Упражнения для звукового анализа слов

^ Вы произносите слова, начинающиеся с гласных звуков (ударных и безударных, например: улица, укроп, ангел, аллея, эра, этаж и т. п.). Когда слово начинается с ударного гласного звука, ребенок показы­вает красный кружок. При повторном выполнении упражнения ре­бенок должен показать кружок и назвать ударный звук. Не исполь­зуйте звук [о]— в безударном положении он редуцируется.

^ Вы произносите двусложные слова с ударением то на первом, то на втором слоге.

Ребенок должен сказать на какой слог падает ударение и назвать ударный звук.

В дальнейшем, вы сообщаете ребенку, что безударныйгласный звук обозначается кружком розового цвета.

■^ Вы произносите слово из двух слогов. Ребенок кладет перед собой картонную полоску, обозначающую слово, ниже два прямоуголь­ника, изображающих слоги (один из них помеченный красной чер­точкой). Под прямоугольниками ребенок должен положить круж­ки: под ударным слогом — красный, под безударным — розовый.

■^ Вы выкладываете перед ребенком схему двусложного слова. В од­ном случае — с ударением на первом слоге (красный кружок ле­жит под первым прямоугольником, под вторым — лежит розовый кружок), в другом случае — с ударением на втором слоге. В соот­ветствии со схемами ребенок должен придумывать слова.

Сообщите ребенку, что согласные звуки вы будете обозначать круж­ками голубогоцвета. На первых порах используйте в заданиях только глухиесогласные звуки.

Вы произносите закрытые слоги ([ак], [ус], [эш], [ыц]и т. п.), ре­бенок должен под прямоугольником, обозначающим слог, выкла­дывать звуковые схемыэтих слогов (вначале красный кружок, потому что слог ударный, потом голубой).

Ребенок выполняет это же задание и называет первый и второй звуки слога.

Вы произносите открытые слоги с согласными, которые можно тянуть ([са], [ша], [хо], [фу], [цэ]).Ребенок выкладывает схемы слогов и называет входящие в них звуки.

Предыдущее упражнение ребенок выполняет с глухими согласны­ми звуками, которые нельзя тянуть ([п], [т], [к]).Вы произносите слова, состоящие из трех звуков (например: кот, ток, пас, суп, фас и т. п.). Ребенок выкладывает схемы этих слов. Гласные звуки обозначаются красными кружками. В словах дол­жны быть только глухие твердые согласные звуки. Вы произносите двусложные слова, состоящие из открытых сло­гов (например: каша, суша, туша, Паша и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов.

           
    упражнения для звукового анализа слов - student2.ru
 
    упражнения для звукового анализа слов - student2.ru
 
  упражнения для звукового анализа слов - student2.ru   упражнения для звукового анализа слов - student2.ru
 
  упражнения для звукового анализа слов - student2.ru   упражнения для звукового анализа слов - student2.ru



упражнения для звукового анализа слов - student2.ru

упражнения для звукового анализа слов - student2.ru

упражнения для звукового анализа слов - student2.ru

упражнения для звукового анализа слов - student2.ru


Теперь нужно объяснить ребенку, что такое — глухойсогласный звук, и что такое — звонкий.

Глухой согласныйзвук произносится глухо, как будто шепотом, без голоса, как бы одним только выдохом.

Звонкий согласныйзвук произносится с голосом, звонко, звучно.

Пусть ребенок положить себе на горло ладонь, тогда он почувствует, как при произнесении звонких звуков у него «гудят» голосовые складки.

Объясните также ребенку, что бывают парныесогласные звуки, ко­торые отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса. В остальном они произносятся абсолютно одинаково. Это звуки [б — п], ф], [гк],[д — т], с],[ж — ш].Пусть ребенок произносит пер­вый (звонкий) звук каждой пары, а затем — этот же звук шепотом (а, значит, убирая голос), в результате у него будет получаться глухой звук.

Скажите ребенку, что голубымикружочками изображались глу­хиезвуки, звонкие звуки будут обозначаться синими.Для того чтобы ребенок лучше почувствовал разницу между этими звуками, предло­жите ему следующие упражнения.

