Упражнения для звукового анализа слов

^ Вы произносите слова, начинающиеся с гласных звуков (ударных и безударных, например: улица, укроп, ангел, аллея, эра, этаж и т. п.). Когда слово начинается с ударного гласного звука, ребенок показы­вает красный кружок. При повторном выполнении упражнения ре­бенок должен показать кружок и назвать ударный звук. Не исполь­зуйте звук [о]— в безударном положении он редуцируется.

^ Вы произносите двусложные слова с ударением то на первом, то на втором слоге.

Ребенок должен сказать на какой слог падает ударение и назвать ударный звук.

В дальнейшем, вы сообщаете ребенку, что безударныйгласный звук обозначается кружком розового цвета.

■^ Вы произносите слово из двух слогов. Ребенок кладет перед собой картонную полоску, обозначающую слово, ниже два прямоуголь­ника, изображающих слоги (один из них помеченный красной чер­точкой). Под прямоугольниками ребенок должен положить круж­ки: под ударным слогом — красный, под безударным — розовый.

■^ Вы выкладываете перед ребенком схему двусложного слова. В од­ном случае — с ударением на первом слоге (красный кружок ле­жит под первым прямоугольником, под вторым — лежит розовый кружок), в другом случае — с ударением на втором слоге. В соот­ветствии со схемами ребенок должен придумывать слова.

Сообщите ребенку, что согласные звуки вы будете обозначать круж­ками голубогоцвета. На первых порах используйте в заданиях только глухиесогласные звуки.

Вы произносите закрытые слоги ([ак], [ус], [эш], [ыц]и т. п.), ре­бенок должен под прямоугольником, обозначающим слог, выкла­дывать звуковые схемыэтих слогов (вначале красный кружок, потому что слог ударный, потом голубой).

Ребенок выполняет это же задание и называет первый и второй звуки слога.

Вы произносите открытые слоги с согласными, которые можно тянуть ([са], [ша], [хо], [фу], [цэ]).Ребенок выкладывает схемы слогов и называет входящие в них звуки.

Предыдущее упражнение ребенок выполняет с глухими согласны­ми звуками, которые нельзя тянуть ([п], [т], [к]).Вы произносите слова, состоящие из трех звуков (например: кот, ток, пас, суп, фас и т. п.). Ребенок выкладывает схемы этих слов. Гласные звуки обозначаются красными кружками. В словах дол­жны быть только глухие твердые согласные звуки. Вы произносите двусложные слова, состоящие из открытых сло­гов (например: каша, суша, туша, Паша и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов.

           
    упражнения для звукового анализа слов - student2.ru
 
    упражнения для звукового анализа слов - student2.ru
 
  упражнения для звукового анализа слов - student2.ru   упражнения для звукового анализа слов - student2.ru
 
  упражнения для звукового анализа слов - student2.ru   упражнения для звукового анализа слов - student2.ru

упражнения для звукового анализа слов - student2.ru

упражнения для звукового анализа слов - student2.ru

упражнения для звукового анализа слов - student2.ru

упражнения для звукового анализа слов - student2.ru


Теперь нужно объяснить ребенку, что такое — глухойсогласный звук, и что такое — звонкий.

Глухой согласныйзвук произносится глухо, как будто шепотом, без голоса, как бы одним только выдохом.

Звонкий согласныйзвук произносится с голосом, звонко, звучно.

Пусть ребенок положить себе на горло ладонь, тогда он почувствует, как при произнесении звонких звуков у него «гудят» голосовые складки.

Объясните также ребенку, что бывают парныесогласные звуки, ко­торые отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса. В остальном они произносятся абсолютно одинаково. Это звуки [б — п], [в— ф], [г— к],[д — т], [з— с],[ж — ш].Пусть ребенок произносит пер­вый (звонкий) звук каждой пары, а затем — этот же звук шепотом (а, значит, убирая голос), в результате у него будет получаться глухой звук.

Скажите ребенку, что голубымикружочками изображались глу­хиезвуки, звонкие звуки будут обозначаться синими.Для того чтобы ребенок лучше почувствовал разницу между этими звуками, предло­жите ему следующие упражнения.

^ Произносите вперемежку глухие и звонкие звуки. Когда ребенок будет слышать глухой звук, он должен будет показывать вам го­лубой кружок, когда звонкий — синий. Пусть ребенок повторяет за вами те звуки, в которых он сомневается, и прислушивается, шепотом или с голосом он их произносит.

