Упражнения на договаривание слов и строк
КУКОЛКА
Кукла, куколка —
Бай-бай! Спи спокойно,
Засыпай!
ПТИЧКА
Села птичка на окошко.
«Посиди у нас немножко!
Посиди, не улетай!
Улетела: Аи!»
ДОЖДИК
Дождик, дождик, кап да кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять.
Мы промочим ножки.
МИШУТКА
Шапка, да шубка—
Вот и весь Мишутка!
МИШКА
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу.
Потому что он хороший.
БЫЧОК
Идет бычок, качается.
Вздыхает находи:
Ох, доска кончается.
Сейчас я упаду!
БЕЛЫЕ ГУСИ
Белые гуси к ручейку идут.
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга.
Крикнули гуси: «га! га! га!»
КОТИК
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы!
КОТ
—Мяу-мяу!
Кот пищит. —
У меня живот болит.
ДОЖДЬ
Дождик, дождик.
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
ПЕТУШОК
Петушок, петушок.
Золотой гребешок.
Масляна головушка.
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?
ЛИСА И ВОЛК
Вот пришла лисичка.
Рыжая сестричка.
Прибежал сердитый волк.
Он зубами щёлк да щёлк!
КУКУШКА
У леса на опушке
Высоко на суку
С утра поёт кукушка:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
ЗАЙЧИК
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает.
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Не попал —
Серый зайчик убежал!
МЯЧИК
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик. —
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
ЛОШАДКА
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шёрстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик.
И верхом поеду в гости.
СЛОН
Спать пора! Уснул бычок.
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон.
Он слонихе шлет поклон.
БОЖЬЯ КОРОВКА (1)
Божья коровка.
Черная головка.
Улети на небо.
Принеси нам хлеба.
Черного и белого.
Только не горелого.
БОЖЬЯ КОРОВКА (2)
Божья коровка.
Полети на небо.
Там твои детки
Кушают котлетки!
СОЛНЫШКО
Светит солнышко в окошко.
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки—
Очень рады солнышку.
ОГУРЕЧИК
Огуречик, огуречик.
Не ходи на тот конечик —
Там мышка живет.
Тебе хвостик отгрызет!
Ритмическое сочетание текста с движениями, мелодией дает двойной эффект. Поэтому так полезно сопровождать чтение потешек и пение песенок движениями и действиями, мелодией.
На первом этапе занятий педагог проговаривает текст потешки или пропевает песню, сопровождая их движениями. Затем разучивает движения вместе с детьми. Только после того, как дети хорошо запомнили движения, можно предложить им договаривать и допевать пропущенные слова и строки. На начальном этапе договаривается последнее слово в строке (в текстах подчеркнуты), в дальнейшем можно предлагать детям договаривать целые строки и куплеты. При этом необходимо учитывать, что часто детям оказывается сложно совмещать движение и речь. Поэтому можно использовать движения на этапе знакомства с текстом, в дальнейшем проговаривать тексты уже без движений.
Описанные ниже движения подобраны автором в ходе работы с детьми. Их можно менять, подбирая наиболее подходящие и те, что особенно нравятся детям. Важно, чтобы педагог знал тексты наизусть. Выполнять движения надо синхронно произнесению текста. Запинки во время игры недопустимы: они сбивают ритм, и в этом случае цель занятия не достигается.
В описанных ниже движениях, сопровождающих тексты, активно используются общепринятые жесты (описание жестов см. в разделе «Развитие понимания речи», с. 167). В кавычках описаны действия, подразумевающие либо вхождение в определенный образ, либо воображаемое использование предметов.
Потешки
СОРОКА-БЕЛОБОКА
Сорока-белобока
Кашку варила.
Деток кормила:
Этому дала.
Этому дала.
Этому дала.
Этому дала,
А этому не дала.
— Ты дров не рубил.
Ты воды не носил.
Ты печь не топил.
Тебе каши не дадим!
Выполняется стоя на ковре.