^ Произносите вперемежку глухие и звонкие звуки. Когда ребенок будет слышать глухой звук, он должен будет показывать вам го­лубой кружок, когда звонкий — синий. Пусть ребенок повторяет за вами те звуки, в которых он сомневается, и прислушивается, шепотом или с голосом он их произносит.

^ Произносите открытые и закрытые слоги со звонкими и глухими согласными. Ребенок должен выкладывать схемы этих слогов. Если он будет сомневаться в глухости или звонкости согласных звуков, пусть произносит их вслух.

^ Произносите слова и просто слоги (потому что таких слов очень мало), состоящие их трех звуков, в которых одновременно есть звонкие и глухие согласные (например: док, бак, гос, баш и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов и слогов. Гласный звук в них всегда ударный.

^ Произносите двусложные слова, состоящие из открытых слогов, в которых одновременно есть твердые глухие и звонкие парные со­гласные (например: сажа, кожа, сага, поза и т. п.). Ребенок дол­жен выкладывать схемы этих слов.

Объясните ребенку, что в русском языке есть звонкие согласные звуки, у которых нет глухих пар. Эти звуки «даже более звонкие», чем те, которые вы уже прошли, в них «еще больше голоса»: [м], [н], [р], [л] (они называются сонорными — это слово ребенку сообщать не нуж­но). Они также обозначаются синими кружками.

Пусть ребенок произнесет эти звуки шепотом (без голоса), укажи­те ему на то, что от этого не появляется какого-то другого звука языка (как при произнесении шепотом [б] или [д]), а получается только ше­потное произношение того же самого звука.

■^ Ребенок должен отгадывать, парный или непарный звонкий со­гласный звук вы произносите. Он должен повторять этот звук ше­потом и определять, возникает ли в результате какой-нибудь дру­гой (парный этому) звук языка.

•^ Вы должны произносить односложные и двусложные слова, со­стоящие из открытых слогов, в которых есть сонорные звуки (на­пример: сон, горы, росы, мор, воры, мама и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов.

•^ Вы произносите слова, имеющие более сложную структуру (на­пример: арфа, урок, корка). Ребенок выкладывает их схемы.

^ Ребенок должен выкладывать схемы трехсложных слов, состоя­щих из открытых слогов (например: канава, шарада, бананы, мамаша и т. п.).

Теперь познакомьте ребенка с твердыми глухими согласными, у которых нет пар: [х] и [ц]. Пусть ребенок произнесет их звонко, с голо-

сом. Укажите ему на то, что от этого не возникает никакого другого звука языка, а слышится звонкий звук, который в русском языке не существует.

■^ С твердыми непарными глухими согласными звуками выполняй­те упражнения, подобные тем, которые предназначались для со­норных звуков (см. выше).

В дальнейшем вы знакомите ребенка с мягкими согласными зву­ками,сначала со звонкими.

Пусть ребенок произнесет звук [м]«мягкими» губами, покажите ему, как это сделать. Затем «мягкими» губами нужно произнести звук [б].Затем нужно произносить «мягким» языком звуки [л], [р], [д]и другие звонкие согласные. Можно произносить звуки попарно: «твер­дым» языком— твердый звук, «мягким» — мягкий.

Обратите внимание на следующее: звук [ж]не имеет в языке мяг­кого аналога.

Также нужно познакомить ребенка с новым гласнымзвуком [и].Предварительно пусть назовет те гласные звуки, которые он уже знает.

Сообщите ребенку, что звонкиемягкие звуки обозначаются тем­но — зеленымикружками.

Для того чтобы ребенок лучше освоил этот материал, предложите ему следующие задания.

■^ Вы произносите звонкие согласные звуки: твердые и мягкие впе­ремежку. Ребенок должен показывать соответствующие кружки. Кроме того, ребенок должен охарактеризовывать каждый звук. Например, звук [б]— это согласный, он звонкий, он твердый. Звук [м']— это согласный, он звонкий, он мягкий. Вы можете задавать ребенку наводящие вопросы.

•^ Вы произносите согласные звуки: глухие твердые согласные ([п], [т]и т. п.), звонкие твердые согласные ([р], [б]и т. п.) и звонкие мягкие согласные ([д'], [в']и т. п.). Ребенок должен показать со­ответствующий кружок и охарактеризовать звук.

