Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, имеющих отклонения в развитии
Общие задачи совпадают с задачами физической культуры здоровых школьников, что отражено в государственных образовательных программах.
К общим относятся воспитательные, образовательные, оздоровительные задачи и задачи физического развития:
- укрепление здоровья, закаливание организма;
- обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков;
- развитие физических способностей;
- формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься
физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;
- воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к дисциплине, организованности, ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности.
К специальным задачам относятся:
1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазанье, упражнениях с предметами и др.:
- согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног,
туловища, головы).
- согласованности выполнения симметричных и асимметричных
движений.
- согласованности движений и дыхания.
- компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций.
- формирование движений за счет сохранных функций.
2. Коррекция и развитие координационных способностей:
- ориентировки в пространстве.
- дифференцировки усилий, времени и пространства.
- расслабления
- быстроты реагирования на изменяющиеся условия.
- статического и динамического равновесия.
- ритмичности движений.
- точности мелких движений кисти и пальцев.
3. Коррекция и развитие физической подготовленности:
- целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств;
- развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
4. Коррекция и профилактика соматических нарушений:
- формирование и коррекция осанки.
- профилактика и коррекция плоскостопия.
- коррекция массы тела.
- коррекция речевого дыхания.
- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных
способностей:
- развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного
и слухового восприятия.
- дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе,
расстоянию, направлению.
- развитие зрительной и слуховой памяти.
- развитие зрительного и слухового внимания.
- дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений.
- развитие воображения.
- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
6. Развитие познавательной деятельности.
- формирование представлений об элементарных движениях, частях тела, суставах (название, понятие, роль в движении), об упражнениях их технике и влиянии на организм, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий.
- расширение и закрепление знаний, основанных на межпредметных связях, являющихся составной частью физических упражнений
(формирование пространственных представлений, речевой и коммуникативной деятельности, знакомство с животным миром и т.п.).
7. Воспитание личности умственно отсталого ребенка.
Методы развития физических качеств и способностей.
Многократное выполнение физических упражнений сопровождается не только улучшением качества техники, но и тренирующим воздействием, развитием адаптационных процессов, охватывающих все системы и функции организма. Упорядоченный подбор физических упражнений, регулирование их продолжительности и интенсивности определяют характер и степень воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, развитие его отдельных способностей.
Принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые, скоростные, координационные, выносливость и гибкость. Каждой из них присуща специфическая структура, целевая направленность движений, мышечная координация, режим работы и его энергообеспечение. Развитие физических качеств подчиняется общим закономерностям этапности, неравномерности, гетерохронности независимо от пола, возраста, наследственных факторов, состояния здоровья.
В целях направленного развития физических качеств у лиц с ограниченными возможностями используются те же методы, что и для здоровых людей. Так для развития координационных способностей используется широкий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, дифференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений и др.
И простые, и сложные упражнения требуют координации: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом - зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем - рассчитать усилие, в четвертом - точно воспроизвести заданный ритм движения. Проявление координации многолико и всегда выражается в качестве выполнения упражнения, т. е. насколько точно оно соответствует поставленной задаче. Но техника физических упражнений имеет не одну, а несколько характеристик: временную (время реакции, время движения, темп), пространственную (исходное положение, поза, перемещение тела и его звеньев в пространстве, отличающихся направлением, амплитудой, траекторией), пространственно-временную (скорость, ускорение), динамическую (усилия), ритмическую (соразмерность усилий во времени и пространстве).
Управлять всеми характеристиками одновременно человек с сенсорными, двигательными, интеллектуальными нарушениями не способен, так как результатом дефекта явилось либо рассогласование между различными функциями, либо отсутствие или недостаток сенсорной информации, либо дискоординация между регулирующими и исполнительными системами организма. Чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации.
Координационные способности человека представляют совокупность множества двигательных координации, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность, т. е. умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро его перестраивать.
Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы лиц с ограниченными возможностями является игровой метод. Игра как забава, развлечение свойственна людям во все возрастные периоды жизни, она удовлетворяет естественные потребности человека в эмоциональном досуге, движении, общении и является способом самовыражения.
Естественно, что в группах с разными видами нарушений содержание игровой деятельности неодинаково и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физическими возможностями, возрастом. Но несомненным является тот факт, что, используя эмоциональную основу игры, можно успешно решать коррекционно-развивающие задачи, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, научные исследования, программы физического воспитания, концепции оздоровления данной категории подростков.