«Мешаем ложкой кашу» — круговые движения рукой; дающий жест «на» (повторяем 4 раза);
жест отказа «нет» — машем рукой;
жест порицания — машем указательным пальцем;
разводим руки в стороны, машем головой
(жест отрицания).
ПРО САШУ
Наша Саша Варила кашу.
Кашу сварила,
Малышей кормила:
Этому дала.
Этому дала.
Этому дала.
Этому дала,
А этому не дала
Он много шалил,
Мешаем ложкой кашу» — круговые движения рукой;
дающий жест «на» (повторяем 4 раза);
жест отказа «нет» — машем головой; жест порицания — машем указательным
КОЗА РОГАТАЯ
Идет коза рогатая.
Идет коза бодатая
За малыми ребятами!
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп! хлоп!
Кто кашки не ест.
Кто молочка не пьет.
Того забодает, забодает.
Делаем «рога»: выставляем вперед указательный палец и мизинец, остальные пальцы сомкнуты в кулак; «бодаемся» — дотрагиваемся рогами до ребенка;
жест «маленький» — ладонью показываем рост над уровнем пола;
топаем;
моргаем (можно смыкать и размыкать
пальцы рук);
жест отрицания — мотаем головой
из стороны в сторону;
«бодаемся».
ЛАДУШКИ (1)
—Ладушки, ладушки, где были?
— Убабушки
— Что ели?
— Кашку-
— Что пили?
— Бражку. Кашку поели,
Бражку попили,
Шу-у-у, полетели
На головку сели
Хлопаем в ладоши;
едим ложкой кашу»; «пьем»;
машем руками как крыльями; мягко опускаем ладони на голову малыша.
ЛАДУШКИ (2)
Ладушки, ладушки.
Испекли оладушки.
На окно поставили.
Остывать оставили.
Остынут—поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки сели —
Все оладьи съели.
—Кыш-кыш — полетели!
На головку сели!
Песенки*
БОБИК
Сл. Н. Найденовой Муз. Т.Потапенко
Вот наш. Бобик,
Славный пёс!
Гав! Гав!
Белый лобик.
Черный нос!
Гае!Гае!
Бобик, Бобик,
Лапку дай!
Гае! Гае!
Сядь на коврик
И не лай!
Хлопаем в ладоши;
«ставим блюдо на окно»;
дуем;
«едим»;
«сыпем крошки»;
присаживаемся на корточки;
«клюем» — стучим пальцами по полу;
«летим» — взмахи руками;
опускаем руки на голову.
Можно использовать мягкую игрушку.
Хлопаем в ладоши (2 раза); указательный жест — показываем на лоб;
указательный жест — показываем на нос;
хлопаем в ладоши (2 раза); жест «здороваемся» — берем за лапу, трясем ее;
хлопаем в ладоши (2 раза); жест «тихо» — прижимаем указательный палец к губам.
Тексты некоторых песен намеренно сокращены. В соответствии с возрастом и возможностями детей постепенно можно предлагать более полные варианты Сопутствующие движения и действия варьируйте по своему усмотрению.
МАШЕНЬКА-МАША
Сл. С.Невельштейн Муз. ЕЛиличеевой
Машенька-Маша,
Куколка наша,
В саночки садилась,
С горки покатилась.
У-ух!
Используются кукла и платок.
Расстелите на полу платок (можно использовать кусок ткани или пеленку), усадите на платок куклу. Предложите ребенку взяться за один конец платка, сами возьмитесь за другой. Напевая песенку, тихонько тяните за собой конец платка, побуждая ребенка действовать симметрично с вами. На слова «У-ух» резко потяните платок — Машенька поехала с горки! Если у ребенка пока не получается действовать вместе с вами, просто пропойте песенку, сопровождая ее движениями. Затем предложите ребенку повторить движения во время вашего пения.
Под эту же песню можно покатать на одеяле ребенка.
ВЕСЁЛЫЕ ГУСИ
Украинская народная песня
Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый,
Другой белый—
Два весёлых гуся.
