Игры для развития речевого слуха

Кто там?

Цель:развитие речевого слуха — различение на слух звукоподра­жаний.

Оборудование: игрушки — кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и др.

Ход игры: вэтой игре необходимы двое ведущих: один находится

за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой ведет игру. За дверью раздается звук — крик животного или птицы (звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «пи-пи», «и-го-го», «му», «ква-ква» и др.), педа­гог прислушивается и просит ребенка послушать и отгадать — кто там, за дверью. Ребенок может ответить любым доступным спосо­бом: показать на картинку с изображением соответствующего жи­вотного, назвать его словом или звукоподражанием. Требовать от ребенка определенной формы ответа следует в зависимости от его речевых возможностей.

— Слышишь, кто-то там за дверью кричит. Послушай вниматель­но. Кто там? Собака? Давай посмотрим.

Педагог идет к двери, открывает ее и приносит игрушку. —Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит.

Игра продолжается с другими игрушками. Если нет второго ведуще­го, то можно проводить эту игру, пряча игрушки за ширмой. Внача­ле лучше, чтобы ребенок видел вас, в следующий раз вы можете спрятаться вместе с игрушкой.

Кто позвал?

Цель:развитие речевого слуха — различение на слух голосов зна­комых людей.

Ход игры:Игра проводится в группе. Ребенок поворачивается к ос­тальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза). Игроки по очереди называют имя ребенка, а ребенок должен слушать внимательно и постараться угадать, кто его зовет. Можно усложнять задачу, меняя при произнесении имени силу голоса, тембр, интонацию. Если ребенок угадывает, кто его позвал, он мо­жет поменяться с этим игроком ролями. Если не отгадывает — продолжает «водить».

Эта игра возможна, когда дети научатся называть друг по имени.

Найди картинку!

Цель:развитие речевого слуха—умение правильно воспринимать и дифференцировать слова.

Оборудование: парные картинки из детского лото с изображением различных игрушек и предметов.

Ход игры: Педагог кладет на стол перед ребенком несколько карти­нок (парные картинки держит в руке) и предлагает отгадать, ка­кие картинки он назовет. Педагог называет один из предметов, изображенных на картинках, ребенок слушает, затем ищет эту картинку на столе, показывает ее и по мере возможности повторя­ет слово. Для подтверждения правильности ответа ребенка взрос­лый достает парную картинку и прикладывает ее к той, что пока­зал ребенок.

—Правильно, это дом. Молодец — ты угадал! Слушай еще!

Количество картинок можно постепенно увеличивать. Позднее можно называть одновременно по два-три предмета.

Покажи игрушку!

Цель: развитие речевого слуха—умения слушать слова.

Оборудование: различные игрушки и предметы.

Ход игры:Ребенок сидит на расстоянии 2-3 метров от педагога, а на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы. Взрос­лый объясняет задание:

- Сейчас я буду называть игрушки, а ты внимательно слушай, постарайся найти игрушку, которую я назвал, и дай ее мне.

Это задание можно усложнять в следующих направлениях:

Увеличивать набор игрушек (начиная от 2-3), помимо игрушек использовать различные предметы;

слова-названия игрушек могут усложняться, быть похожими по звуковому составу (вначале следует подбирать игрушки с простыми названиями, резко отличными по звуковому составу);

Называть любые игрушки и предметы в комнате, в дальней-во всей квартире;

менять силу голоса — произносить слова инструкции шепотом увеличивать расстояние между ребенком и вами; произносить слова из-за ширмы.

Горячий — холодный

Цель: развитие речевого слуха — умения внимательно слушать слова.

Оборудование:мячик.

Ход игры:Перед началом игры необходимо уточнить представле­ния ребенка о том, что значит «холодный» и «горячий» — сравнить контрастные по температуре объекты. Например, зимой можно сравнить снег и горячую батарею. Лучше, если у ребенка будет воз­можность почувствовать температуру объекта — дотронуться до него.

Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напро­тив ребенка.

—Ну-ка, дотронься до оконного стекла — какое стекло? Холодное. А чай, который ты пил, — какой? Правильно, горячий. Теперь давай поиграем в мяч. Я буду катить тебе мяч со словами «холодный» или «горячий». Если я скажу «холодный»—можно трогать мяч. Если ска­жу «горячий»—мяч трогать нельзя.

Взрослый катит ребенку мяч со словами «горячий» или «холодный». Можно произносить слова громко, обычным голосом или шепотом. Играть можно и в группе. В этом случае дети садятся напротив педагога. Взрослый катит мяч каждому из детей по очереди. За правильный ответ ребенок получает фишку, побеждает тот, кто на­брал больше очков.

Съедобное — несъедобное

Цель: развитие речевого слуха —умения внимательно слушать слова; развитие мышления.

Оборудование: мячик.

Ход игры:Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный»

показать малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, — это съедобное и то, что нельзя есть, — это несъедобное. Такую подготовку удообно проводить дома на кухне — заглянуть в холодильник, в ку­хонные шкафы, во время еды.

Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напро­тив ребенка.

—Давай поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить раз­ные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное — то, что можно кушать, — лови мяч. Если я назвала несъедобное — то, что есть нельзя, — не трогай мяч.