Классификация подвижных игр:
1) по степени адаптации к отдельным нозологическим группам:
- подвижные игры для слепых и слабовидящих;
- подвижные игры для глухих и слабослышащих;
- подвижные игры для умственно отсталых;
- подвижные игры для детей с нарушениями речи;
- подвижные игры для детей с поражением опорно-двигательного аппарата (ампутантов);
- подвижные игры для детей с ДЦП;
2) по преобладающему виду действий и движений:
- подвижные игры с ходьбой и бегом;
- подвижные игры с прыжками;
- подвижные игры с метанием;
- подвижные игры с лазаньем, ползанием, перелезанием;
- подвижные игры с ловлей, передачей, перекатыванием мяча;
- подвижные игры с различными предметами;
3) по преимущественной направленности развития физических способностей:
- развитие скоростных способностей;
- развитие скоростно-силовых способностей;
- развитие силовых способностей;
- развитие координационных способностей;
4) по степени интенсивности:
- подвижные игры малой психофизической нагрузки;
- подвижные игры умеренной психофизической нагрузки;
- подвижные игры тонизирующей психофизической нагрузки;
- подвижные игры тренирующей психофизической нагрузки;
5) по направлениям развития познавательных способностей и психических функций:
- подвижные игры, включающие развитие сенсомоторных функций зрительного восприятия основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), зрительного и осязательного восприятия (холодный - теплый), величин (большой - маленький), фактуры предметов (твердый - мягкий, гладкий - шероховатый), геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал и др.), восприятия пространственных отношений (вверх - вниз, вправо - влево, впереди - сзади, по отношению к себе и другим);
- подвижные игры, активизирующие мышление: наглядно-действенные и наглядно-образные формы, сравнение объектов по различным признакам, произвольное конструирование и по образцу;
- развитие памяти и внимания: слухового и зрительного, запоминание правил игры, последовательности действий, речитативов, названий инвентаря, частей тела и пр.;
- развитие речи и закрепление грамматических знаний: дифференциация звуков и букв, правильного звукопроизношения, увеличение активного словаря, способности словообразования, подбор признаков к предметам и др.;
- закрепление элементарных математических представлений о числе и его обозначении, порядковом и количественном счете, ориентировании в числовом ряду, сравнение количеств и т. п.;
- расширение представлений об окружающем мире: ознакомление с дикими и домашними животными (медведь, лиса, собака, кошка), птицами (аист, сова, воробей), имитация их движений и звуков, растительным миром (деревья, цветы, овощи);
- закрепление социально-бытовых навыков (правила уличного движения, название школьных принадлежностей, одежды, посуды и т. п.);
- формирование общения и взаимоотношений (согласование движений в парах, команде, оказание помощи, совместные действия и т. п.).
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования.
Метод анализа и обзора научно-методической и исследовательской литературы был использован с целью получения сведений о состоянии вопроса в современной теории и практике адаптивной физической культуры.
2. Педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент предусматривал использование в экспериментальной группе различных специальных коррекционных заданий и упражнений в игровой форме, подвижных игр с учетом типологических особенностей учащихся данной группы.
3. Методы контрольных испытаний
Контрольные испытания дали возможность выявить начальный уровень показателей координационных способностей, сравнить эти показатели в экспериментальной и контрольной группах, проследить сдвиги за экспериментальный период времени.
Использовались следующие контрольные упражнения, специально подобранные для учащихся с отклонениями в развитии:
Реагирующая способность, которая оценивалась с помощью теста «ловля линейки»;
Способность к сохранению равновесия оценивалась с помощью теста, отражающего уровень развития статического равновесия по результатам выполнения «пробы Ромберга». Используется два положения: «пяточно-носочное» и усложненное «аист».
Способность к ориентации в пространстве - тест «слаломный бег».
Любой из этих тестов, отобранных мною для получения сведений о ходе и итогах проводимого нами педагогического эксперимента, выполнялся в одинаково продуманных условиях и в начале и в конце исследования.
4. Методы математической статистики.
В статистической обработке определялись показатель средней арифметической, где M - результат.
Организация исследования
Исследование проводилось на базе ОГПОБУ «Политехнический техникум» г. Биробиджана. В качестве обследуемых были взяты учащиеся коррекционной группы, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, обучающиеся в упомянутом выше учебном заведении, которые были распределены на две группы.
Экспериментальную группу составили учащиеся 1 курса группы МС-211, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, в составе 9 человек (мальчики). С этой группой работа запланирована работа на два года (т.е. на весь срок их обучения)
Контрольную группу составили учащиеся 2 курса группы МС-221, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии в составе 5 человек (мальчики).