-/ Вы произносите гласные и согласные звуки. Задание такое же, как и в предыдущем упражнении. По поводу гласного звука ребе­нок должен сказать, что он гласный.

■^ Ребенок должен выкладывать схемы слов, в которых есть звонкие мягкие звуки (например: лиса, калина, корь, камин и т. п.). Из гласных звуков, которые могут следовать за мягким согласным, можно использовать только звук [и].

Теперь вам нужно познакомить ребенка с глухими мягкимисо­гласными звуками. Ребенок должен «мягкими» губами (или языком)

произносить звуки [п], [т], [с]и т. п. Обратите внимание на следующее: звуки [ц]и [ш]не имеют мягких аналогов.

Сообщите ребенку, что глухие мягкие согласные обозначаются свет­ло — зеленымикружками.

^ Для закрепления этого материала вы предлагаете ребенку упраж­нения, аналогичные предыдущим (см. выше).

Укажите ребенку на то,что мягкие согласныезвуки, которые вы прошли, были парными.Когда ребенок произносил «мягкими» губами или языком твердый звук, возникал его парный мягкий.

Скажите ребенку, что есть и непарные твердые и мягкие соглас­ныезвуки. Пусть попробует мягко произнести звуки [ж]и [ц].Обрати­те его внимание на то, что те мягкие звуки, которые от этого возника­ют не существуют в языке. Если ребенок вместо [ц]попытается произ­нести [т'],скажите ему, что этот мягкий звук уже «занят», у него есть парный твердый звук [т].Звук [ш],хотя его и можно произнести мягко ([щ]),считается твердым непарным звуком. Это исключение, которое нужно просто запомнить— звук [щ]считается абсолютно другим зву­ком языка, а не мягкой парой звука [ш].

Существуют также непарные мягкие звуки, у которых нет твер­дых пар: [й], [ч], [щ].Чтобы ребенок убедился в этом, попросите его попытаться произнести твердо звуки [й]и [ч](со звуком [щ]вы уже разобрались).

Последнее, что вам осталось сделать в плане работы над звука­ми, это обучить ребенка определять парный звонкий звук для имею­щего пару мягкого глухого согласного ([п'б'], [ф'в']и т. д.). Для этого пусть ребенок сначала находит парный звонкий для аналогич­ного твердого звука ([п— б]), а затем — для мягкого ([п' — б']). Для этого нужно с голосом, звонко произносить как твердый, так и мяг­кий глухой звук.

Потренируйте с ребенком и обратный навык — находить парные глухие звуки для мягких звонких согласных ([б'п'], [д'т']).Для этого эти звуки нужно произносить шепотом.

Итак, на этом вы заканчиваете знакомить ребенка со звуками рус­ского языка. К этому моменту он должен уметь, во-первых, правильно обозначать звуки соответствующими символами, во-вторых, давать им исчерпывающие характеристики.

В русском языке существует шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].Ребенок должен охарактеризовывать гласные звуки следу­ющим образом:

[а]— гласный звук, ударный (или безударный). Остальные глас­ные характеризуются аналогично.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердыми и мяг­кими, и те и другие могут быть парными и непарными. Ребенок дол­жен охарактеризовывать их следующим образом:

[п]— согласный, глухой парный, твердый парный.

[п']— согласный, глухой парный, мягкий парный.

[б]— согласный, звонкий парный, твердый парный.
[б']— согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[ф]— согласный, глухой парный, твердый парный.
[ф']— согласный, глухой парный, мягкий парный.

[в]— согласный, звонкий парный, твердый парный.
[в']— согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[т]— согласный, глухой парный, твердый парный.
[т']— согласный, глухой парный, мягкий парный.
[д]— согласный, звонкий парный, твердый парный.
[д']— согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[к]— согласный, глухой парный, твердый парный.
[к']— согласный, глухой парный, мягкий парный.

