Конспект урока по музыке в 3 –м классе

УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Урок музыки по теме: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама».

Тема урока: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама».

Цель: совершенствовать умение детей выделять, анализировать и сравнивать образы матери в произведениях музыки и искусства.

Задачи:

- вызвать эмоциональный отклик от произведений искусства;

- поработать над дикцией, интонацией, текстом песни «Мама - 1 слово»;

актуализировать знания о том, что в произведениях музыки и искусства разными средствами выразительности изображен образ матери;

Тип урока: углубление в тему.

Жанр урока: музыкальный портрет.

Вид урока: урок-беседа

Оборудование: фортепиано (синтезатор); музыкальный центр; компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран, интерактивная доска, тексты (информация - описание) картин, тексты с информацией о картинах, песнях.

Оформление доски: рисунки детей с изображением матерей.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Аве Мария», музыка В. Гаврилина, слова А. Шульгиной - «Мама»; песня «Богородица» в исполнении С. Лазаревой, песня: «Мама - 1 слово», «По синему морю».

Методы: метод проблемного диалога.

Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная.

Содержание основных этапов урока:

Вводный этап: организация начала урока.

Основной этап: введение в тему урока, изучение нового материала.

Обобщающий этап: подведение итогов урока, рефлексия.

Заключительный этап: домашнее задание.

У учащихся на партах тексты с выделенными словами – описание (информация) о картинах, песнях.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему урока. Исполнение педагогом 1 куплета песни «Мама» В. Гаврилина.

Уч. Ребята, как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке?

Д. О маме.

Уч. Правильно, о маме. Ребята, а почему о маме?

Д. Потому что скоро праздник – «День матери».

Уч. Правильно, мы сегодня поговорим о маме в преддверии праздника – «День матери», который стали отмечать в России с 1998 года, в последнее воскресенье ноября. А что для вас обозначает слово «мама»?

Д. Для меня мама - самое главное в моей жизни, потому что если бы не было мамы, не было бы меня, она меня всегда поддерживает в любых ситуациях.

Д. А я не представляю себя без мамы.

Д. Мама для меня означает моя жизнь, моя забота, как она заботилась обо мне.

Д. Для меня мама - это солнце, свет и жизнь.

Уч. Молодцы ребята, что вы так хорошо отзываетесь о своих мамах.

3.Изучение нового материала.

Уч. Тема нашего урока «Тихая моя, добрая моя, нежная моя мама».

Уч. Кто ответит мне, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Д. Мы будем петь песни и вспоминать разные произведения о маме.

Д. Мы будем рассказывать о мамах, какими мы себе их представляем.

Уч. Да, ребята, мы с вами будем говорить о маме. Скажите, какие произведения о маме вы знаете. Вспомните и назовите их.

Д. Мы знаем песни о маме.

Уч. А какие песни вы знаете о маме? (Дети называют знакомые песни о маме).

Д. есть песни: «Мама - первое слово», «Спи, моя радость, усни», «По синему морю», «Ложкой снег, мешая», «Солнечный круг», «Вдалеке от мамы».

Уч. Исполните песню «Вдалеке от мамы».

Исполнение песни.

Уч. А какие еще произведения о маме вы знаете?

Д.А я знаю стихи, пословицы, поговорки о маме. «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала…»

Уч. Правильно. Образ мамы воспет и в поэзии - стихотворениях, пословицах, поговорках. Послушайте в исполнении учащихся стихотворения о маме.

Исполнение детьми стихотворений, пословиц.

Уч. Ребята, а где еще изображен образ матери?

Д. На картинах, рисунках.

Уч. Правильно, образ матери изображен в разных произведениях искусства, не только в музыке, поэзии, но и в изобразительном искусстве. Многие композиторы, художники, писатели всего мира создали гениальные произведения, посвященные самому дорогому и любимому для каждого из нас человека - маме, потому что в искусстве одной из вечных тем является тема женщины – матери. Поэтому на уроке мы с вами послушаем и сравним, а затем проанализируем музыкальные и художественные произведения о маме.

Уч. Откройте учебник на стр. 43, посмотрите и прочитайте, кто изобразил «Богоматерь с младенцем». Назовите автора. (Ответы детей).

Д. «Богоматерь с младенцем» изобразил художник В. Васнецов.

Уч. Какой изображена «Богоматерь с младенцем»?

Д. Добрая, ласковая, спокойная, заботливая.

Уч. Ребята, а какой музыкой можно озвучить эту картину?

Д. Я считаю, что подойдет песня «Спи моя радость усни».

Уч. Посмотрите на с. 47 и рассмотрите картину «Мадам Шарпантье с детьми» О. Ренуара. Какой на этой картине изображена мама? Прежде, чем выполнить это задание, обратите внимание - перед вами на парте находится информация о картине «Мадам Шарпантье с детьми» О. Ренуара, описание изображения образа мамы. Найдите, пожалуйста, в тексте ключевые слова, выделите их и прочитайте. (Дети читают).