Работа с экспериментальной группой была разбита на две части:
1. Первый год обучения: стандартные комплексы упражнений, физические упражнения (индивидуальные и групповые) на развитие координации, чувства пространства, общеразвивающие и общеукрепляющие упражнения (Приложение №1). Все упражнения строились по принципу постепенного увеличения нагрузки, количества повторений, сокращения времени на выполнение упражнений.
2. Второй год обучения: основной акцент я сделал на подвижные игры (в данном случае баскетбол, так как к этому виду спорта участники групп проявили наиболее высокий интерес) (см. Приложение №2). Большой акцент был сделан на работу с мячом, командные действия, групповые упражнения, специфические упражнения связанные с конкретным видом спорта.
Первый год обучения.
Контрольные испытания выявления координационных способностей:
1. Тест «ловля линейки».
Схема тестирования: Исходное положение испытуемого: стойка, сильнейшая рука согнута в локтевом суставе (угол 90°), ладонью внутрь, пальцы выпрямлены. Экспериментатор устанавливает линейку длиной 40 см на расстоянии 1-2 см от ладони параллельно ее плоскости. Нулевая отметка линейки находится на уровне нижнего (наружного) края ладони. Экспериментатор без сигнала отпускает линейку. Перед испытуемым стоит задача как можно быстрее поймать падающую линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нулевой отметки до нижнего края ладони. Определяется средний результат из трех попыток.
2. «Проба Ромберга» (пяточно-носочное положение).
Схема тестирования: поза «пяточно-носочная» - испытуемый должен стоять так, чтобы ступни его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, глаза закрыты, руки вытянуты в стороны. Определяется время устойчивости в этой позе.
3. Тест «слаломный бег» 30 метров.
Схема тестирования: испытуемый по сигналу экспериментатора пробегает отрезок 30 м с максимальной скоростью. Затем на отрезке 30 м располагаются 5 набивных мячей, расположенных на расстоянии 1 м от центра и 2,5 м друг от друга. Испытуемый по сигналу должен пробежать 15 м, огибая препятствия с максимальной скоростью. Время выполнения задания фиксируется с помощью секундомера. Оценивается разница между слаломным бегом и бегом без препятствий.
В сентябре 2013 года было проведено исследование, чтобы определить исходный уровень координационных способностей учащихся имеющих отклонения в развитии по 3 видам тестовых упражнений (описанных выше). После чего на уроках физической культуры начали применять подобранные средства (специальные коррекционные задания и упражнения в игровой форме, подвижные игры) адаптивной физической культуры с учетом типологических особенностей учащихся данной группы.
В марте 2014 года по тем же упражнениям проведено контрольное тестирование, получены следующие результаты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения уровня координационных способностей детей контрольной группы (сентябрь 2013г, март 2014г.) были использованы тесты и получены следующие показатели (все показатели средние по группе):
Контрольная группа.
Таблица 1
Показатели координационных способностей контрольной группы
№п\п | Контрольное испытание | М | |
сентябрь | март | ||
Ловля линейки, см | 24,6 | 22,1 | |
Проба Ромберга, сек | 5,4 | 7,8 | |
Слаломный бег, сек | 1,6 | 1,4 |
Таблица 2
Оценка уровня координационных способностей контрольной группы
№ п\п | Контрольное испытание | Оценка уровней | |
сентябрь | март | ||
Ловля линейки, см | низкий | ниже среднего | |
Проба Ромберга, сек | ниже среднего | ниже среднего | |
Слаломный бег, сек | низкий | ниже среднего |
Таблица 3
Улучшение уровня координационных способностей с сентября по март 2013 – 2014года
№ п\п | Контрольное испытание | М1 | М2 | М2-М1 | % |
Ловля линейки, см | 24,6 | 22,1 | 2,5 | 11,3 | |
Проба Ромберга, сек | 5,4 | 7,8 | 2,4 | 30,8 | |
Слаломный бег, сек | 1,6 | 1,4 | 0,2 | 14,2 |
Как видно из таблиц, улучшения в каждом из показателей произошли незначительные, в среднем, на 18,7%. Наиболее заметны изменения в пробе Ромберга (30,8%), в остальных тестах ловля линейки и слаломный бег примерно одинаковый прирост показателей (11,3% и 14,2% соответственно).
Однако, не смотря на прирост показателей, развитие координационных способностей после проведения эксперимента находится на уровне ниже среднего по всем контрольным испытаниям.
Экспериментальная группа.
Таблица 4
Показатели координационных способностей экспериментальной группы
№ п\п | Контрольное испытание | М | |
сентябрь | март | ||
Ловля линейки, см | 23,1 | ||
Проба Ромберга, сек | 5,8 | 9,9 | |
Слаломный бег, сек | 1,7 | 1,3 |
Таблица 5
Оценка уровня координационных способностей экспериментальной группы.