[г]— согласный, звонкий парный, твердый парный.
[г']— согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[с]— согласный, глухой парный, твердый парный.
[с']— согласный, глухой парный, мягкий парный.
[з]— согласный, звонкий парный, твердый парный.
[з']— согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[ш]— согласный, глухой парный, твердый непарный.
[ж]— согласный, звонкий парный, твердый непарный.
[р]— согласный, звонкий непарный, твердый парный.
[р']— согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
[л]— согласный, звонкий непарный, твердый парный.
[л']— согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
[м]— согласный, звонкий непарный, твердый парный.
[м']— согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
[н]— согласный, звонкий непарный, твердый парный.
[н']— согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
[х]— согласный, глухой непарный, твердый парный.
[х']— согласный, глухой непарный, мягкий парный.
[й]— согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
[ц]— согласный, глухой непарный, твердый непарный.
[ч]— согласный, глухой непарный, мягкий непарный.
[щ]— согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

На этом этапе очень удобно продолжить ненавязчивое знакомство ребенка с буквами.Не особенно акцентируя на них внимание ребенка, просто показывайте ему, какими буквами обозначаются на письме те звуки, с которыми вы работаете. Не забывайте, что называть букву вы

должны так же, как и тот звук, который она обозначает (б — [б],а не [бэ], р — [р],а не [эр]).

Для закрепления этого материала выполняйте с ребенком следую­щие задания:

^ Ребенок должен охарактеризовать звук (так как это описано выше).

^ Вы называете какой-нибудь звук (например, [п]),ребенок должен назвать его звонкую пару ([б]),затем — его мягкую пару ([п']).

^ Вы называете ребенку звук, по одному из признаков (или по всем признакам) не имеющего себе пары (например, [ч]или [ж]),и просите ребенка назвать его звонкую (глухую) или мягкую (твер­дую) пару. Ребенок должен уметь определить, что предложенный вами звук непарный.

^ Ребенок должен выстраивать цепочки звуков следующим обра­зом. Вы называете какой-либо звук (например, [т])и просите ребенка назвать его мягкую пару ([т']). Затем ребенок должен назвать звонкую пару последнего звука ([т' — д']). Затем — твер­дую пару последнего звука ([д]).Затем — глухую пару последне­го звука ([т]).После этого можно пойти в другом направлении: вы просите ребенка назвать звонкую пару последнего звука ([д])и т. д.

^ Ребенок должен перечислить глухие (звонкие, твердые, мягкие) звуки.

^ Ребенок должен называть звуки, опираясь сразу на два признака: например, назвать глухие мягкие (или звонкие мягкие) звуки.

А теперь вам предстоит вернуться к звуковому анализу слов.

^ Вы внятно произносите слова, состоящие из трех звуков (напри­мер, мир, шар, вор и т. п.). Ребенок должен определить, какой звук в этом слове стоит первым и какой — последним. Он может повторять эти слова за вами.

^ Ребенок должен определить, какой звук в этих словах находится в середине.

^ Вы произносите слова, состоящие из четырех звуков (двух откры­тых слогов). Ребенок выкладывает схемы этих слов. Затем он оп­ределяет, какие звуки находятся в начале и в конце этих слов. Затем — какие звуки и в какой последовательности стоят в сере­дине.

^ Ребенок, не выкладывая схем этих слов должен определять в них последовательность звуков.

^ Эти же упражнения нужно выполнять со словами с более слож­ной структурой (например: килька, марш, титан, арка и т. п.)

-/ Вы предлагаете ребенку слова, в которых можно заменить какой-нибудь звук так, чтобы получилось другое слово (например:

март — марш, мода — сода, сыр — жир, карта — парта, кас­ка — калька и т. п.). Ударение в этих парах слов должно оста­ваться на прежнем месте.

Вы произносите первое слово такой пары (например: март), ребе­нок выкладывает схему этого слова. Затем вы показываете ему на схеме, какой звук в слове он должен заменить, и говорите — на какой (например: последний звук — на [ш]).Ребенок должен про­изнести нужное слово {марш). Предупредите его, что от замены звука получится новое слово.

^ Вы предлагаете ребенку такие слова, которые можно произнести наоборот, от чего получится новое слово (например: сон — нос, икра — арки, кот — ток, кит — тик, Азор — роза и т. п.). Ребе­нок может произносить слово, наоборот, сразу, а может предвари­тельно выкладывать схему исходного слова.