Уч. Так какой изображена мама?

Д. Спокойная, добрая, милая, нежная.

Д. Мама довольная и счастливая, у нее есть дети, и они играют, есть собака.

Д. Мне кажется, что мама - богатая.

Уч. Эта картина напротив, передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные позы матери, детей и даже собаки полны покоя и умиротворения.

Уч. Ребята, скажите, а эту картину можно озвучить какой песней?

Д. Мне кажется песней «Мама - первое слово».

Уч. А почему именно этой песней?

Д. Потому что на картине яркие, солнечные краски, а в песне светлые, радостные интонации.

Уч. А песня, какая по характеру?

Д. Очень душевная, с трепетом, волнением.

Д. Я считаю, что песня похожа на колыбельную.

Д. Я думаю песня - ласковая, нежная, как песня – воспоминание.

Д. Я считаю, что характер песни нежный, ласковый, добрый, душевный и более подходит для этой картины.

Уч. Ребята, а вы можете назвать свою маму нежной?

Д. Да.

Уч. А какими движениями мы можем показать нежность мамы? Покажите. (Дети показывают движения).

Уч. А сейчас все вместе покажем руками. (Показ движения).

Уч. Покажите, как вас любит мама. (Показ движения).

Уч. А у тебя какая мама?

Д. Добрая.

Уч. Вспомните 1 куплет песни «Мама – 1 слово». Сначала проговорим текст 1 куплета, повторяйте за мной по фразам. (Работа по фразам).

Уч. Теперь поработаем над дикцией, т.е. четким произношением в отдельных фразах.

Повторяйте за мной фразу: «Так бывает ночью бессонною, мама…». Теперь проговорим эту фразу все вместе четко, размеренно. (Отработка четкого произношения).

Вспомните мелодию куплета, припева песни, обратите внимание на скачки в мелодии, интонации. (Отработка интонации куплета, припева песни).

Ребята, обратите внимание на ритм песни. Он все время ровный или меняется? (Ответы детей).

Сейчас соберем 1 куплет и припев песни вместе и исполним.

Исполнение песни «Мама-первое слово».

Уч. Ребята, а на ваших рисунках какой изображена мама? Какое у нее лицо, глаза?

Д. Я, когда рисовал, то представлял, что мама радуется, потому что родила меня. Глаза моей мамы - добрые, ласковые.

Д. А моя мама изображена, как она убирается, пылесосит. А у моей мамы глаза искрятся.

Д. Моя мама изображена в фартуке, на кухне. Мне нравится, как она вкусно готовит.

Уч. А ваши рисунки, можно озвучить какой песней?

Д. Я думаю песней «По синему морю».

Уч. Исполните эту песню.

Исполнение песни «По синему морю».

Уч. Ребята, вы знаете, что образ матери может быть изображен не только на картинах, ваших рисунках, но и где еще, как вы думаете?

Д. Я видел в церкви на иконе.

Уч. Ребята, а кто из вас слышал об иконах, а об иконах Божией матери?

Д.Я видела иконы в церкви.

Д.А у нас есть дома иконы.

Д. Я тоже слышал.

Уч. А что обозначает слово икона?

Д. Святой образ.

Уч. Посмотрите, пожалуйста, у меня в руках икона Божией матери Владимирская. Какой изображена Богоматерь?

Д. Похожа на маму, которая любит своего ребенка, чтобы ни случилось, заступится за него.

Уч. А теперь послушайте произведение «Аве Мария» Франца Шуберта. «Аве Мария» обозначает «Радуйся, Мария!»

Слушание «Аве Мария» Франца Шуберта.

Уч. Перед вами на партах тексты с описанием этого произведения. Найдите в тексте ключевые слова - определение описания произведения. Прочитайте и ответьте, какое произведение по характеру. (Ответы детей).

Д. Мелодия очень красивая, нежная, душевная.

Д. Я думаю, что мелодия праздничная.

Д. Мне кажется, что мелодия душевная.

Уч. Произведение «Аве Мария» можно соотнести с иконой Божией матери Владимирской, т.е. озвучить икону этим музыкальным произведением?

Д. Мы считаем, что можно, т.к. на иконе образ матери - заступницы величественный, гордый, как и в произведении «Аве Мария».

Уч. Правильно.

4. Итог и вывод по уроку.

Уч. Мы сегодня с вами рассмотрели образ матери в разных произведениях искусства, поговорили о том, что о маме написано очень много песен, стихотворений, произведений изобразительного искусства, также мы сравнивали и анализировали, соотносили произведения изобразительного искусства с музыкальными произведениями.

Уч. Наш урок подходит к концу.

5. Рефлексия.

Уч. Мне бы хотелось узнать, чем мы сегодня занимались на уроке?

Д. Вспомнили стихи, пословицы, поговорки о маме.

Д. Вспомнили песни о маме.

Уч. А какие песни мы исполнили?

