Требования к оценке знаний студентов

Критерии оценки на экзамене

  Теоретический аспект Практический аспект
5 баллов - Знания полные, носят системный характер. При ответе студент подтверждает теоретические положения примерами из профессиональной деятельности. В ходе ответа использует дополнительные литературные источники. Может устанавливать связи с другими предметами. Все этапы практических действий планируются и выполняются на основе научного анализа ситуации. Действия соответствуют поставленной цели и определяются с учетом условий. В приводимых примерах знания применяются правильно.
4 балла - Знания достаточно полные, системные. Допускаются отдельные ошибки в трактовке определений, приведении примеров. При ответе студент использует сведения из дополнительных источников. Может устанавливать связи с другими предметами. Знания успешно переносятся и применяются на практике в частично измененных по отношению к предложенным ситуациям. Действия квалифицированные, на основе теоретических знаний, с учетом ситуации.
3 балла - Знания по основным разделам курса недостаточно полные, по некоторым разделам отрывочные. Студент с трудом приводит примеры к определениям. Связи с другими предметами устанавливает с трудом. При ответе ограничивается только основной литературой, не может сформулировать выводы и обобщения. Действия планируются и выполняются без надежного использования научных знаний и анализа ситуаций. Они не всегда целесообразны, тяготеют к стандарту. При выборе решения в ситуации основывается только эмпирический опыт.
2 балла - Знания находятся на житейском уровне, отрывочны. Студент понятиями не владеет. Связи между предметами установить не может. Действия не планируются, носят хаотичный ситуативный характер. Его действия основаны на эмпирическом опыте, однообразны, с грубыми ошибками.

ВОПРОСЫ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЗАЧЕТУ

ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ

1. Социология как наука об обществе. Ее специфика и предмет исследования.

2. Структура социологического знания.

3. Функции социологии.

4. Место социологии в системе общественных наук.

5. Общество и его структурные элементы как объект социологического анализа.

6. Основные направления развития социологической теории конца XIX начала XX веков.

7. Развитие социологической мысли до возникновения социологической науки.

8. Огюст Конт как создатель позитивистской науки об обществе.

9. Социальный дарвинизм Г. Спенсера.

10. Социология Э. Дюркгейма.

11. Социологические воззрения М. Вебера.

12. Марксистская общесоциологическая теория.

13. Марксистское учение об общественно-экономических формациях.

14. Возникновение и развитие социологической науки в России.

15. Особенности развития русской социологии конца XIX начала XX веков (Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, Л. Мечников).

16. Социологические взгляды П. Сорокина.

17. Современная западная социология – функционализм.

18. Теории конфликта в социологии XIX – XX века.

19. Основные микро социологические теории в западной социологии XX века.

20. Культура как социологическое понятие.

21. Основные элементы культуры. Ее функции.

22. Субкультура и контркультура.

23. Социальные институты. Понятие «институционализация».

24. Типология социальных институтов. «Главные институты» современного общества.

25. Семья как малая группа и как социальный институт.

26. Политические институты. Государство как важнейший политический институт.

27. Понятие личности в социологии. Человек – индивид – личность.

28. Социализация личности. Возрастная динамика и гендерные особенности социализации.

29. Социальный статус и социальная роль личности.

30. Социальное поведение личности. Социальные отклонения.

31. Девиантное поведение.

32. Социальные группы. Классификация социальных групп.

33. Социальные конфликты. Этапы протекания конфликта.

34. Большие и малые группы. Особенности малых групп.

35. Социальные организации.

36. Социальные изменения и проблема их общего вектора. Социальный прогресс.

37. Виды социальных изменений. Социальная эволюция и социальная революция.

38. Социальная структура общества.

39. Социальная стратификация.

40. Социальная мобильность.

41. Средний класс и маргинальные группы в социальной структуре современных обществ.

42. Основные категории социологии как науки.

43. Социологическое исследование: задачи и этапы проведения.

44. Виды социологических исследований.

45. Программа социологического исследования.

46. Опрос как метод социологического исследования.

47. наблюдение, анализ документов, эксперимент как методы социологических исследований.

48. Особенности анкетирования.

49. Интервью – требования к проведению.

50. Генеральная совокупность. Выборочная совокупность.

51. Специфика социальных конфликтов в современном российском обществе.

52. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Наши рекомендации