Требования, предъявляемые к оценке знаний
Чем больше объективности при оценке знаний учащихся, независимо от учебного предмета, тем больше это стимулирует учащихся. Как правило, оценка должна ставиться за уровень и характер знаний, но не в порядке награды или наказания за поведение на уроке. Требования к оценке должны быть оптимальными (незавышенными и незаниженными). Так называемое «завышение» оценки снижает уровень развития учащихся, уровень их знаний. Вместе с тем, слишком высокие требования тоже вредны, они снижают интерес к учебе.
Недопустимо влияние на оценку негативного отношения учителя к отдельным учащимся («больше тройки не получишь» и т. п.).
Наиболее объективным критерием оценки всегда должна являться программа соответствующего учебного предмета.
Оценка знаний в нашей отечественной школе не оставалась неизменной. Так, до 1935 г. существовала трехбалльная оценка: «весьма удовлетворительно», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Потом ее признали непригодной, так как она приводит к уравниловке в знаниях учащихся.
Тогда была введена сохранившаяся до наших дней пятибалльная система. И выглядит она следующим образом: «отлично» (пять) - обычно ставится учащемуся за знания в полном объеме требований программы; «хорошо» (четыре) - за знания в объеме требований программы с несущественными отклонениями (например, нарушилась логика изложения материала и т. п.); «удовлетворительно» (три) - за имеющийся объем знаний, если он позволяет учащемуся двигаться дальше при изучении последующего материала, хотя уровень его знаний и достаточно низок; «неудовлетворительно» (два) - если ученик с имеющимися (очень слабыми) знаниями двигаться дальше не может; «плохо» (единица) должна ставиться, когда ученик совсем ничего не знает. Эта последняя оценка применяется довольно редко, поскольку имеет тот же смысл, что и «двойка». Сохраняя объективность, необходимо, тем не менее, учитывать при оценке знаний и некоторые привходящие моменты: например, оцениваются текущие знания или итоговые (экзамен, четвертная оценка и т. п.), старательность ученика, стабильность его учебной работы и т. д. Необходимо учитывать и особенности учебного предмета, а при оценке знаний по отдельным разделам, их взаимосвязь и т. д.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое методы и приемы обучения, в чем их сущность?
2. Почему необходимо классифицировать методы обучения, что такое классификация методов обучения?
3. Приведите пример конкретной классификации методов обучения и раскройте ее особенности.
4. Назовите методы классификации по характеру познавательной деятельности обучающихся.
5. Назовите важнейшие требования, которые необходимо учитывать при выборе метода обучения.
6. Каковы важнейшие функции проверки и оценки знаний?
7. Каковы требования, предъявляемые к оценке знаний?