Д. «Вдалеке от мамы», «По синему морю», «Мама-1 слово».

Уч. А еще чем занимались?

Д. Мы описывали наши рисунки, какой там изображена мама.

Уч. Что нового вы узнали?

Д. Я узнал про картину В.Васнецова и про икону, на которых изображена Богоматерь.

Уч. А что общее вы увидели и отметили в разных произведениях искусства?

Д. Я увидел, как мама любит своих детей.

Уч. А теперь ответьте, пожалуйста, что обозначает для вас мама.

Д. Для меня мама - все самое прекрасное и дорогое.

Д. А моя мама – это все самое дорогое и родное, любимое.

Д.А для меня моя мама - самая лучшая на свете.

Уч. Правильно, ребята. Мама-это кровный, святой человек. Говорят, мать-кормилица, мать-земля, Родина-мать…Мама, как и богоматерь не предаст, не разлюбит, все время будет с вами, чтобы ни случилось.

(Слушание песни «Богородица» в исполнении С. Лазаревой).

Уч. Скажите, что было для вас сложным, а что было интересным?

Оценивание работ учащихся, выявить активных, поблагодарить всех за внимание.

6. Домашнее задание.

Уч. Я задаю вам домашнее творческое задание - нарисуйте свою маму.

Уч. Закончить наш урок мне хочется такими словами: «Давайте будем любить, и беречь своих мам!»

Благодарю за внимание.

Заключение

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты.

1. Показана актуальность выявленных методов организации вокально-хоровой работы учащихся начальной школы на уроках музыки.

Хоровое пение, независимо от названия предмета, являлось фактической основой музыкального обучения. В результате возникало несоответствие между задачами певческого воспитания и музыкально-эстетического образования, поскольку первое не могло охватить всего того многообразия художественных явлений, которое свойственно музыкальному искусству в целом. Это сказывалось на самом хоровом пении. Многие выдающиеся деятели музыкальной культуры (К. Птица, А. Свешников и другие) говорили о невысоком уровне певческой культуры школьников.

Вовлекая младших школьников в музыкально-творческий процесс через доступные каждому ребёнку формы учитель музыки, тем самым, создает условия воспитания общей музыкальной культуры, приобщает детей к настоящим нравственным и моральным ценностям, что способствует ослаблению разрушающих действий на личность младшего школьника средств массовой информации и социальной среды.

2. Анализируя особенности развития детского голоса, мы выяснили, что голос у младшего школьника (до 10-11 лет) обладает чисто детским звучанием, так как его рост в данном возрасте идёт плавно, и существенных изменений в его голосе не происходит.

В этом возрасте, из известных типов певческого дыхания следует использовать в пении на уроках музыки в начальной школе смешанный тип, постепенно совершенствуя его в процессе овладения основными элементами. Самоконтроль, слуховое внимание и, главное эмоциональная выразительность все это развивается у младшего школьника на уроках музыки, в едином комплексе с другими вокально-хоровыми навыками.

В данной работе были рассмотрены следующие методы:

Метод – "Музыкальный театр". Он является одним из методов разработанным в системе музыкального воспитания К. Орфом. Данный метод направлен на постижение целостного музыкального содержания. Средства - звук, жест, танец, слово, литературный текст и звук. Данный метод помогает ребёнку сделать музыку зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе в вокально-хоровой работе.

Метод проектов – совокупность приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических навыков. Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт.

Фонопедический метод - направлен на развитие качественных характеристик голоса (певческого или речевого), так и на формирование певческо-исполнительских навыков. Автором этого метода является В.В. Емельянов.

Особое место в методике проведения урока музыки в начальной школе отводится вокально-хоровым упражнениям. И здесь учителю музыки необходимо соблюдать постепенность в усложнении заданий и основываться, на специальных методических принципах (поддержание интереса у учащихся, развитие слуха, пение без сопровождения, личный показ и объяснение педагога, сознательное овладение навыками, сочетание коллективного и индивидуального пения).

В начальных классах при правильном использовании вокально-хоровой работы на уроках музыки учитель может достигнуть хорошо поставленного голоса при пении песен, так сказать в унисон, а также дети научаться работать в команде и приобщаться к высокому искусству.

Ведь песня - это драгоценная область музыкально-поэтического искусства. «В известном смысле можно сказать, - пишет Д. Б. Кабалевский, - «что с песни начинается и на песню опирается почти вся музыка». Поэтому так важно, чтобы наши ученики полюбили песню, умели ее красиво и правильно исполнять, чтобы несли песенную культуру в жизнь [29].

Таким образом, можно сказать, что вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе помогает учителю не только, разнообразить работу на уроках используя, различные методы вокально-хоровой работы, но и сплотить класс в единую команду, добиться того, чтобы весь класс при исполнении произведения пел как один человек в унисон и главное способствовать воспитанию музыкальной культуры как части духовной культуры, а это главная цель образования.

Наши рекомендации