Традиционные иносказательные приёмы
Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) – это выражение отвлеченных понятий через конкретные художественные образы.
Примеры аллегории:
Глупого и упрямого часто называют Ослом, труса – Зайцем, хитрого – Лисой.
Басенный муравей — олицетворение трудолюбия («Стрекоза и муравей»), свинья — невежества ("Свинья под дубом").
Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
Примеры иронии:
Комплименты лисицы из басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»:
Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок!«Откуда, умная, бредешь ты, голова» - обращение к ослу в басне И.А. Крылова «Лисица и Осел».
Приложение №13
Стихотворный размер
Стихотворный размер – форма стихотворного ритма, последовательно выдержанная на протяжении стихотворного произведения или его отрывка. Существует 5 основных стихотворных метра: хорей, ямб, дактиль, анапест и амфибрахий.
Введем следующие обозначения: È - безударный слог; / - слог под ударением
Стихотворный размер | Обозначение | Определение | Образец для запоминания | Пример |
Хорей | /È | двусложный размер с ударением на первом слоге. 1-3-5-7 - хорей | мАма мЫла рАму | Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. (А.С. Пушкин) |
Ямб | È/ | двусложный размер с ударением на втором слоге. 2-4-6-8 - ямб | янвАрь метЁт | Я знаю - город будет, Я знаю - саду цвесть, Когда такие люди В стране советской есть. (В. Маяковский) |
Дактиль | / ÈÈ | трехсложный размер с ударением на первом слоге. 1-4-7-10 - дактиль | Анна АхмАтова | Славная осень! Здоровый, ядреный! Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов) |
Амфибрахий | È / È | трёхсложный размер с ударением на втором слоге 2-5-8-11- амфибрахий | МарИна ЦветАева | Однажды в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз, Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.А. Некрасов) |
Анапест | ÈÈ / | трёхсложный размер с ударением на последнем слоге 3-6-9-12 - анапест | НиколАй ГумилЁв | Я тебе ничего не скажу, Я тебяне встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. (А. Фет) |
Приложение №14
Памятка
Алгоритм литературно-исполнительского анализа стихотворения
(Как прочитать стихотворение выразительно)
1. Первый раз прочитайте стихотворение про себя.
2. Определите, о чём стихотворение (тема).
3. Определите, для чего автор написал стихотворение (основная мысль, идея).
4. Разделите стихотворение на части.
5. Отметьте особенности стихосложения данного стихотворения: сколько стихов, строф, особенности рифмовки, стихотворный размер – уловите мелодию (ритм) стихотворения.
6. Определите, какие чувства выражает автор в каждой части, меняются ли эти чувства.
7. Составьте партитуру стихотворения: выделите «ключевые слова», на которых нужно делать акцентное ударение, отметьте все паузы.
8. Читаем, соблюдая все паузы на месте знаков препинания.
9. Помним, что конец строки предполагает паузу (остановка голоса в конце каждой строки создает ритм).
10. Читаем достаточно громко, чётко, чтобы было слышно и понятно каждое слово.
Чувства, которые могут быть выражены в стихотворении:
ü грусть, печаль, тоска, страдание, скука,
ü жалость, пессимизм (неверие в лучшее),
ü радость, веселье, беззаботность, восторг, триумф (торжество),
ü надежда, вера, оптимизм (вера в лучшее, в будущее),
ü любовь, страдание, страсть,
ü усталость, нелюбовь, злость,
ü возмущение, протест, отчаяние,
ü прощение, чувство вины,
ü сомнение, волнение,
ü гордость, раздражение и т.п.
Как читать стихи вслух
- Сосредоточьтесь и освободите от лишнего напряжения мышцы лица, шеи рук и т. д. (добивайтесь легкого и свободного звучания).
- Соблюдайте ритми размер стихотворения, (чередование ударных и безударных слогов в строке, логические и ритмические паузы).
- Избегайте монотонностипри чтении, выделяй те голосом логические ударения — слова или словосочетания, которые несут основной смысл (четко и выразительно произносим рифмы, соблюдаем интонацию знаков препинания).
- Передавайте образы словголосом (ясно представляем, рисуем в своем воображении картины того, о чем говорим; используем прием звукоподражания).
- Выражайте свое отношениек событиям. Передавайте чувства и ощущения с помощью интонации. Голос звучит плавно, переходя из одного тона в другой, не выкрикивайте отдельные слова, следите за громкостью звучания и за темпом речи.
- Произносите слова четко и внятно(правильно артикулируем звуки).
- Произносите слова правильно,в соответствии с правилами орфоэпии.
- Контролируйте себяс помощью речевого слуха.
Приложение №15