Конспект урока математики в 3 классе

Тема: Приёмы нахождения частного и остатка.

Цель: Познакомить учащихся со способом деления с остатком методом подбора.

Задачи:

· Образовательные:

- сформировать умение находить ближайшее число до данного делителя, которое бы делилось на заданный делитель без остатка;

- сформировать умение находить остаток и сравнивать его с делителем;

- сформировать умение проверять правильность выполненного деления.

· Развивающие:

- развивать умение рассуждать, мыслить, говорить.

· Воспитательные:

- учить детей работать самостоятельно;

- учить слушать и слышать учителя и друг друга.

Оборудование: доска, учебник по математике М.М.Моро, 3 кл., ч. 2, наглядный материал.

Оформление доски:

24 февраля Классная работа 1. а)13:2 = 5(ост. 3) б)13:2 = 6(ост. 1) 2. Логическая задача 3. 1) 18:3 2) 25:4 3) 36:6 4) 72:8 5) 52:9 4. 1) 2.
Расход на 1 день Количество дней Общий расход
один. 3 дн. 48м.
? 80м.

Ход урока

№ этапа, время Название этапа Деятельность учителя Деятельность ученика
I этап, 8.00-8.01 Организационный момент. Мотивация - Здравствуйте, ребята, садитесь. - Сегодня мы познакомимся с новым способом деления. Хотите научиться этому? - Для этого надо быть внимательным. И если вы будете хорошо заниматься, то в старших классах сможете решать более сложные примеры. Дети садятся
II этап, 8.01-8.10 Устный счёт - Начнём урок мы с устного счёта. Задания, которые я буду предлагать, помогут вам лучше усвоить новый материал. - Карточки, для самостоятельной работы получают...........   v Игра «Выбери правильное решение» - Сейчас, ребята, мы поиграем в игру, которая называется «Выбери правильное решение». - Посмотрите на доску. Два ученика решали один и тот же пример, но ответы у них получились разные: § 13:2=5(ост. 3) § 13:2=6(ост. 1) - У них разгорелся спор: «Кто прав?» - Помогите ребятам выбрать правильное решение. - Почему первый пример решён неправильно?   v Вам надо решить задачу по готовой иллюстрации. - Послушайте задачу: В двух связках 20 луковиц. Когда из одной связки взяли 5 луковиц, в ней осталось 7 луковиц. Сколько луковиц в другой связке?   v На доске записаны примеры, выберите и решите примеры устно на деление с остатком: 1) 18:3 2) 25:4 3) 36:6 4) 72:8 5) 52:9   v Посмотрите на «солнышко»: - какое самое большое число до 47 делится без остатка на 5? на 6? на 8? на 9? (на доске под № 4) - Сдавайте карточки, ребята, которые работали по ним. Итог устного счёта: - При решении примеров допустили ошибки……. - При решении задачи……..     2 ученика работают по карточкам на листочках     предложения учеников потому что остаток больше делителя     1) 5+7=12 (л.) – в первой связке. 2) 20–12=8 (л.) – во второй связке. Ответ: 8 луковиц.   =6 =6 (ост.1) =6 =9 =5 (ост.7)
III этап, 8.10-8.15 Изучение нового материала   - Прочитайте пример: 34:9 Если трудно вспомнить самое большое число до 34, которое делится на 9 без остатка, то частное можно найти способом подбора. - Надо 34:9. - Пробуем в частном 2. - Проверим: 9∙2. Сколько получится? - Найдём остаток и сравним его с делителем. - 34 – 18. - Сколько получится? -16 больше 9, значит 2 мало. - Пробуем в частном 3. - Проверим: 9∙3. Сколько получится? - 34 – 27. Сколько получится? - 7 меньше 9, значит, частное 3, остаток 7. Вывод: итак, при делении с остатком мы используем часто способ подбора              
IV этап, 8.15-8.25 Первичное закрепление   1) Работа с иллюстрацией учебника. - Откройте учебники на странице 27, прочитайте внимательно правило деления с остатком. - Открыли тетради, записали дату, классная работа.   2) Решение примеров №1 (1-2 столбики − под руководством учителя, 3-4 – самостоятельно). - Найдите №1, прочитайте задание. - К доске первый пример идёт решать…., остальные у себя в тетради. - К доске второй пример идёт решать… - К доске третий пример идёт решать… - Оставшиеся два примера решаем самостоятельно в тетради. Проверка. - Сверьте с решением у доски. - У кого не так? ( Расскажи, как считал)   3) Решение задачи № 2 под руководством учителя. - Прочитайте задачу про себя, рассмотрите рисунок на доске. - Расскажите задачу по данному рисунку. - Сколько было самолётов? - По сколько самолётов сразу поднималось в воздух? - Тройка самолётов называется звеном, т.е. они поднимались в воздух звеньями. - Сколько всего звеньев может подняться в воздух? - Сколько самолётов останется на земле? - …, выйди к доске и напиши решение, а остальные запишут в тетради. - Назовите ответ     1 ученик читает вслух   один ученик решает на доске за шторкой     по три           20:3=6(ост.2) Ответ: 6 троек самолётов поднимется в воздух, а 2 самолёта останется на земле.
V этап, 8.25-8.27 Физкультминутка      
VI этап, 8.27-8.32 Закрепление ранее изученного материала Решение задачи №3. - Прочитайте задачу молча и выберите к этой задаче краткую запись (на доске). - …, читай задачу вслух. - Какая краткая запись не подходит? Почему? - Что нам известно?     - Что ещё известно? - Что надо узнать? - Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?   - Можем мы это узнать? Каким действием?   - А теперь мы можем ответить на вопрос задачи? - Какое надо выполнить для этого действие?     - Запишите решение задачи с пояснением и ответ запишите самостоятельно. Проверка на слух - У кого не так?     за 3 дня израсходовали 48 мешков муки 80 мешков   сколько расходуется мешков за 1 день? На доске появляется запись: 1) «:»   Да.   На доске появляется запись: 2) «:»   1) 48:3 = 16 (м.) – за 1 день. 2) 80:16 = 5 (д.) Ответ: 80 мешков муки хватит на 5 дней.
VII этап, 8.32-8.40 Самостоятельная работа Решение примеров № 5 (по вариантам): - Прочитайте задание. - Что, значит: уменьшить на несколько единиц? - Что, значит: уменьшить число в несколько раз? - Первый вариант выполняет первую строчку, второй вариант вторую строчку.   Проверка по образцу. - Сверьте с доской. - У кого не так? Объясни, как решал       Значит, вычесть.   Значит, разделить.     С каждого варианта по одному ученику вызвать к доске для решения за шторкой. 1 вариант: 30 – 18 = 12 48 – 18 = 30 70 – 18 = 52 98 – 18 = 80 2 вариант: 27 : 9 = 3 90 : 9 = 10 72 : 9 = 8 54 : 9 = 6
VIII этап, 8.40-8.45 Итог урока. Домашнее задание   - С каким новым способом при делении с остатком мы сегодня познакомились? - Открыли дневники, записали домашнее задание. Стр. 27, № 4, 6 (1 и 2 столбики) (инструктаж выполнения домашнего задания). - За урок получили такие оценки…………(оценочное суждение)     Ответы учеников   Дети записывают домашнее задание и внимательно слушают инструктаж

Библиографический список

1. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и фак-ов нач. классов педвузов / Н.Б. Истомина. – М. : LINKA-PRESS; Издательский центр «Академия», 1998.

2. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М., 1984.

Наши рекомендации