Совместная деятельность воспитателя и детей в экологоразвивающей среде ДОУ
Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию экологических пространств, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает систематически думать и реально заботиться о братьях меньших — растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые делают все сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, всего того, что живет и растет на участке, развивают в них равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.
Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами: рассказ воспитателя
о разных делах и событиях в ДОУ; наблюдение деятельности взрослых; свое практическое участие. Например, в учреждении во вновь пристроенном помещении создается зимний сад. Крупномасштабные строительные и хозяйственные работы по его благоустройству, заполнение объектами природы производятся одними взрослыми без участия ребят. Тем не менее старшие дошкольники могут стать соучастниками этого процесса, если воспитатель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким замечательным будет зимний сад, кто в нем будет жить и что в нем будет расти, показывает дошкольникам, как продвигаются дела, поясняет, зачем сделаны большие окна, зачем электрики повесили много ламп, почему поставлены высокие вольеры, а не маленькие клетки, и т.д. Дети еще практически ни во что не включились, но уже являются участниками процесса: они в курсе событий и переживают за них. На последнем этапе оборудования зимнего сада взрослые найдут доступные дела для детей 5 — 7 лет, и они станут действительными соучастниками большого мероприятия.
Самая распространенная форма совместной деятельности — это создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы.
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети вдумаются в ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.
По мере взросления детей меняется функция воспитателя и степень их самостоятельности, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» В старшем дошкольном возрасте самостоятельность ребят интенсивно нарастает, становится приемлемой форма дежурства детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста другая: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициативу
Организация и методика проведения дежурств в уголке природы с детьми старшей группы заключаются в следующем
1. Осмотр обитателей уголка природы и выявление их самочувствия и состояния; недостающих компонентов жизненно важных
условий (корм, вода, чистая подстилка и пр.).
2. Практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий (например, просеивание песка, лежащего на дне
птичьей клетки, смена воды в поилке, приготовление корма и
его раскладывание в чистые кормушки и пр.).
3. Заключительное кратковременное наблюдение за животны-
ми - их поведением во вновь созданных благоприятных условиях
внешней среды.
Первоначальный осмотр аквариума с рыбами, птиц в клетке, растений — очень важная составляющая методики. Во-первых, это позволяет воспитывать в детях гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не произошло ли с ними какого ЧП, не заболели ли они. Во-вторых, именно осмотр условий, в которых находятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций, которые необходимо выполнить во время дежурства. Начальный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. «Экологическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются - чего не хватает — что надо добавить и изменить». На первом этапе организации дежурств воспитатель сам показывает детям, как надо делать этот осмотр.
Вторая составляющая методики традиционна — это реальные
трудовые операции по улучшению условий для животных и растений.
они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Именно поэтому необходимо-подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совочки небольшого размера, чтобы маленькой руке ребёнка было удобно и нетяжело, небьющиеся миски, банки, ведерки, небольшие безопасные ножи и т.д. Воспитатель учит детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не напугать птицу, рыб, не сломать стебли или листья растений. Во всех трудовых операциях главным остается живой объект, а сами операции имеют подчиненное значение.
Третья составляющая методики — заключительный осмотр —
позволяет увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают дафнию и т.д. — всем обитателям стало лучше от того, что потрудились дежурные. Это эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей-дежурных. Оно
140 141
ет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание снова участвовать в этом мероприятии.
Организация дежурства в уголке природы предусматривает совместную деятельность одних и тех же детей с воспитателем в течение нескольких дней (от 2 до 5). Оптимальным вариантом является дежурство троих детей подряд 3 дня. За это время 5—6-летние дошкольники способны понять смысл и значение ухода за живыми объектами природы, приобрести начальные практические навыки.
Весь процесс организации дежурств с детьми старшей группы в течение учебного года можно условно поделить на 3 периода: начальный — он падает на осенние месяцы, средний — он растягивается примерно на 4 месяца (декабрь—март) и завершающий (апрель и май). В эти периоды по-разному осуществляется совместная деятельность воспитателя с дежурными, происходит постепенное увеличение самостоятельности детей.
