Тема 2. Развитие педагогической практики, педагогических идей и науки в нашей стране
Примерные вопросы для обсуждения.
1. Народная педагогика славян и ее влияние на развитие средневекового образования на Руси. Воспитание и обучение в Киевской Руси. Первые педагогические сочинения на Руси.
2. Возрождение и развитие образование в Московской Руси 14 - 15 веков.
3. Греко-латинские школы, Славяно-Греко-латинская академия.
4. Реформы Петра I в области просвещения.
5. М.В.Ломоносов. Создание Академии наук, Московского университета.
6. Идеи общечеловеческого воспитания и антисословный проект школьной системы Н.И.Пирогова.
7. Реформы образования в России в 19 веке.
8. Гуманистическая концепция воспитания К.Д.Ушинского.
9. Идеи свободного воспитания Л.Н.Толстого.
10. Государственные акты в области народного образования, принятые после октября 1917 г. Разработка и реализация идеи трудовой школы. Разработка теории воспитания в коллективе и ее реализация в практике советской школы.
11. Теоретические идеи и практическая деятельность видных отечественных педагогов, повлиявших на развитие образования и школы: П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.Н.Сороко-Росинский и др.
12. Идеи педагогов второй половины 20 века: В.А.Сухомлинский, Л.В.Занков, И.П.Иванов, В.В. Давыдов, Ш.А.Амонашвили, С.Н. Лысенкова, Е.И.Ильин и др.
Литература:
1. Джуринский А. Н. История педагогики. - М. : Владос,2000.
2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие.- М.: ВЛАДОС,1999
3. История педагогики и образования / учебное пособие для студ. высш. учеб, завед. / под ред. Л. И. Пискунова, 2-е изд. испр. и доп. - М. : ТЦ СФЕРА, 2004.
4. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. - М., 1982.
5. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли: учеб, для студентов вузов. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
Задания для самостоятельной работы (4 раздел)
Задание:
Сделать учебный проект по одному из предложенных основополагающих вопросов.
Для этого необходимо:
1. Сформулировать творческое название проекта.
2. Сформулировать 5-6 проблемных вопросов к основополагающему (можно использовать предложенные в таблице вопросы или сформулировать их самостоятельно).
3. Сформулировать гипотезы по проблемным вопросам. Гипотезы являются возможными вариантами решения проблем. Например: вопрос о ком из педагогов чаще всего пишут в учебниках? Гипотезой может служить следующее размышление: в учебниках пишут о тех, кто сделал в педагогике какое-то открытие и смог оставить текст с описанием этого открытия.
4. Составить план исследования (подбор источников информации, литературы, сбор данных, анализ, опросы, анкетирование, продумывание вариантов оформления и представления результатов).
5. Доказательство выдвинутых гипотез на основе собранного материала.
6. Оформление результатов исследования. Подготовка презентации по отчету о проделанной работе (это может быть доклад на 5 минут с иллюстрациями, электронная презентация, буклет, информационный бюллетень и др.)
7. Защита полученных выводов в группе.
Основополагающий вопрос | Проблемные вопросы | |
1. | Кого из педагогов прошлого можно считать действительно выдающимся? | О ком из педагогов чаще всего пишут в учебниках? В чем их заслуга перед обществом? Все ли идеи и дела известных педагогов могли реально быть воплощены в жизнь? Какие идеи считаются прогрессивными? Много ли среди выдающихся педагогов практиков? |
2. | Как развивались идеи гуманизма в педагогике? | Что такое гуманистический подход в педагогике? Кто из педагогов разрабатывал эти идеи? Чем их взгляды различались? Что между ними было общего? Какие из идей находили отражение в педагогической практике? Что из идей педагогов – гуманистов не реализовано до сих пор, почему? |
3. | Что можно в педагогике считать открытием? | Что такое научное открытие? Как реальные открытия влияют на развитие общества? Какие педагогические идеи повлияли на изменения в обществе? |
4. | Как изменялись понятия школа, учитель, обучение, воспитание в истории педагогики? | Как определялись данные понятия в разные исторические эпохи? Что между ними было общего? В чем различия? Что повлияло на изменение содержания понятия? Как сегодня принято давать определения этим понятиям? |
5. | Как влияет цель образования на развитие общества? | Что такое цель образования? Почему цель считают системообразующим элементом системы образования? Как изменяется цель образования на разных исторических этапа? Что влияет на формулировку цели? Как цель влияет на изменение системы образования? |
6. | Какие способы обучения считались наиболее эффективными? | Что такое способ обучения (метод, прием, технология)? Какие способы обучения использовались педагогами на протяжении истории? Что влияет на выбор педагогами того или иного способа обучения? Как определить эффективность различных способов обучения? Какие способы обучения актуальны в сегодняшней школе? |