Руки, согнутые в локтях, поднимаем вверх, пальцы собираем в щепоть (большой палец противопоставлен остальным) — это «головы гусей»; наклоняем вперед левую руку; наклоняем вперед правую руку; выпрямляем обе руки, раскачиваем ими из стороны в сторону.
ПО МАЛИНУ В САД ПОЙДЁМСл. Т.Волгиной
По малину в сад пойдём,
В сад пойдём,
В сад пойдём.
Плясовую заведём.
Заведём.
Заведём.
Припев:
Солнышко на дворе.
А в саду тропинка.
Сладкая ты моя.
Ягодка малинка!
Весело идем, размахивая прямыми руками (можно с подскоками);
кружимся на месте сначала в одну сторону, потом в другую;
стоим на месте, хлопаем в ладоши;
«едим ягоды» — «берем ягоды» с ладони и кладем в рот.
ПИРОЖКИ
Сл. Н.Кукловской Муз. А. Филиппенко
Я пеку, пеки, пеку
Деткам всем по пирожки.
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка.
Вкусные два пряничка.
А ребяток позову
Пирожками угощу.
«Лепим пирожки» — ладони горсткой, смена положений ладоней (сверху-снизу);
протягиваем вперед обе руки (дающий жест), ладони горсткой; хлопаем в ладоши;
зовущий жест «сюда»;
«раздаем пирожки» — дающий жест
«на» (можно повторить несколько
раз).
ЦЫПЛЯТА
Сл. Т.Волгиной Муз. А. Филиппенко
Вышла курочка гулять.
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Лапками гребите.
Зернышки ищите!»
Съели толстого жука.
Дождевого червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
Ходим, руки за спиной; присаживаемся на корточки, пальцами «щиплем травку»; бегаем, «машем крылышками».
«грозим» указательным пальчиком правой руки;
руки перед грудью, «гребем»; присаживаемся на корточки, щепотью правой руки достаем из земли воображаемые зернышки.
складываем ладони вместе; указательными пальцами закручиваем спиральки; губки вытягиваем, втягиваем
воздух;
руки вытягиваем вперед, соединяем вместе ладони.
ДЕД МОРОЗ
Сл. Т.Волгиной Муз. А. Филиппенко
Дед Мороз,
Дед Мороз
Деткам ёлочку принёс.
А на ней фонарики.
Золотые шарики.
Хлопаем в ладоши; «несем елочку» на плече (можно использовать палку); делаем «фонарики» — поднимаем руки вверх, сгибаем пальцы внутрь ладони («шарики»), крутим кистями рук из стороны в сторону.
ЛОЧКА
Сл. Р.Кудашевой Муз. Л.Бекман
В лесу родилась ёлочка.
В лесу она росла
Зимой и летом стройная.
Зеленая была
Водим хоровод по кругу, руки опущены вниз;
водим хоровод по кругу, поднимаем руки вверх;
останавливаемся, размыкаем руки, кружимся на месте.
ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА
Русская народная песня
Во поле береза стояла.
Во поле кудрявая стояла.
Июли, люли, стояла,
Люли. люли. Стояла
Мелкими шажками идем в одну сторону (можно друг за другом); идем в другую сторону; кружимся на месте в одну сторону кружимся в другую сторону.
БАБУШКИН КОЗЛИК
Русская народная песня
Жил-был у бабушки
Серенький козлик.
Вот как, вот как.
Серенький козлик!
Бабушка козлика
Очень любила
Вот как, вот как.
Очень любила
Делаем «рожки» — приставляем ко лбу указательные пальцы обеих рук; хлопаем в ладоши;
«гладим» козлика; хлопаем в ладоши.
МИШКА С КУКЛОЙ ПЛЯШУТ ПОЛЕЧКУСл. и муз. М.Качурбиной
Мишка с куклой бойко топают. Прыжки на месте с подскоками;
Бойко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают. хлопаем в ладоши.
Звонко хлопают раз, два, три!