^ Произносите открытые и закрытые слоги со звонкими и глухими согласными. Ребенок должен выкладывать схемы этих слогов. Если он будет сомневаться в глухости или звонкости согласных звуков, пусть произносит их вслух.

^ Произносите слова и просто слоги (потому что таких слов очень мало), состоящие их трех звуков, в которых одновременно есть звонкие и глухие согласные (например: док, бак, гос, баш и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов и слогов. Гласный звук в них всегда ударный.

^ Произносите двусложные слова, состоящие из открытых слогов, в которых одновременно есть твердые глухие и звонкие парные со­гласные (например: сажа, кожа, сага, поза и т. п.). Ребенок дол­жен выкладывать схемы этих слов.

Объясните ребенку, что в русском языке есть звонкие согласные звуки, у которых нет глухих пар. Эти звуки «даже более звонкие», чем те, которые вы уже прошли, в них «еще больше голоса»: [м], [н], [р], [л] (они называются сонорными — это слово ребенку сообщать не нуж­но). Они также обозначаются синими кружками.

Пусть ребенок произнесет эти звуки шепотом (без голоса), укажи­те ему на то, что от этого не появляется какого-то другого звука языка (как при произнесении шепотом [б] или [д]), а получается только ше­потное произношение того же самого звука.

■^ Ребенок должен отгадывать, парный или непарный звонкий со­гласный звук вы произносите. Он должен повторять этот звук ше­потом и определять, возникает ли в результате какой-нибудь дру­гой (парный этому) звук языка.

•^ Вы должны произносить односложные и двусложные слова, со­стоящие из открытых слогов, в которых есть сонорные звуки (на­пример: сон, горы, росы, мор, воры, мама и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов.

•^ Вы произносите слова, имеющие более сложную структуру (на­пример: арфа, урок, корка). Ребенок выкладывает их схемы.

^ Ребенок должен выкладывать схемы трехсложных слов, состоя­щих из открытых слогов (например: канава, шарада, бананы, мамаша и т. п.).

Теперь познакомьте ребенка с твердыми глухими согласными, у которых нет пар: [х] и [ц]. Пусть ребенок произнесет их звонко, с голо-

сом. Укажите ему на то, что от этого не возникает никакого другого звука языка, а слышится звонкий звук, который в русском языке не существует.

■^ С твердыми непарными глухими согласными звуками выполняй­те упражнения, подобные тем, которые предназначались для со­норных звуков (см. выше).

В дальнейшем вы знакомите ребенка с мягкими согласными зву­ками,сначала со звонкими.

Пусть ребенок произнесет звук [м]«мягкими» губами, покажите ему, как это сделать. Затем «мягкими» губами нужно произнести звук [б].Затем нужно произносить «мягким» языком звуки [л], [р], [д]и другие звонкие согласные. Можно произносить звуки попарно: «твер­дым» языком— твердый звук, «мягким» — мягкий.

Обратите внимание на следующее: звук [ж]не имеет в языке мяг­кого аналога.

Также нужно познакомить ребенка с новым гласнымзвуком [и].Предварительно пусть назовет те гласные звуки, которые он уже знает.

Сообщите ребенку, что звонкиемягкие звуки обозначаются тем­но — зеленымикружками.

Для того чтобы ребенок лучше освоил этот материал, предложите ему следующие задания.

■^ Вы произносите звонкие согласные звуки: твердые и мягкие впе­ремежку. Ребенок должен показывать соответствующие кружки. Кроме того, ребенок должен охарактеризовывать каждый звук. Например, звук [б]— это согласный, он звонкий, он твердый. Звук [м']— это согласный, он звонкий, он мягкий. Вы можете задавать ребенку наводящие вопросы.

•^ Вы произносите согласные звуки: глухие твердые согласные ([п], [т]и т. п.), звонкие твердые согласные ([р], [б]и т. п.) и звонкие мягкие согласные ([д'], [в']и т. п.). Ребенок должен показать со­ответствующий кружок и охарактеризовать звук.

-/ Вы произносите гласные и согласные звуки. Задание такое же, как и в предыдущем упражнении. По поводу гласного звука ребе­нок должен сказать, что он гласный.

■^ Ребенок должен выкладывать схемы слов, в которых есть звонкие мягкие звуки (например: лиса, калина, корь, камин и т. п.). Из гласных звуков, которые могут следовать за мягким согласным, можно использовать только звук [и].

Теперь вам нужно познакомить ребенка с глухими мягкимисо­гласными звуками. Ребенок должен «мягкими» губами (или языком)

произносить звуки [п], [т], [с]и т. п. Обратите внимание на следующее: звуки [ц]и [ш]не имеют мягких аналогов.