7. | Как в истории педагогики решался вопрос о индивидуальном и коллективном воспитании? | Надо ли воспитывать детей в коллективе? Кто из педагогов прошлого теоретически и на практике доказывал необходимость коллективного воспитания? В чем плюсы и минусы коллективного и индивидуального воспитания? Что влияет ли на выбор способа воспитания? Какой способ воспитания сегодня считается приоритетным? |
8. | Как в истории педагогики возникла и реализовывалась идей развивающего обучения? | Что первично развитие личности или обучение? Почему возникла идея развивающего обучения? В чем плюсы и минусы развивающего обучения? Кто из педагогов прошлого теоретически и на практике доказывал необходимость развивающего обучения? Как вопрос о развивающем обучении решается сегодня? |
9. | Как и когда возникла идея о необходимости создания образовательной среды? | Что в истории педагогики понималось под образовательной средой? Одинаково ли разные педагоги в разных странах понимали, что такое образовательная среда? Какие примеры создания среды есть в истории педагогики? Является ли создание образовательной среды необходимым условием эффективного воспитания и обучения? Можно ли обучать и воспитывать детей не учитывая среду? |
10. | К чему приводят школьные реформы? | Что такое реформа? Какие школьные реформы проводились? В чем их цели и результаты? Всегда ли задуманное воплощается в жизнь? Кто стоит у истоков реформ? Кто является их заказчиком? Как в результате реформ меняется школа, образование, общество? |
11. | Почему одни педагогические идеи уходят в прошлое, а другие живут в веках? | Что можно считать выдающимися педагогическими идеями? Почему одни идеи находят воплощение в жизни, а другие нет? Влияет ли это на оценку идеи? |
Примерные вопросы к зачету
1. Предмет и задачи раздела «Тенденции развития мирового историко-педагогического процесса».
2. Зарождение воспитания в первобытном обществе и его развитие в античном мире.
3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в средние века и эпоху Возрождения.
4. Образование и педагогическая мысль в Новое время (17-18 в.в.).
5. Образование и педагогическая мысль в индустриальном обществе (19в.).
6. Основные направления развития школы и педагогики в Новейшее время (20в.).
7. Идея демократизации образования в педагогических воззрениях прогрессивных мыслителей и педагогов.
8. Проблемы демократизации общеобразовательной школы на современном этапе.
9. Идея гуманизации образования в педагогических теориях прогрессивных зарубежных и отечественных педагогов.
10. Гуманистическая направленность воспитания в современной российской и зарубежной школе.
11. Вариативность, многоукладность школьного образования в Западных странах и России. Типология и многообразие общеобразовательных учреждений.
12. Опытно-экспериментальная деятельность в области образования. Экспериментальные,открытые,альтернативные школы за рубежом и в России.
13. Диверсификация общего образования в школах ведущих стран мира во 2 половине ХХ века.
14. Основные направления и формы дифференцированного обучения в современной школе России.
15. Гуманитаризация образования как одна из тенденций развития мирового педагогического процесса.
16. Проблемы реформирования классно-урочной системы в современном мире.
17. Информатизация образования. Педагогизация новейших технических средств.
18. Модернизация школьного воспитания во второй половине ХХ века.
19. Школьные системы на современном этапе развития общества.
20. Реформы высшей школы в конце ХХ века. Болонский процесс.
21. Теория естественного и свободного воспитания. Опыт реализации. Основополагающие принципы.
22. Зарубежные и отечественные педагоги о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности.
23. Проблемы коллективного воспитания в опыте отечественных педагогов ХХ века.
24. Становление теории развивающего обучения в зарубежной педагогике.
25. Проблема единства обучения и умственного развития учащихся в педагогических теориях отечественных педагогов двадцатого века.
26. Отечественные и зарубежные педагоги о единстве функций обучения и воспитания в педагогической деятельности.
27. Прогрессивные мыслители и педагоги о всестороннем развитии человеческой личности.
28. Всестороннее и гармоничное развитие личности как воспитательный идеал отечественной школы двадцатого века.
29. Идея антропологического подхода в зарубежной и русской педагогике.
30. Идея общечеловеческого воспитания в педагогических теориях зарубежных и отечественных педагогов.
31. Идея народности в общественном воспитании в педагогических воззрениях педагогов восемнадцатого и девятнадцатых веков.
32. Идея создания образовательной среды в педагогических взглядах и практической деятельности ведущих зарубежных и отечественных педагогов.
33. Идея взаимодействия школы с социальными партнерами в педагогических теориях двадцатого века.
34. Проблема сотрудничества школы и семьи в России и ведущих странах мира.
35. Интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования в современном обществе.
36. Педагогика сотрудничества конца двадцатого века. Опыт педагогов новаторов 80-х годов двадцатого века.
Вопросы к экзамену по модулю
1. Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии.