Начальный — это период, когда дети впервые принимают участие в дежурстве и воспитатель обучает их всему процессу. В совместной деятельности этого периода приоритет у воспитателя -он полностью включен в трудовые операции, все делает вместе с детьми, показывает и корректирует. На этом этапе уборка проходит медленно, поэтому воспитатель старается, помочь детям приносит в уголок природы ведро для мусора и ведро с водой, в котором можно все быстро помыть.
Следующий период — дежурство детей по второму и третьему разу. Дежурные начинают все делать самостоятельно, воспитатель стоит рядом и помогает им — словом и делом, показоми одобрением. Индивидуальные различия между детьми очень большие, поэтому степень включенности воспитателя в их практические действия различна: с одними приходится все снова делать вместе, а другим — лишь подсказывать и немного помогать. В одну команду лучше объединять детей с одинаковыми умениями и сходным темпом работы. Быстрых ребят можно приучать мыть оборудование под умывальником, а не в ведре. На этом этапе важна положительная оценка всех достижений и усилий детей, похвалаза складывающиеся практические умения, поддержка тем, у кого еще не все получается.
В последнем периоде, когда дети принимают участие в дежурстве уже по четвертому и пятому разу, воспитатель в совместной деятельности отдает им приоритет. Он находится не рядом, но близко, осуществляет визуальный контроль и по-прежнему готов напомнить, подсказать и практически помочь дежурным выполнять их обязанности. Воспитатель хвалит их за правильность выполнения трудовых операций, хорошее их качество (например, делали все осторожно, аккуратно и т.д.), за самостоятельность,
уверенность и инициативу; за то, что не забыли сначала осмотреть питомцев и условия, в которых они находятся, и только потом приступили к практическим действиям. В конце процедуры напоминает: надо понаблюдать секунду-другую за поведением животных в улучшенных условиях, порадоваться за них. Когда уже все сделано, воспитатель может подвести итог: «Как замечательно у нас все получилось! Вы почти все сделали сами, без моей помощи, самостоятельно. Я переживала, но у вас все получилось. Молодцы!» Дежурство детей и на последнем этапе, при высоком уровне их самостоятельности, остается совместной деятельностью: воспитатель наблюдает за дежурными, подсказывает и включается, когда надо, — это и есть его участие в этой деятельности.
В число обязательных операций на втором этапе организации дежурства необходимо ввести посев овса (или семян других злаковых культур) в 2 — 3 маленькие коробочки. Каждая тройка ребят I раз в 3 дня делает такой посев — это зеленая подкормка для птиц и других обитателей живого уголка, комнаты природы в холодное время года. Дети приобретают уверенные навыки выращивания растений из семян.
Таким же образом (по такой же схеме) осуществляется организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых во всех других экологических пространствах. При наличии комнаты природы со старшими дошкольниками время от времени организуется коллективный труд. Такая форма организации может быть введена после того, как дети обретут первые умения и навыки и будут хорошо знать объекты труда — за кем и как следует ухаживать. В этом случае взрослый берет подгруппу детей (5—10 человек) и организует с ними совместную деятельность — «генеральную уборку» в комнате природы. Воспитатель распределяет детей, предлагает им сначала осмотреть своих подопечных, выяснить, что надо делать, а потом уже приступать к уборке. Сам, облачась фартук, помогает им. Коллективный труд старших дошкольников в комнате природы — это реальная помощь взрослым в обеспечении порядка в зеленой зоне детского сада, которая особенно важна в экстренных случаях отсутствия взрослых, отвечающих за комнату природы.
Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) — каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают, делают прополку.
Труд детей, какого бы объема он ни был, всякий раз становится осмысленным, экологически целесообразным, если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся, если у детей укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом экологического воспитания, методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.