■^ Ребенок должен сосчитать число звуков в слове (их должно быть не более пяти).

^ Ребенок должен придумывать слова, состоящие из трех — пяти звуков.

^ Ребенок должен выложить схему произнесенного вами слова и ответить, каким по счету в этом слове является тот или иной звук.

^ Предыдущее задание выполняется еще следующим образом: ребе­нок должен (вразброс) назвать первый, третий и т. д. звуки слова.

■^ Ребенок должен придумывать слова, в которых выбранный вами звук находился бы на первом, втором и т. д. месте в слове.

^ Ребенок должен придумывать слова, в которых определено место сразу двух звуков: сначала — первого и последнего, потом — и других звуков.

^ Вы выкладываете схему какого-нибудь слова. Ребенок должен придумать к этой схеме подходящие слова.

Теперь ребенок должен освоить звуковой анализ предложений.

Для этого вы произносите предложение из трех слов без предлогов, а ребенок должен выложить полную схемуэтого предложения, то есть определить количество слови выложить слоговые и звуковые схемы каждого слова.По этой схеме вы можете задавать ребенку различные вопросы и давать ему разнообразные задания.

•У Вы можете попросить его назвать вам тот или иной слог или звук

(указывая на его символ на схеме).

^ Ребенок должен называть тот или иной требуемый звук (напри­мер, второй звук первого слога третьего слова и т. п.). ■^ Ребенок должен называть требуемый слог (например, второй слог

второго слова).

•^ Ребенок должен обнаруживать в предложении все одинаковые зву­ки (например: ([т])и указывать их место на схеме.

^ Ребенок должен обнаруживать все звуки одного вида (например, звонкие мягкие звуки) и указывать их место на схеме.

•^ Ребенок должен составлять звуковые схемы слов без предвари­тельного деления слов на слоги. Символы звуков он должен вык­ладывать прямо под полоской, обозначающей слово.

К этому моменту навык слогового и звукового анализа слови предложенийу ребенка уже полностью сформировался.Ребенок хоро­шо представляет себе порядок звуков в словах, он способен как бы одним взглядом охватить звуковой строй того или иного слова и даже предложения. По сути дела вам осталось выполнить чисто техниче­скую часть нашей программы — научить ребенка подставлять в схемы слов и предложений вместо разноцветных кружочков буквы.

Формирование первоначальных навыков письменной речи

Для начала вам нужно будет познакомить ребенка с теми буква­ми, которых он еще не знает. После этого из букв разрезной азбуки он будет выкладывать слова.

Когда ребенок будет выкладывать слова, он должен подбирать для обозначения звуков буквы того же цвета, что и кружки,которыми эти звуки обозначались прежде. В этом случае для него не будет скачкооб­разного перехода к новому виду деятельности, задания на подбор букв не покажутся ребенку чем-то новым и необычным, он воспримет их как продолжение той же самой работы, которую он выполнял и до этого. Он в сущности даже и не заметит того, что занят теперь совсем другим делом.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

При выполнении всех этих упражнений ребенок должен выкла­дывать только звуковые схемы слов,без предварительного деления слов на слоги.

^ Вы называете какой-нибудь звук, ребенок должен показать вам символ, которым он обозначается, а затем подобрать такого же цвета букву.

•^ Ребенок должен выкладывать звуковые схемы открытых и зак­рытых слогов. Для начала используйте только глухие твердые звуки, обозначающиеся голубыми кружками, и гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы].

^ После того как ребенок выложил схему слога (например: [па]),спросите у него, какой звук в слоге идет первым. Ребенок назовет этот звук ([п]).Пусть среди различных букв найдет голубую бук-

ву п и положит ее вместо голубого кружка, так как эта буква теперь будет обозначать звук вместо него. Затем спросите у ребен­ка, какой звук идет после звука [п]. Ребенок назовет звук [а]. Попросите его найти красную букву А (так как слог ударный) и заменить ею красный кружок.

В завершении попросите его назвать (прочитать), какой слог он выложил.

^ Точно такие же задания ребенок должен выполнять с однослож­ными словами (например: сок, кот, ток, топ и т. п.). Обязатель­но в конце просите ребенка прочитать выложенное слово. В даль­нейшем он должен делать это всегда.