Сообщите ребенку, что глухие мягкие согласные обозначаются свет­ло — зеленымикружками.

^ Для закрепления этого материала вы предлагаете ребенку упраж­нения, аналогичные предыдущим (см. выше).

Укажите ребенку на то,что мягкие согласныезвуки, которые вы прошли, были парными.Когда ребенок произносил «мягкими» губами или языком твердый звук, возникал его парный мягкий.

Скажите ребенку, что есть и непарные твердые и мягкие соглас­ныезвуки. Пусть попробует мягко произнести звуки [ж]и [ц].Обрати­те его внимание на то, что те мягкие звуки, которые от этого возника­ют не существуют в языке. Если ребенок вместо [ц]попытается произ­нести [т'],скажите ему, что этот мягкий звук уже «занят», у него есть парный твердый звук [т].Звук [ш],хотя его и можно произнести мягко ([щ]),считается твердым непарным звуком. Это исключение, которое нужно просто запомнить— звук [щ]считается абсолютно другим зву­ком языка, а не мягкой парой звука [ш].

Существуют также непарные мягкие звуки, у которых нет твер­дых пар: [й], [ч], [щ].Чтобы ребенок убедился в этом, попросите его попытаться произнести твердо звуки [й]и [ч](со звуком [щ]вы уже разобрались).

Последнее, что вам осталось сделать в плане работы над звука­ми, это обучить ребенка определять парный звонкий звук для имею­щего пару мягкого глухого согласного ([п'— б'], [ф'— в']и т. д.). Для этого пусть ребенок сначала находит парный звонкий для аналогич­ного твердого звука ([п— б]), а затем — для мягкого ([п' — б']). Для этого нужно с голосом, звонко произносить как твердый, так и мяг­кий глухой звук.

Потренируйте с ребенком и обратный навык — находить парные глухие звуки для мягких звонких согласных ([б'— п'], [д'— т']).Для этого эти звуки нужно произносить шепотом.

Итак, на этом вы заканчиваете знакомить ребенка со звуками рус­ского языка. К этому моменту он должен уметь, во-первых, правильно обозначать звуки соответствующими символами, во-вторых, давать им исчерпывающие характеристики.

В русском языке существует шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].Ребенок должен охарактеризовывать гласные звуки следу­ющим образом:

[а]— гласный звук, ударный (или безударный). Остальные глас­ные характеризуются аналогично.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердыми и мяг­кими, и те и другие могут быть парными и непарными. Ребенок дол­жен охарактеризовывать их следующим образом:

[п]— согласный, глухой парный, твердый парный.

[п']— согласный, глухой парный, мягкий парный.

[б]— согласный, звонкий парный, твердый парный.
[б']— согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[ф]— согласный, глухой парный, твердый парный.
[ф']— согласный, глухой парный, мягкий парный.

[в]— согласный, звонкий парный, твердый парный.
[в']— согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[т]— согласный, глухой парный, твердый парный.
[т']— согласный, глухой парный, мягкий парный.
[д]— согласный, звонкий парный, твердый парный.
[д']— согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[к]— согласный, глухой парный, твердый парный.
[к']— согласный, глухой парный, мягкий парный.

[г]— согласный, звонкий парный, твердый парный.
[г']— согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[с]— согласный, глухой парный, твердый парный.
[с']— согласный, глухой парный, мягкий парный.
[з]— согласный, звонкий парный, твердый парный.
[з']— согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[ш]— согласный, глухой парный, твердый непарный.
[ж]— согласный, звонкий парный, твердый непарный.
[р]— согласный, звонкий непарный, твердый парный.
[р']— согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
[л]— согласный, звонкий непарный, твердый парный.
[л']— согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
[м]— согласный, звонкий непарный, твердый парный.
[м']— согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
[н]— согласный, звонкий непарный, твердый парный.
[н']— согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
[х]— согласный, глухой непарный, твердый парный.
[х']— согласный, глухой непарный, мягкий парный.
[й]— согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
[ц]— согласный, глухой непарный, твердый непарный.
[ч]— согласный, глухой непарный, мягкий непарный.
[щ]— согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

На этом этапе очень удобно продолжить ненавязчивое знакомство ребенка с буквами.Не особенно акцентируя на них внимание ребенка, просто показывайте ему, какими буквами обозначаются на письме те звуки, с которыми вы работаете. Не забывайте, что называть букву вы

Наши рекомендации