№ п\п | Контрольное испытание | Оценка уровней | |
сентябрь | март | ||
Ловля линейки, см | низкий | ниже среднего | |
Проба Ромберга, сек | ниже среднего | ниже среднего | |
Слаломный бег, сек | низкий | ниже среднего |
Таблица 6
Улучшение уровня координационных способностей с сентября по март 2013 – 2014 года
№ п\п | Контрольное испытание | М1 | М2 | М2-М1 | % |
Ловля линейки, см | 23,1 | 20,6 | 2,5 | 12,1 | |
Проба Ромберга, сек | 5,8 | 9,9 | 4,1 | 41,4 | |
Слаломный бег, сек | 1,7 | 1,3 | 0,4 | 30,8 |
Результаты, полученные в ходе статистической обработки показателей экспериментальной группы, подтвердили предположения о ходе эксперимента. Как видно из таблиц, в период занятий произошли значительные изменения в сравнении с контрольной группой (на 9,4%) улучшения.
Как видно из полученных данных, улучшения произошли по всем тестовым упражнениям, однако наименьший прирост виден в тесте «Ловля линейки» (11,3% в контрольной группе и 12,1% в экспериментальной). Это можно объяснить очень низкой реагирующей способностью исследуемых учащихся, скорей всего связанной с их врожденными особенностями и имеющимися отклонениями в состоянии здоровья.
По остальным результатам тестовых упражнений заметно улучшение по сравнению с началом эксперимента - 41,4% - «проба Ромберга» и 30,8% - «слаломный бег», что связано с использованием подвижных игр и игровых заданий на повышение уровня координации на уроках физической культуры.
Необходимо отметить, что уровень координационных способностей после проведенного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах находится, по всем показателям, на отметке ниже среднего (таблица 2 и 5 соответственно). Однако в экспериментальной группе в тестовых заданиях «проба Ромберга» и «слаломный бег» эти показатели имеют граничное значение и близки к среднему уровню. Можно предположить, что эти задания, отражающие уровень координационных способностей, имели бы средний показатель, если бы эксперимент носил более длительный характер.
Прирост показателей с сентября по март, (%)
ВЫВОДЫ
В качестве средств развития координационных способностей могут использоваться самые разнообразные упражнения, если их выполнение связано с преодолением координационных трудностей (новые упражнения или знакомые, но осуществляемые в измененных условиях) либо требует от исполнителя точности, быстроты, рациональности, находчивости в осуществлении сложных в координационном отношении двигательных действий.
Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одно из этих требований, и называют координационными, направленными на развитие определенных координационных способностей. Их можно объединить в три группы: общеподготовительные, специально-подготовительные и группа, сочетающая в себе обще- и специально-подготовительные упражнения.
Группа общеподготовительных координационных упражнений. Теоретически можно говорить о безграничном перечне этих упражнений. Однако практически он ограничен рядом обстоятельств: затратами времени, которое можно выделить на них без ущерба для других упражнений; возрастными особенностями; половыми и индивидуальными различиями (например, в старшем школьном возрасте у юношей больше представлены общеразвивающие упражнения силовой направленности - с гирями, гантелями, штангой, а у девушек - с обручем, булавами, лентами, скакалками, мячами); материально-техническими условиями занятий.
Условно группу общеподготовительных координационных упражнений можно разделить на несколько подгрупп.
Первая подгруппа. Упражнения, обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений. Сюда входят новые упражнения или новые их варианты, рекомендованные школьной программой для освоения в каждом классе.
Вторая подгруппа. Упражнения по расширению двигательного опыта (общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; относительно простые и достаточно сложные упражнения, выполняемые в измененных условиях, при изменении положения тела или его частей и т. д.). Данные упражнения, содержащие повышенные координационные требования, направлены главным образом на правильное (качественная сторона) и точное (количественная сторона) выполнение движений по амплитуде, направлению, темпу, ритму.
Третья подгруппа. Общеразвивающие координационные упражнения, подобранные по типу: «на силу», «на быстроту», «на выносливость», «на гибкость».
Четвертая подгруппа. Упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий (выработка чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий; улучшение сенсомоторных реакций, рече-мыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движения).
Группа специально-подготовительных координационных упражнений, круг которых ограничен спецификой избранного вида спорта. Ее также можно разделить на подгруппы.
Первая подгруппа. Подводящие упражнения, способствующие освоению и закреплению технических навыков и технико-тактических действий.