Выберите правильный ответ. 1. Из предложенных ответов выберите правильный ответ, указывающий на отличие дидактического правила от дидактического принципа.
Вариант № 1
1. Из предложенных ответов выберите правильный ответ, указывающий на отличие дидактического правила от дидактического принципа.
а) Правило, в отличие от принципа, имеет субъективный характер. Учитель в каждом отдельном случае формулирует правило, исходя из своих субъективных суждений. Принцип всего-навсего является продолжением правила.
б) Правила конкретизируют принцип. Принцип носит характер общей закономерности; правило, вытекая из принципа обучения, отражает действия, используемые в определенной педагогической ситуации. Правило указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип.
в) Правило является выражением всеобщей закономерности. Дидактический принцип подчинен правилу и вытекает из него.
2. Установите соответствие между принципом и лежащей в его основе закономерностью
закономерность | принцип | ||
Подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания | а | Наглядности обучения | |
Органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения | б | Систематичности и последовательности | |
Процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов | в | Сознательности и активности | |
Эффективность формирования личности зависит от включение ее в трудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней | г | Прочности | |
Память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется | д | Связь теории с практикой |
Из приведенного перечня предлагаемых принципов обучения выделите общепризнанные
1. Сознательность. 6. Наглядность.
2. Одобрение. 7. Систематичность.
3. Активность. 8. Эмоциональность.
4. Тройственность. 9. Последовательность.
5. Оптимизация. 10. Прочность.
4. К какому принципу обучения вы отнесете правило: «Золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания»?
А) наглядности.
Б) доступности.
В) сознательности и активности.
Г) научности.
Выберите правильный ответ
Учебная деятельность - это
А) целенаправленная, регулируемая, руководимая учителем деятельность, направленная на решение дидактических задач.
Б) социально историческая сущность человека, направленная на преобразование окружающего мира.
В) деятельность человека, направленная на окружающего мира, присвоение чужого опыта.
Г) специфическая человеческая деятельность, которая возможна лишь на той ступени психики, когда человек способен регулировать свою деятельность.
Выберите правильный ответ
В основу учебно-познавательной деятельности входят
А) учебная деятельность;
Б) познавательная деятельность;
В) учебная и познавательная
Выберите правильный ответ
Целью учебной деятельности является
А) эффективное осуществление учебного процесса
Б) углубление представления учащихся о ценности образования и самообразования
В) не изменение некоторого материального предмета, а развитие самого человека, усвоившего знания.
Выберите правильный ответ.
Метод обучения в переводе с греческого языка обозначает…
А) путь;
Б) направление движения;
В) способ продвижения к истине;
Г) диалог;
Д) путь к определенному результату.
9. Выберите правильный ответ. Почему классно-урочная форма организации обучения является главной (основной)
1. Потому что есть и вспомогательные формы, все главными быть не могут.
2. Потому что она возникла раньше других.
3. Потому что именно на уроке, а не на кружке или в процессе домашней работы идет реализация поставленных целей
4. Потому что на уроке изучается большой объем учебного материала.
5. Потому что урок проводится учителем.
10. Перечислите формы рационального познания
11. Познавательная деятельность - это
12. Элементами учебно-познавательной деятельности являются
13. Перечислите уровни овладения знаниями
14. Познавательная деятельность начинается с...
15. Образование - это...
16. Перечислите факторы, определяющие содержание образования.
17. Подтвердите или опровергните утверждение (да, нет).
1.1 Мотивация – побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения.
1.2. Мотив – конкретная побудительная причина, вызывающая определенное действие обучаемого.
1.3. По видам выделяются профессионально-ценностные и утилитарно-практические.
1.4. Все мотивы имеют одинаковую силу.
1.5. Все действующие мотивы осознаются учителями и учениками.
1.6. В дидактическом процессе действуют только реальные мотивы.
1.7. Отношение школьника к учению позволяет выявить некоторые внутренние мотивы.
1.8. Включенность обучаемого в учебный процесс всегда постоянна.
1.9. Активность определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
1.10. Самостоятельность – способность школьника обходиться без помощи товарищей, учителей, взрослых.
18. Найдите неправильные ответы « Я мотивирую обучаемого так»:
а). Опираюсь на любопытство;
б). Использую эффект загадки;
в). Создаю ситуацию успеха;
г). Требую от учащихся внимания и сосредоточенности;
д). Подталкиваю к поиску объяснений;
е). Развиваю концепцию способностей;
ж). Делаю замечания невнимательным;
з). Обеспечиваю обратную связь;
и). Хвалю;
к). Использую «эффект вызова».
19. Интерес в переводе с латинского означает _________________
20. Продолжите фразу:
Внешние мотивы – это.
Вариант № 2
1. Из предложенных ответов выберите правильный ответ, указывающий на определение понятия «Принципы обучения».
а) Принцип обучения – это исходные правила и закономерности, которые указывают на пути организации познавательной деятельности учащихся.
б) Принципы обучения выражают общие закономерности и методы преподавательской работы учителя в соответствии с потребностями общественно-экономической формации.
в) Под принципами обучения следует понимать исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с целью воспитания и обучения.
2. Установите соответствие между принципом и лежащей в его основе закономерностью
закономерность | принцип | ||
Чем больше приобретаемые учащимися в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессах и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему | а | Доступности | |
Обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний | б | Наглядности обучения | |
Собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом | в | Систематичности и последовательности | |
Человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий | г | Связи теории с практикой | |
Информация, поступающая в мозг из органов зрения, не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно. | д | Сознательности и активности. |
3. Из приведенного перечня предлагаемых принципов обучения выделите общепризнанные
1. Научность. 6. Доступность.
2. Связь техники с практикой 7. Планомерность.
3. Учет возрастных особенностей. 8. Своевременность.
4. Действенность. 9. Руководящая роль учителя.
5. Самоконтроль. 10. Наглядность.
4. К какому принципу обучения вы отнесете правило: «Обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их»?
А) наглядности.
Б) доступности.
В) сознательности и активности.
Г) научности.
5. Выберите правильное утверждение:
А) учебная деятельность по своей природе является познавательной.
Б) учебная деятельность по своей природе не является познавательной.
В) учебная деятельность связана с познавательной деятельностью.