2. Понятие педагогической деятельности, ее сущность, задачи и функции. Гуманистический характер педагогической деятельности. Основные виды профессиональной деятельности педагога и их структура.
3. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Педагогические способности, их структура.Профессиональная компетентность педагога, ее сущность и содержание.
4. Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи, функции и проблемы педагогики.Категориальный аппарат педагогики.
5. Целостный педагогический процесс. Структура педагогического процесса, его закономерность.Функции и противоречия педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и учащихся в педагогическом процессе.
6. Личность ребенка как объект и субъект педагогического процесса.
7. Методология педагогической науки и ее уровни. Система методов и методика педагогического исследования.
8. Сущность и структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Особенности педагогического взаимодействия.
9. Учет в педагогическом взаимодействии индивидуальных,возрастных, гендерныхособенностей учащихся.
10. Педагогическое общение.
11. Сущность процесса обучения. Его место в целостном процессе образования. Движущие силы, закономерности и принципы процесса обучения.
12. Сравнительный анализ современных педагогических теорий, концепций, подходов к обучению.
13. Понятие о логике и структуре процесса обучения и процесса усвоения знаний.
14. Понятие и сущность метода и приема обучения. Классификация методов обучения. Характеристика современных методов обучения.
15. Средства обучения. Их классификация.
16. Общее понятие о формах организации обучения. Урок - основная форма организации учебного процесса. Нетрадиционные формы обучения.
17. Содержание образования как средство развития личности. Государственный образовательный стандарт. Учебные программы, учебники и учебные пособия.
18. Современные подходы к проектированию индивидуальных маршрутов учащихся в процессе обучения
19. Понятие и сущность образовательной среды
20. Просветительская деятельность в процессе образования.
21. Характеристика современных технологий обучения.
22. Понятие воспитания. Сущностные характеристики воспитания. Цели воспитания и их классификация.
23. Понятие «содержание воспитания». Основные направления воспитания
24. Понятие о методах, приемах, средствах воспитания. Классификация методов воспитания и их характеристика.
25. Понятие о форме воспитания. Разнообразие форм воспитательной работы и их классификации.
26. Проблема определения результатов воспитания в отечественной педагогической науке, в стандартах вторго поколения.
27. Этапы воспитательного процесса. Проектирование воспитательного процесса.
28. Среда и ее влияние на развитие человека. Факторы социализации.
29. Деятельность – основа воспитательного процесса. Виды воспитывающей деятельности и их характеристика. Требования к организации воспитывающей деятельности.
30. Организаторская деятельность педагога. Этапы и правила организаторской работы (А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский).
31. Коллективная творческая деятельность, ее этапы и особенности организации. (И.П. Иванов).
32. Сущность девиантного поведения личности, варианты проявления и факторы его формирования. Стратегии, тактики, способы работы с учащимися с девиантным поведением. Профилактика девиантного поведения и правонарушений учащихся. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.
33. Сотрудничество школы и семьи.
34. Особенности воспитания в учреждениях дополнительного образования. Взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования в современных условиях.
35. Сущность и особенности педагогического сопровождения. Основные теории педагогического сопровождения Деятельность тьютора в учреждениях общего образования.
36. Технология педагогической поддержки.
37. Индивидуальная педагогическая помощь в процессе социализации личности. Методика оказания индивидуальной помощи.
38. Подходы к психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения и подготовки к сознательному выбору профессии.
39. Характеристика деятельности классного руководителя в современных условиях.
40. Идея демократизации образования в педагогических воззрениях прогрессивных мыслителей и педагогов.
41. Идея гуманизации образования в педагогических теориях прогрессивных зарубежных и отечественных педагогов.Гуманистическая направленность воспитания в современной российской и зарубежной школе.
42. Вариативность, многоукладность школьного образования в Западных странах и России. Типология и многообразие общеобразовательных учреждений.
43. Основные направления и формы дифференцированного обучения в современной школе России.
44. Проблемы реформирования классно-урочной системы в современном мире.
45. Информатизация образования. Педагогизация новейших технических средств.
46. Школьные системы на современном этапе развития общества.
47. Реформы высшей школы в конце ХХ — начале 21 века. Болонский процесс.
48. Теория естественного и свободного воспитания. Опыт реализации. Основополагающие принципы.
49. Проблемы коллективного воспитания в опыте отечественных педагогов ХХ века.
50. Становление теории развивающего обучения в зарубежной и отечественной педагогике.
51. Идея народности в общественном воспитании в педагогических воззрениях педагогов восемнадцатого и девятнадцатых веков.
52. Идея создания образовательной среды в педагогических взглядах и практической деятельности ведущих зарубежных и отечественных педагогов.
53. Педагогика сотрудничества конца двадцатого века. Опыт педагогов новаторов 80-х годов двадцатого века.