Взрослый катит к ребенку мяч, называя: «пирожок», «конфета», «ку­бик», «суп», «диван», «картошка», «книжка», «яблоко», «дерево», «пече­нье», «торт», «котлета», «ручка» и т.д. Ребенок должен внимательно слушать слова. В начале лучше проводить эту игру индивидуаль­но в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не толь­ко вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно означает. Можно проводить такую игру в группе. В этом случае дети си­дят напротив педагога. Взрослый отправляет мяч по очереди к каждому из детей. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто набрал больше очков.

Слушай и выполняй!

Цель: развитие речевого слуха—умение правильно воспринимать словесную инструкцию.

Ход игры: Ребенок стоит на расстоянии 2-3 метров от педагога.

Взрослый предупреждает ребенка:

я буду давать тебе команды, а ты внимательно слушай и выполняй: Походи по комнате. Выгляни в окошко. Попрыгай. Садись на диван. Покружись. Похлопай в ладоши.

Команды могут быть самыми разными. Можно использовать команды из игр «Делаем зарядку!» и «Потанцуй со мной!» (см. раздел «Развитие общего подражания», с. 35), но не показывать движения, а только называть их.

Усложнять задание можно, меняя силу голоса: произносить слова команд шепотом или увеличивая расстояние между говорящим и слушающим. Можно закрыть лицо, чтобы ребенок не видел движения губ говорящего.

Выполни задание!

Цель: развитие речевого слуха—умение правильно воспринимать словесную инструкцию.

Оборудование: различные игрушки и предметы.

Ход игры:Ребенок сидит на расстоянии 2-3 метров от педагога, а на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы. Взрослый предупреждает ребенка:

— Сейчас я буду давать тебе задания, а ты внимательно слушай и выполняй! Посади куклу в машину. Построй башню из кубиков. Покатай куклу в машине. Возьми бумагу и карандаш., нарисуй яб­лочко.

Инструкции могут быть самыми различными. Усложнять задание можно, меняя силу голоса: произносить слова инструкции шепо­том, или увеличивая расстояние между говорящим и слушающим, или говорить за ширмой. Кроме этого, в дальнейшем можно да­вать инструкции, подразумевающие действия с любыми предме­тами в комнате или в квартире.

—Включи телевизор. Достань с полки книжку сказок. Налей в стакан сок.

Можно давать многоэтапную инструкцию.

— Возьми кубики, сложи их в кузов грузовика, отвези в детскую построй из кубиков стену.

Будь внимательным!

Цель: развитие речевого слуха — умения внимательно слушать слова.

Ход игры:Ребенок (или дети) становятся напротив педагога.

Сначала педагог предлагает детям потопать и похлопать.

Давайте потопаем ножками — вот так! А теперь похлопаем в ладоши! Топаем! Хлопаем! Топаем! Хлопаем!

Во время объяснения взрослый сначала топает и хлопает вместе с детьми, затем просто произносит команды, а дети выполняют дви­жения. Затем педагог предлагает новые правила.

—А теперь я вас запутаю: буду называть одни движения, а пока­зывать другие. А вы слушайте внимательно и выполняйте то, что я говорю, а не то, что я показываю.

Это довольно сложное задание, поэтому поначалу следует выпол­нять его медленно. В дальнейшем можно постепенно ускорять темп, а также увеличивать количество команд и движений — не только топать и хлопать, но и прыгать, ходить, приседать и т.д. Количе­ство команд и темп выполнения задания должны соответствовать возможностям детей.

Правильно — неправильно?

Цель: развитие речевого слуха — умения внимательно слушать слова.

Оборудование: различные игрушки и предметы. Ход игры: Педагог выполняет роль ведущего. Игра может прово­диться как индивидуально, так и в группе детей.

~ Давай поиграем в такую игру: я буду показывать на предмет или игрушку и называть ее. Если назову правильно — сиди спокойно, если неправильно—хлопни в ладоши!

после этого педагог называет знакомые ребенку игрушки и предметы. время от времени путая их названия. При проведении игры можно устроить соревнование — побеждает тот, кто был внимательнее других и заметил больше ошибок.

Другой вариант игры — словосочетания в рамках определенной тематиики (без зрительной опоры). Например, «Кто летает, а кто не летает», «Съедобное и несъедобное» и т.п.

—Я буду говорить: «птица летит», «самолет летит», «бабочка де mum» и т.д. Ты внимательно слушай, что я говорю, потому что могу сказать неправильно. Если я сказу «кошка летит» или «книжка. летит»—хлопни в ладоши.

Более сложный вариант — правильные и неправильные фразы самого разного содержания.

Развитие дыхания

Игры для развития речевого слуха - student2.ru

Дыхание - рефлекторный процесс постоянной смены вдоха и выдоха, в котором участвуют различные органы: легкие, бронхи, мышцы диафрагмы. Цель дыхания — избавление от продуктов обмена (углекислый газ) и насыщение тканей и клеток организма кислородом.

С помощью специальных техник дыхания (например, в йоге, в гимнастике цигун) удается не только повлиять на состояние здорового человека, внутреннюю энергетику организма, но и достичь особых состояний сознания. Однако при этом следует помнить об опасностях: если упражнения выполняются неправильно, врожденный рефлекс дыхания может оказаться необратимо нарушен­ным что пагубно отразится на здоровье человека в целом.

Наши рекомендации