^ Вы предлагаете ребенку двусложные слова, состоящие из откры­тых слогов (например: каша, папа, суша, хата и т. п.). Для обо­значения безударных гласных звуков ребенок должен выбирать буквы розового цвета.

^ Вы предлагает ребенку слова с более сложной структурой (напри­мер: кусок, каток, папка, кусты и т. п.) и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.

^ Вы предлагаете ребенку слова, включающие в себя звонкие твер­дые согласные звуки. Ребенок выкладывает их схему. Укажите ему, что звонкие звуки он должен обозначать буквами синего цвета.

^ Вы предлагаете ребенку слова с глухими и звонкими мягкими звуками, которые он должен обозначать светло-зелеными и тем­но-зелеными буквами. Из гласных звуков можно использовать только звук [и]. Обратите внимание ребенка на то, что буква «и» зеленого цвета, и скажите ему, что позднее вы объясните ему, почему этот так.

Вы обращаете внимание ребенка на то, что после мягкого соглас­ного звука всегда идет звук [и]. Это такое правило: именно этот звук и делает согласные звуки мягкими. Пусть ребенок произнесет слог [ти], обратите его внимание на то, что его губы вытянулись в улыбку, и от этого язык во рту стал плоским и «мягким», а от этого, в свою очередь, смягчился и согласный звук [т]. Разберите с ним произношение подоб­ных слогов с другими согласными звуками.

Скажите ребенку, что именно оттого, что гласный звук [и] «дела­ет» мягкими согласные звуки, вы обозначили его зеленой буквой.

Но в русском языке есть слова, в которых мягкий звук стоит пос­ледним. Вы приводите ребенку примеры таких слов (мать, ртуть, печь) и предлагаете ему придумать подобные этим слова.

Дальше вы сообщаете ребенку, что для того чтобы обозначить мяг­кость таких звуков (когда следом нет звука [и]), существует специаль­ная буква — мягкий знак (вы показываете эту букву ребенку). Она также зеленого цвета.

■^ Ребенок выкладывает звуковые схемы слов, в которых мягкий звук стоит последним. Затем он заменяет все символы звуков бук­вами, заменив последний символ сразу двумя зелеными буквами: буквой, обозначающей звук и мягким знаком.

Вы сообщаете ребенку, что иногда в слове за мягким звуком идет согласный звук,а не звук [и],и тогда его мягкость тоже обозначается мягким знаком.

■^ Ребенок составляет схемы подобных слов (например: банька, каль­ка, килька, вальс и т. п.) и заменяет символы звуков буквами.

Предложите ребенку ряд слов, например: лён, клён, пляска, тля, плюс, флюс, фреска и т. п. Обратите его внимание на то, что в этих словах в начале или середине есть мягкий согласный звук.Ребенок должен сообразить, какой гласный звук следует за согласным. Объяс­ните ему, что за согласным звуком идут как бы сразу два гласныхзвука подряд: [и],который делает согласный мягким и другой гласный звук — или [а],или [у]и т. п.

То есть слово лён звучит на самом деле лион, но только звука [и]почти не слышно, он весь «уходит» на то, чтобы сделать предыдущий согласный звук мягким.

Точно также разберите с ребенком звуковой состав слов с другими йотированными гласными звуками (например: тля — это тлиа, плюс — это плиус, плен — это плиэн). Пусть ребенок сначала произносит каж­дое слово с заметным призвуком звука [и],а затем произносит звук [и]очень быстро, так, чтобы тот исчезал.

Затем объясните ребенку, что эти «слившиеся»друг с другом глас­ные звуки обозначаются специальными буквами:сочетание [иа]— обо­значается буквой я, [ио] — ё, [иу] — ю, [иэ]— е. Нарисуйте для ребен­ка памятку. Эти буквы на самом деле так и произносятся: если быстро произнести сочетание [иа](особенно, если повторять его многократно [иа— иа — иа])— получится название буквы я, [иу]юи т. п.

Так как эти буквы обозначают мягкость согласных звуков — они зеленого цвета.

•^ Ребенок должен составлять схемы слов с йотированными гласны­ми и заменять в них звуковые символы на буквы. Не забывайте, что после этого ребенок должен прочитывать то, что у него полу­чилось.

