли в воде и ее выпаривание из воды.

Наши рекомендации