В дальнейшем нужно выкладывать слова сразу избукв.

^ Вы предлагаете ребенку сразу «написать» слово дом. Вы задаете ему вопросы: какой звук в этом слове первый (д), какой это звук

(твердый звонкий), каким цветом обозначаются такие звуки (си­ним), какого цвета букву нужно выбрать для обозначения этого звука (синюю букву д). Таким же образом нужно разобрать с ре­бенком и выложить остальные звуки слова. В конце слово нужно прочитать.

^ Точно так же нужно выкладывать слова с более сложной звуковой структурой.

^ Вы выкладываете из разноцветных букв слово и просите ребенка охарактеризовать каждый звук этого слова, а также назвать само слово.

■^ Ребенок должен выкладывать из букв предложения, состоящие из двух-трех слов.

После этого вы можете дать ребенку обыкновенную черно-белую разрезную азбуку.Хотя это и не обязательно, просто поиск буквы оп­ределенного цвета отнимает лишнее время, а выкладывать из букв сло­ва и читать их ребенок уже научился (то есть разноцветная азбука уже выполнила свое назначение).

Если работать с одноцветными черными буквами ребенку пока­жется сложным, пусть и дальше использует разноцветную азбуку. К одноцветным буквам вы сможете приучить его тогда, когда он начнет по-настоящему писать печатными буквами.

Теперь нужно позаниматься с ребенком звукобуквенным анали­зом слов.Делать это лучше, используя черно-белую разрезную азбуку.

•^ Вы предлагаете ребенку схемы слов, частично состоящие из букв, частично — из символов звуков. Вначале вы даете ему однослож­ные слова из трех звуков (например: кол, бор, суп и т. п.). Вы выкладываете первую и последнюю буквы этих слов, а средний гласный звук заменяете красным кружком. Ребенок должен вста­вить пропущенную букву. В дальнейшем предлагайте ребенку слова с более сложной звуковой структурой и пропускайте в них какую-нибудь одну букву.

•^ Ребенок должен заменять один звук в слове на какой-нибудь дру­гой, чтобы получалось новое слово (например: сом — сон — сок — сор — сыр — сын — сыч).

^ Вы предлагаете ребенку какое-нибудь слово, он выкладывает зву­ковую схему этого слова. Затем он должен заменять в нем различ­ные символы на буквы (заменять кружки нужно вразброс, пока не выйдет целиком слово).

■^ Вы выкладываете из букв какое-нибудь слово, порядок звуков в котором можно изменить так, чтобы получилось новое слово (на­пример: пила — липа, палка — лапка, кукла — кулак, волос — слово и т. п.). Ребенок должен переставить буквы в слове. Если он

не может сообразить, как это сделать, называйте ему то слово, которое должно получиться, и после этого он должен переставить буквы.

^ Вы выкладываете какое-нибудь слово, из букв которого можно составить другие слова (например: крапива — парк, ива, карп, пар. рак, Ира, пир, пик, Вика, арка, варка, икра, права, Кира, кипа). ребенок должен выложить эти слова.

•^ Вы предлагаете ребенку пары выложенных из букв слов, отлича­ющиеся друг от друга наличием или отсутствием одного звука (например: крот — кот, лампа — лапа, рамка — рама, карта — кара, порт — пот и т. п.). Ребенок должен «отгадать», какой звук «исчез», и вставить его «на место».

^ Ребенок должен продолжить начатое вами слово. Вы выкладывае­те только первый слог слова.

В дальнейшем нужно обучить ребенка первоначальным навыкам

письма.Писать он должен карандашом на разлинованном листе бума­ги печатными заглавными буквами, используя те же способы начерта­ния, что и в вашей разрезной азбуке.

Ребенок в основном должен выполнять два вида упражнений: спи­сывать очень простые тексты (два-три коротких предложения) и писать аналогичные тексты под диктовку.

Содержание

упражнения для звукового анализа слов - student2.ru От автора........................................................................................................... 3

Введение............................................................................................................ 4

Общие сведения по логопедии................................................................ и

Как устроен речевой аппарат................................................................. 11

Звуки русского языка................................................................................ 12

Условия нормативного произношения ............................................. 13

Речевые проблемы детей 3,5-4,5 лет..................................................... 15

Неговорящие дети...................................................................................... 16

Понимание речи .......................................................................................... 16

Подвижность речевых органов ............................................................... 18

Упражнения для проверки подвижности речевых органов................... 18

Правила выполнения упражнений ........................................................ 19

Неразборчиво говорящие дети............................................................... 21

Общее речевое развитие............................................................................. 21

1. Словарный запас................................................................................. 21

2. Грамотность речи............................................................................... 22

3. Фразовая речь .................................................................................... 23

4. Понимание речи ................................................................................ 23

5. Соблюдение рисунка слова................................................................ 23

Подвижность речевых органов ............................................................... 24

Дополнительные упражнения................................................................. 24

Дополнительные правила выполнения упражнений.............................. 24

Разборчиво говорящие дети....................................................................26

Основные причины нарушений звукопроизношения.......................... 27

1. Нарушение подвижности речевых органов ..................................... 27

2. Нарушение речевого слуха................................................................ 27

Упражнения для проверки речевого слуха............................................ 28

2. Короткая уздечка языка................................................................ 29

Дополнительные причины нарушений звукопроизношения ............ 29

1. Нарушение общей подвижности ребенка.......................................... 29

2. Нарушение речевого выдоха ............................................................ 31

3. Нарушение голоса.............................................................................. 31

Способы неправильного произношения звуков.................................... 32

Благоприятные способы произношения ............................................... 32

Неблагоприятные способы произношения............................................ 32

Предупреждение у детей дефектного произношения звуков.......33

Управление мышцами тела ....................................................................... 33

Упражнения для улучшения общей подвижности ребенка ................. 35

Постановка речевого выдоха ....................................................................... 38

Постановка голоса.......................................................................................... 38

Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет.................................................... 42

Речевой выдох............................................................................................ 44

Произношение звуков..............................................................................45

Нарушения произношения конкретных звуков........................................... 47

Заднеязычные звуки [к, г, х] и их мягкие пары........................... 47

Губно-зубные звуки [ф, в] и их мягкие пары ....................................... 49

Мягкие согласные [т'] и [д'] ................................................................... 50

Звук [й] ................................................................................................... 51

Звук [л] и его мягкая пара................................................................ 52

Свистящие звуки [С, 3, Ц] и их мягкие пары ............................. 54

Шипящие звуки [ш, ж]....................................................................... 56

Шипящие звуки [щ, ч]........................................................................ 58

Звук [р] и его мягкая пара................................................................ 60

Речевой слух .............................................................................................. 62

Дополнительное упражнение ................................................................ 62

Общее развитие речи .............................................................................63

Словарный запас ............................................................................................ 63

1. Словарь глаголов .............................................................................. 63

2. Словарь существительных ............................................................... 64

3. Словарь прилагательных .................................................................. 64

4. Словарь предлогов ............................................................................ 64

Грамотность речи......................................................................................... 64

1. Множественное число существительных ........................................ 65

2. Склонение существительных............................................................. 65

3. Женский род глагола прошедшего времени..................................... 65

4. Множественное число прилагательных, и их склонение................. 65

Фразовая речь................................................................................................ 65

Рисунок или структура слова................................. ,................................. 66

Понимание речи............................................................................................ 66

Подвижность речевых мышц............................................................... 67

Строение речевых органов .................................................................. 68

Как заниматься с ребенком........................................................................ 69

Последовательность работы с ребенком.........................................69

Ситуация 1....................................................................................................... 69

Ситуация II......................................................................................................69

Ситуация III ...................................................................................................70

Ситуация IV ................................................................................................... 70

Ситуация V...................................................................................................... 70

Правила проведения занятий............................................................... 71

Порядок работы над звуками ............................................................. 72

Правила постановки звуков при нормальном речевом слухе.............. 72

Правила постановки звуков при нарушенном речевом слухе ............ 73

Дополнительные правила постановки звуков....................................... 74

Устранение причин нарушений произношения................................... 76

Постановка речевого выдоха ............................................................. 76

Правила тренировки речевого выдоха................................................... 76

Тренировка речевого выдоха ................................................................... 77

Наши рекомендации